научная статья по теме НАЦИОНАЛИЗМ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАЦИОНАЛИЗМ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ»

Историография и источниковедение

© 2008 г.

А.Б. ДАВИДСОН, И.И. ФИЛАТОВА НАЦИОНАЛИЗМ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Коллективный труд "Национализм в мировой истории", подготовленный Институтом этнологии и антропологии РАН1, - это, очевидно, одно из крупнейших исследований проблем национализма не только по объему (600 страниц), но, прежде всего, по глубине и многосторонности изучения. Редакторы-составители - член-корреспондент РАН, директор Института этнологии и антропологии, глава комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности В.А. Тишков и доктор исторических наук, известный специалист в области изучения национальных проблем В.А. Шнирельман. Авторы издания - видные отечественные и зарубежные ученые.

Но главное, конечно, тематика сборника: о национализме сейчас спорят во всем мире. Тема настолько важная, злободневная, что она связана буквально с каждой проблемой, стоящей перед человечеством. Есть ли страны или континенты, где национализм не играл бы сейчас громадной роли? И какая она, эта роль? Разрушительная? Объединяющая? Но если и объединяющая, то не есть ли она в то же время и разрушительная, не держится ли объединение на противопоставлении другим, на образе врага? Это проблема и Европы, включая и "постсоветское пространство", и новых государств - тех, что еще два-три поколения назад были колониями и полуколониями.

В последние десятилетия в связи с распадом империй и созданием многих новых государств остро встала проблема национальной идентичности. В июле 2007 г. очередная крупнейшая конференция английских и американских историков в Лондоне была целиком посвящена этой теме - какова она для государства, народов и отдельного человека.

В одной книге, даже и такой большой, как "Национализм в мировой истории", невозможно рассмотреть проблемы национализма и идентичности во всех ее аспектах и во всех странах. Но и то, что в нее вошло, безусловно, важнейший шаг к пониманию этой темы. Достаточно перечислить названия статей. Здесь и общие подходы: "Цивилизаци-онный подход как национальная идея", "Национализм и разум". И исследования по национализму в отдельных регионах и странах: "Британия в поисках постимперской идентичности", "Ирландия - разделенная нация", "Что такое Франция? Кто такие французы?", "Испанский случай: этнические волны и региональные утесы", "Арабский национализм или арабские национализмы: доктрина, этноним, варианты дискурса", «Венгерский Миллениум 1896 года: между "потемкинской деревней" и "градом Китежем"», "История и этнонационализм в постсоциалистическом мире: югославский вариант (1980-1990-е годы)", "Единая Европа и соблазн кельтского мифа", "Прошлое во имя будущего: индийский национализм и история (середина XIX - середина XX века)", "Визуализация императора Мэйдзи и формирование японской нации".

Давидсон Аполлон Борисович - профессор МГУ и Высшей школы экономики, заведующий Центром африканских исследований ИВИ РАН, заслуженный деятель науки РФ.

Филатова Ирина Ивановна - доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, заслуженный профессор Университета Квазулу-Натал (ЮАР).

Статья подготовлена при поддержке гранта ГУ-ВШЭ 2007 г., номер проекта: 07-01-172.

1 Национализм в мировой истории. М.: изд-во "Наука", 2007, 601 с.

Особое внимание у читателей, естественно, вызывают части книги, посвященные России и другим странам постсоветского пространства: "Российская нация и ее критики"2, "Русский национализм в империи Романовых", «Империя как она есть: имперский период в истории России, "национальная" идентичность и теории империи», "Зарождение и современное состояние среднеазиатских национализмов".

Как у нас изучали эту проблему прежде?

При Ленине и после него характеризовали царскую Россию как "тюрьму народов", при Сталине культура была "национальной по форме, социалистической по содержанию". В последние сталинские годы кампания борьбы "против космополитизма" добавила в советские труды по национальной проблеме элементы антисемитизма.

В рассматриваемой книге нет ни "спущенных" сверху формулировок, ни готовых штампов, ни идеализации, ни очернения. Авторы анализируют национальные проблемы без той политической нервозности, с какой их столь часто обсуждают не только в газетах, но и в научной литературе. Статьи написаны в академическом стиле. Авторы полемизируют и друг с другом, и со своими идейными противниками, но ни с кем не сводят счеты и нигде не опускаются до неакадемических выражений. Книга радует компетентностью и эрудицией создавших ее людей, тем, насколько глубоко разбираются они в теоретических аспектах своей проблемы, как хорошо знают новейшие концепции зарубежной науки, как глубоко понимают конкретику тех стран, о которых пишут.

Авторы ставят и обсуждают те вопросы, которые волнуют всех, кто задумывается над ролью национализма в сегодняшнем мире. Вот лишь некоторые примеры: "Какой вес и почему придавался в различных националистических дискурсах таким разным национальным символам, как язык, культура, религия, история? Как, с помощью каких механизмов происходила "национализация масс" (термин Гитлера), какие именно символы для этого задействовались? Какого рода риторику использовал национализм в разных социальных и политических контекстах? Откуда берутся национальные символы, кто является их производителями? На каких основаниях выстраивается национальный миф, каковы его функции, что делает его массовым и как именно он влияет на массы? Какого рода связи можно выявить между политической риторикой, литературными образами, научными построениями, репрезентацией нации в монументальном и изобразительном искусстве, в кино, в СМИ, в школьных учебниках?" (с. 11).

Определение национализму авторы введения (В.А. Тишков и В.А. Шнирельман) дали такое: "Мы определяем национализм как идеологический концепт и основанную на нем политическую практику, которые базируются на том, что коллективные общности под названием нации являются естественной и легитимной основой организации государств, их хозяйственной, социальной и культурной жизни, и члены нации должны демонстрировать свою преданность, а государство и лидеры - ставить выше всего и отстаивать интересы нации" (с. 24).

А вот данное теми же авторами определение идеологии национализма: он "базируется на постулате, что мир состоит из отдельных, четко различимых наций, каждая из которых обладает собственным характером. Нация есть единственный легитимный источник политической власти. Каждый индивид должен принадлежать и демонстрировать высшую лояльность одной и только одной нации. Нации должны быть автономны предпочтительно с собственными государствами. Только тогда могут быть обеспечены глобальные свобода и мир. К этой сердцевине националистической доктрины ее приверженцы добавляют самые разные темы и аргументы, отражающие особую историю и "характер" каждой нации. У немцев это выступает в виде представления о языковой чистоте, восходящего к германскому романтизму. У русских националистов мы нередко встречаем рассуждения о национально-религиозной миссии панславизма, у африканских - идеи негритюда" (с. 15).

2 Заголовок кажется не вполне адекватным. Критиковать можно лишь подходы к изучению нации -научные, псевдонаучные, популярные, популистские и т.д.

Понятие "цивилизации", которое привлекает в последние годы такое внимание ученых, пока еще настолько мало разработано и допускает настолько различные политизированные толкования, что, считает В.А. Шнирельман, "цивилизации" начинают в научных исследованиях заполнять то поле, где господствовали "нации", и присваивают себе их функциональную нагрузку.

О манипулировании националистами историческим прошлым подробно пишет О.В. Хаванова: как они формулируют свои версии истории, как одни факты выпячиваются, другим дается своя интерпретация, третьи вообще замалчиваются; как формируется список национальных героев, идеализируются их образы. И как все это навязывается массам через школьное и университетское образование, государственную символику и, прежде всего, СМИ.

Вопросы национальной идентичности, привлекающие все большее внимание не только ученых и политиков, но и широкой общественности, рассмотрены Е.Ю. Поляковой, М.А. Липкиным, Е.И. Филипповой, А.Н. Кожановским и С.А. Романенко на материале Франции, Испании, Великобритании, Ирландии, Югославии.

Анализ не ограничивается Европой и Россией. А.Н. Мещеряков рассматривает специфику национального вопроса в Японии, исходя из того влияния западной модели национализма, которая пришла в японское общество в эпоху Мэйдзи. Г.Г. Косач полагает, что, при всей ее огромной притягательной силе, идея единой арабской нации вряд ли осуществится из-за соперничества между арабскими государствами и обречена оставаться мифом.

Что касается России, то здесь у авторов единого мнения нет. Известный знаток национального вопроса в России А.И. Миллер уверен, что идея "государства-нации" в нашей стране неосуществима, поскольку для русских, как имперской нации, пространство политического контроля не совпадает с "национальной территорией". У В.А. Тишкова -другое мнение.

Нам кажется, например, что авторам стоило бы больше внимания уделить и процессу афроазиатизации мира. Происходящие сейчас изменения: демографические, а вслед за ними экономические, политические, социальные и культурные - неизбежны. И многие из тех перемен, которых мы ждем послезавтра, уже произошли позавчера, только мы этого еще не осознали.

Авторы введения ставят задачей сборника и помощь тем, кто занимается практической деятельностью. «Занимаясь острой политологической проблематикой, надо помнить, что наши работы будут использовать практики, ссылаясь на "мнения ученых"», -пишут они (с. 12). Книга, конечно, принесет пользу практикам - если они сумеют разобраться в академических формулировках. Таких, например: «Затем, отталкиваясь от Б. Андерсона, Р. Брубейкер, Р. Суни и другие последователи теории социального конструктивизма и интерпретативной антропологии убедительным образом показали дискурсивную природу национализма как одной из наиболее распространенных "практик", которая совсем не означает необходимость реифик

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком