научная статья по теме НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ЮАР ПОСЛЕ 1994 ГОДА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ЮАР ПОСЛЕ 1994 ГОДА»

© 2008 г.

А.Б. ДАВИДСОН, И.И. ФИЛАТОВА

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ЮАР ПОСЛЕ 1994 года

Россия - не единственное государство, где созданию национальной идеологии - программы национального строительства - уделяется сейчас особое внимание. Одной из стран, где вокруг этой проблемы ведутся яростные дебаты, является ЮАР. Исторический опыт наших двух стран весьма различен, но значимость национального фактора в обеих весьма велика, а это означает, что и нам, и южноафриканцам важно приглядываться к опыту друг друга в сфере национальной политики - и позитивному, и негативному.

Африканский национальный конгресс (АНК) - партия в 1994 г. возглавившая первое правительство черного большинства в ЮАР и до сих пор находящаяся у власти в этой стране - занимался осмыслением расовых и национальных проблем десятилетиями. Это не случайно: расовая дискриминация была основой государственной структуры страны на протяжении столетий, не говоря уже о четырех с лишним десятилетиях режима апартхейда, введенного в 1948 г. африканерской Национальной партией1 - в теории раздельного развития расовых групп, на практике - еще более жесткой, чем прежде, дискриминации черного большинства. Без понимания того, какой след оставили колонизация, рабство, расовая дискриминация и апартхейд в экономической структуре страны, в политической культуре всего ее населения, в его психическом складе, понять расовые и этно-национальные проблемы ЮАР невозможно. Этно-расовая проблема пронизывает все аспекты жизни страны. И тем не менее единого определения нации, как и четкой программы национально-расовой политики, организация не выработала. Разные лидеры АНК так и не пришли к единому мнению о том, сколько же наций в ЮАР2.

Давидсон Аполлон Борисович - доктор исторических наук, профессор, президент Ассоциации британских исследований, руководитель Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН, заслуженный деятель науки РФ.

Филатова Ирина Ивановна - доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, заслуженный профессор Университета Квазулу-Натал (ЮАР).

Статья подготовлена при поддержке гранта ГУ-ВШЭ 2007 года, номер проекта: 07-01-172 "Новая Южная Африка в новом мире: современная ЮАР в контексте постколониализма и постимпериализма".

1 Африканеры - потомки голландцев переселявшихся на Юг Африканского континента с середины XVII в. Первоначально они называли себя голландцами, или "бурами" - буквально, крестьянами. Слово "африканер" - по-голландски африканец - вошло в обиход с начала XX в. Национальная партия возникла в 1914 г. и после многочисленных расколов пришла к власти в 1948 г., сделав апартхейд своей официальной политикой.

2 Эта тема подробно освещена в следующих работах: No Sizwe (N. Alexander). One Azania, One Nation. The National Question in South Africa. London, 1979; The National Question in South Africa. M. van Diepen, ed. London, 1988; Filatova I. Contested Domains: National Identity and Conflict in Russia and South Africa. Johannesburg, 1992; eadem. One, Two or Many? Aspects of South African Debate on the Concept of Nation. Johannesburg, 1995; Alexander N. An Ordinary Country. Issues in the Transition from Apartheid to Democracy in South Africa. Pie-termaritzburg, 2002; Chipkin I. Do South Africans Exist? Nationalism, democracy and the identity of "the people". Johannesburg, 2007; "Mzala" Nxumalo J. The National Question in the Writing if South African History. A critical Survey of some Major Tendencies. - Working Paper 22, Walton Hall, [n.d.].

В Хартии свободы, принятом в 1955 г. программном документе АНК и его союзников - Конгресса Южноафриканских Профсоюзов (КОСАТУ) и Южноафриканской Компартии (ЮАКП), - говорится и об одной нации ("Мы, народ Южной Африки.."), и о двух ("Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет, черным и белым..."), и о нескольких национальных группах3. В 1979 г., в своем новогоднем послании АНК его лидер Оливер Тамбо выступил с лозунгом "Одна страна, один народ, одно правительство -правительство народа Южной Африки"4. В 1996 г. Табо Мбеки, нынешний президент страны, в речи "Я - африканец", произнесенной по поводу принятия новой конституции, упомянул и зулусов, и коса, и кои, и сан, и цветных5, и африканеров, и даже южноафриканских китайцев, объединив их всех в единый образ африканца6. Но всего через два года в другой речи он сказал, что "Южная Африка - страна двух наций. Одна из этих наций - белая, относительно зажиточная... Другая, большая, нация... - черная и бедная"7. Еще через три года Мбеки говорил о вкладе в борьбу против апартхейда представите-

о

лей четырех национальных групп страны.

На практике, в зависимости от ситуации и обстоятельств, и правительство, и государственные структуры, и политические партии, и неправительственные организации, и бизнес, и пресса, и простые граждане страны тоже пользуются самыми разными подходами к тому, что такое южноафриканская нация и из кого именно она состоит. Поэтому как бы ни важны были определения нации, официальные документы, регламентирующие политику руководства страны по отношению к разным составляющим ее общества, важнее.

Начать нужно с Хартии свободы, поскольку считается, что принципы, провозглашенные в ней, лежат в основе всех более поздних документов АНК. Второй пункт Хартии

9

провозглашает :

"Все национальные группы будут иметь равные права.

Все национальные группы и расы будут иметь равный статус в государственных органах, судах и школах;

Все национальные группы будут защищены законом от оскорбления их расовой и национальной гордости;

Все люди будут иметь равные права пользоваться своим языком и развивать свою народную культуру и обычаи;

Пропаганда и практика дискриминации по признаку нации, расы и цвета кожи, и презрения (к любому из них. - А.Д., И.Ф.) будут наказуемым преступлением;

Все законы и практика апартхейда будут отменены".

Отмена практики апартхейда во многих организациях и учреждениях, например в университетах, началась - негласно - еще во второй половине 80-х годов, а в начале 90-х законодательный апартхейд был похоронен окончательно. Но осуществление остальных принципов хартии - идеала полного равенства - оказалось куда более сложным процессом, чем полагали ее авторы.

Придя к власти, АНК приступил, по его собственному определению, к осуществлению национально-демократической революции, первой из двух стадий революционного преобразования южноафриканского общества. Двухступенчатая модель революции разрабатывалась теоретиками ЮАКП на протяжении десятилетий, с тех пор, как ло-

3 From Protest to Challenge. A Documentary History Of African Politics in South Africa, 1882-1964. T. Karis, G. M. Carter, eds.; v. 3, ed. by T. Karis and G. Gerhart. Stanford, 1977, p. 205.

4 Sechaba, April 1979.

5 Южноафриканские цветные - потомки смешанных браков и внебрачных связей между белыми колонистами, кои - местным населением Капского полуострова и привезенными в Южную Африку рабами из Индии, Индонезии, Малайзии, Мозамбика, с Мадагаскара и других островов Индийского океана.

6 Mbeki T. Africa. The Time Has Come. Selected Speeches. Cape Town, 1998, p. 31-36.

7 Ibid., p. 71.

8 Цит. по: Alexander N. Op. cit., p. 37, 178.

9 From Protest to Challenge, p. 205.

зунг "независимой туземной южноафриканской республики" с полными и равными правами для всех рас - черной, цветной и белой10 - как ступени к республике рабочих и крестьян" был предложен Коммунистической партии Южной Африки, предшественницей ЮАКП, Коммунистическим Интернационалом и принят в 1928 г.11

В 1969 г. похожая модель была официально принята и АНК на конференции в Моро-горо с той разницей, что АНК брал на себя задачу первой ступени - национальной революции, оставляя осуществление второй ступени коммунистам. В документе конференции "Стратегия и тактика Африканского национального конгресса" говорилось: "Главное содержание настоящей стадии южноафриканской революции - национальное освобождение самой большой и наиболее угнетаемой группы - африканского народа. Эта стратегическая цель должна определять каждый аспект нашей борьбы, от формулирования политики до создания структур. Среди прочего она требует прежде всего максимальной мобилизации африканского народа как лишенной всего и расово угнетенной нации... Она должна стимулировать и углублять уверенность нашей нации, национальную гордость и национальное самоутверждение... Эти качества не противоречат принципам интернационализма. Наоборот, они становятся основой более длительного и значимого сотрудничества; сотрудничества добровольного и равного... В конечном счете только успех национально-демократической революции, которая разрушит существующие социальные и экономические отношения, приведет к исправлению исторических несправедливостей, совершенным против всего туземного большинства, и заложит основу нового, и более глубокого, интернационалистского подхода"12.

Этот документ и стал основой национальной политики АНК после его прихода к власти. Это не означает, что с 1969 г. политика АНК оставалась неизменной. С середины 80-х годов все большее число белых южноафриканцев поддерживали лозунги и борьбу АНК, и в конечном счете он пришел к власти не в результате революции, а в результате длительного переговорного процесса, завершившегося компромиссом. Все это не могло не повлиять на теорию и практику организации. В документе "Основы конституции", сформулированном в 1986 г., руководство АНК утверждало: "Государственной политикой будет развитие единой национальной идентичности... государство признает языковое и культурное разнообразие народа"13.

В это же время генеральный секретарь ЮАКП, Джо Слово, писал о том, что Южная Африка - это единая "нация в процессе становления", или "становящаяся нация" - "единая нация, объединяющая все этнические общности" с "национальной культурой, в которой участвуют разные этнические группы"14. В предвыборном манифесте АНК 1994 г. говорилось о "нации, построенной в результате развития наших разных культур,

10 Законодатели апартхейда делили южноафриканское общество на четыре "расы": белых

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком