научная статья по теме Национальная интеграция и межэтнические отношения в США и ФРГ как предмет научных исследований в России Философия

Текст научной статьи на тему «Национальная интеграция и межэтнические отношения в США и ФРГ как предмет научных исследований в России»

Н.А. Вялых

кандидат социологических наук, старший преподаватель Южного федерального университета*

А.В. Лубский

доктор философских наук, профессор Южного федерального университета**

О.Ю. Посухова

кандидат социологических наук, доцент

***

Южного федерального университета

Национальная интеграция и межэтнические отношения в США и ФРГ как предмет научных исследований в России1

В последние время усилился когнитивный интерес российских ученых к проблемам ценностной и нормативной политики в сфере межнациональной интеграции в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой. Этот интерес в определенной мере обусловлен стремлением осмыслить зарубежный опыт, связанный с регуляцией межэтнических отношений, снижением конфликтогенного потенциала миграционных потоков, с целью выработки более эффективной политики в области предотвращения межэтнических конфликтов и гармонизации межнациональных отношений в России.

В статье рассматривается проблематика работ российских исследователей, посвященных мультикультурализму как

доктринальному основанию политики в сфере межнациональной интеграции и правовому регулированию миграционных потоков в США и ФРГ как нормативной политике предотвращения межэтнической напряженности.

Мультикультурализм как доктринальное основание политики в сфере межнациональной интеграции имеет свою специфику в разных странах. Так, рассматривая основные этапы становления американской нации, исследователи делают вывод об эволюции формулы американской национальной идентичности от ассимиляционной парадигмы «плавильного котла» до культурного плюрализма и

* Вялых Никита Андреевич, e-mail: sociology4.1@yandex.ru

** Лубский Анатолий Владимирович, e-mail: n_lav@mail.ru

*** Посухова Оксана Юрьевна, e-mail: belloks@yandex.ru

1 Статья выполнена в рамках реализации гранта Российского научного фонда № 15-18-00122 «Институциональные практики и ценностная политика в сфере гармонизации межэтнических отношений в экономически развитых странах со сложной этнокультурной структурой: сравнительный анализ и моделирование имплементации в российских условиях».

этничности. Приоритет последних они объясняют тем, что предоставление этническим меньшинствам льгот для преодоления социально-экономического неравенства в рамках программы «позитивных действий» (о необходимости и оправданности которых идут ожесточенные споры с момента их появления) «способствовало в той или иной мере урегулированию межэтнических конфликтов, снятию остроты и напряженности». Вместе с тем в американском обществе, как отмечают исследователи, «еще не изжиты расизм, этническая предубежденность и подозрения, возникают острые проблемы, связанные с миграцией в США из незападных стран и изменением расово-этнического состава населения, вновь звучит вопрос, что же представляет собой американская нация и каково ее будущее»2. Исследователи, изучающие проблемы ценностной политики в сфере межнациональной интеграции в Германии, также отмечают, что доминирующей концепцией интеграции иностранцев в современное немецкое общество является мультикультурализм, пришедший на смену

о

концепции ассимиляции и модели ротации гастарбайтеров .

Рассматривая проблемы мультикультурализма как теории и

4 -

практики4 в контексте политики национальной интеграции, проводимой в развитых странах, многие российские ученые еще несколько лет назад считали модель мультикультурализма и опыт ее применения, в частности, в США исключительно продуктивными и однозначно применимыми для современного российского общества5. Некоторые исследователи более сдержанно, но также подчеркивали, что идеи мультикультурализма будут полезными и для российского общества, несмотря на ту критику, которая раздавалась в начале XXI в. по поводу практики реализации этих идей. При этом, отмечая негативные последствия реализации этих идей, авторы писали, что практика мультикультурализма, культивируя повышенный интерес к культурам этнических меньшинств, абсолютизирует их специфику и устойчивость к изменениям, провоцирует шовинистически настроенных представителей этнического большинства, создает почву для новых межкультурных конфликтов, порождая «угрозы» национальной гармонии и единству6.

Так, политика мультикультурализма, которая была принята в Германии в конце 80-х гг. XX в., не предполагала, в частности, от турецких мусульман, прибывших в страну, «ассимиляции в германскую культуру. Скорее она предлагала им сохранить свою культуру, включая

2

Чертина З.С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития в США. М., 2000. С. 141-142.

3 Мухитденова А.Т., КимЛ.М. Миграционная политика Германии: проблемы интеграции // Вопросы политологии. 2012. № 1.

4 Борисов А.А. Мультикультурализм в США: теории и практики. Пермь, 2007.

5 Сахарова В.В. Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада. М., 2011. С. 5-7.

6 Волкова Т.П. Классические философские концепции мультикультурализма и толерантности // Вестник МГТУ. 2011. Т. 14, № 2. С. 259.

язык и религию, чтобы она сосуществовала с германской культурой»7. Однако практика мультикультурализма, прежде всего в контексте ценностной политики по отношению к иммигрантам, как отмечают исследователи, в Германии провалилась. При этом они ссылаются на высказывание

А. Меркель, которая заявила, что концепция мультикультурализма, «по которой мы в настоящее время живем бок о бок и счастливы этим фактом, не работает». Она также объявила, что иммигранты должны интегрироваться, принимать культуру Германии и ее ценности. Это заявление, как подчеркивают исследователи, «стало отражением общих настроений в переживающем кризис Евросоюзе, однако его исключительная значимость обусловлена тем, что оно было сделано лидером страны, политики которой всегда, особенно на протяжении второй половины ХХ века, избегали острых высказываний в адрес представителей других народов. Данное заявление дало толчок ожесточенным дебатам в Германии по поводу иммиграции и заметно

о

усилило коллизии в этой области»8.

В исследованиях российских исследователей особое внимание уделяется проблеме регулирования межэтнических и расово-этнических отношений в США. При этом исследователи отмечают, что главными составляющими административно-правового механизма регулирования этих отношений являются, во-первых, «законы о гражданских правах, направленные на обеспечение конституционно охраняемого равенства прав граждан независимо от их расового, этнического происхождения, пола и вероисповедания. Сюда же можно отнести систему "позитивных действий", которая подразумевает совокупность различных законодательных мер, судебных решений и правительственных программ в области кадровой политики, направленных на устранение и предотвращение дискриминации расово-этнических групп. Во-вторых, отработанная административно-правовая процедура для осуществления гражданами своих прав, включающая уголовные и гражданско-правовые санкции в случае нарушения антидискриминационных норм. В-третьих, государственно-правовой механизм правоприменения, включающий наделенные необходимыми полномочиями специальные государственные органы (как на федеральном, так и на штатном и местном уровнях) по обеспечению соблюдения антидискриминационных норм, содержащихся в том или ином законе или разделе закона»9.

7 Фридман Дж. Германия и провал мультикультурализма / пер. А. Маклакова // Независимый информационно-аналитический ресурс «Диалог.иА». [Электронный ресурс]. URL: http://dialogs.org.ua/ru/cross/page27174.html (дата обращения: 11.02.2015).

8 О кризисе мультикультурализма // Международный проект общественного объединения «За права человека» (The Decline of Europe). [Электронный ресурс]. URL: http://thedecline.info/ru/part1 (дата обращения: 07.06.2014).

9 Лобанова Л.А. Этнические и расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: проблемы государственного управления. Ретроспектива и современность: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004.

Рассматривая политику, направленную на интеграцию этнических меньшинств в германское общество, исследователи выделяют в ней два аспекта: налаживание культурного диалога и ужесточение иммигрантского законодательства. В частности, исследователи отмечают, что важной вехой диалога Германии и арабского мира был съезд журналистов, ученых, политических деятелей в г. Каире в 2002 г. Итогом работы съезда стала резолюция, в которой были предложены программы, направленные на преодоление культивируемых СМИ этнических стереотипов со стороны как Запада, ассоциирующего ислам с терроризмом, так и Востока, обвиняющего Запад в «забвении

Л П

милосердия»10. В результате в современной Германии, как отмечают некоторые авторы, сформировался определенный дискурс11, основанный на понимании того, что для предотвращения межэтнических конфликтов важно не только принуждение мигрантов к изучению культуры принимающего сообщества, но и понимание этим сообществом этнокультурной специфики мигрантов.

Исследователи, изучающие проблемы интеграции этнических меньшинств в германское общество, считают, что ключевой задачей интеграционной политики является распространение положительных социокультурных паттернов поведения. При этом они отмечают, что, например, на федеральном уровне изыскиваются возможности расширения дошкольной языковой подготовки детей с миграционной историей, увеличивается число мест в детских садах, где дети из любых семей получают возможность общаться друг с другом и осваивать язык страны своего проживания на уровне, необходимом для дальнейшего обучения в школе. Кроме того, в Германии, как отмечают исследователи, активно обсуждается перспектива отказа от немецкой модели трех типов школ, в которой школьники разделяются по академической успеваемости. Пока решения о трансформации существующей школьной системы были приняты в двух землях -

Л о

Шлезвиг-Гольштейне и Гамбурге12. Действительно, мигранты оказываются вынужденными выбирать наименее престижное направление обучения для своих детей, и те не видят для себя положительных примеров и воспроизводят таким образом неудачный опыт интегр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком