научная статья по теме НАЦИСТЫ В ИРАНЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАЦИСТЫ В ИРАНЕ»

НАЦИСТЫ В ИРАНЕ

И вскоре Гитлер поставил перед своими подручными четкую задачу: в Иране должна действовать мощная прогерманская «пятая колонна». Выполняя директивы фюрера, внешнеполитический отдел нацистской партии, иностранный отдел министерства пропаганды, абвер, министерство иностранных дел развернули активную пропагандистскую деятельность. Большими полномочиями было наделено так называемое «Германское общество Ближнего и Среднего Востока», одной из задач которого было формирование прогерманских настроений в Иране. Получая поддержку от известных немецких фирм, эта организация издавала газету «Ориент Нахрихтен» («Известия с Востока»)2.

«АРИЙСКОЕ БРАТСТВО»

Центральное место в пропаганде германских фашистов в Иране заняли теории об общем арийском происхождении немцев и иранцев3. Представляет интерес уже тот факт, что в первоначальном варианте расовой таблицы, составленной нацистами еще до прихода к власти, на ее верхних этажах не было места азиатским народам. Однако политические соображения заставили их внести изменения в эту структуру, после чего избранными арийскими нациями были объявлены японцы, а затем иранцы и некоторые другие народы.

Германская пропаганда внушала, что фюрер относится к иранцам с особенной симпатией и причисляет их к арийской расе. На всем земном шаре достойными жизни нациями являются германская и иранская - только они сохранили в чистоте арийскую кровь. И мир должен принадлежать только этим двум нациям. «На Западе - немцы, на Востоке -иранцы», - нашептывали посланцы Геббельса своим восточным «братьям».

Специальным декретом германское правительство освободи-

А.Б. ОРИШЕВ

Доктор исторических наук

В планах установления господства нацистской Германии на Востоке особое место отводилось Ирану. Огромная карта Ирана, висевшая в рейхсканцелярии, возбуждала фантазии фюрера. Иран обладает сказочными нефтяными запасами, имеет выгодное геополитическое положение, - рассуждал Гитлер, - он не только представляет собой удобный плацдарм для вторжения в Ирак и Британскую Индию, но и граничит с СССР, что создает перспективы использования его территории против большевистской Средней Азии и Закавказья. «На востоке мы должны распространить наше господство... до Ирана», -откровенничал он в кругу своих приближенных1.

ло иранцев как «чистокровных арийцев» от действия ограничительных положений нюрнбергских расистских законов. Чтобы возвеличить роль Ирана как «прародины арийской расы», по рекомендации германской дипломатической миссии название государства «Персия» было официально изменено на «Иран», а подданные этого государства стали именоваться «иранцами». В Тегеране здание Национального банка было спроектировано немецким архитектором в неоперсе-польском стиле*, а стены железнодорожного вокзала украсили узоры из свастик4.

Принятие этого знака в качестве символа нацистской партии истолковывалось в «Третьем рейхе» как признак духовного родства между «арийцами севера» и «нацией Зороастры», общностью интересов Ирана и Германии5. Нелишним будет сказать, что сва-

* Персеполь - одна из столиц древней персидской империи Ахеменидов. Разрушен Александром Македонским в IV в. до н.э.

стика имела хождение в Древней Персии еще в VI в. до н.э.**

В подтверждение тезиса об общем арийском происхождении немцев и иранцев расовое управление СС санкционировало браки германских «чистокровных арийских» девушек с видными представителями политической, военной и экономической элиты Ирана.

Расчет фашистских пропагандистов оказался точным. Иранцам гораздо больше импонировала идея о превосходстве арийцев над другими народами, чем советская пропаганда интернационализма, поскольку национализм, в отличие от лозунгов классовой борьбы, имел в Иране прочную почву. На страницах полуофициоза «Иран» один из авторов заявлял, что если арийская раса сохранилась где-нибудь, то только в такой стране, как Иран, который считается «очагом возрождения этой расы»6. В 1938 г. в Иране вышла брошюра «Раса и язык», автор которой, в свою очередь, утверждал, что «все ученые, изучавшие вопрос о первоначальной родине арийцев, единогласны в том, что среди арийцев именно иранцы составили группу, больше всех создавшую государственность в стране, называемую Ира-ном»7. Надо сказать, что подобные высказывания были не единичными и довольно точно отражали отношение иранской элиты к расовому вопросу.

Под непосредственным влиянием нацистов официальные круги Ирана разрабатывали и широко пропагандировали идеи персидского шовинизма, реваншизма и паниранизма. Рассматривая древних персов «чистыми» арийцами, игнорируя или резко отрицательно характеризуя последую-

** Свастика (санскр.) - крест с загнутыми углами. Возможно, древний символ плодородия, солнца и т.д. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних и средневековых культур, особенно на Востоке. В фашистской Германии использовался как государственная эмблема, отличительный знак нацистов.

Тегеран. Старый дворец шаха. ным опровержением подобной

информации.

щие значительные этнорасовые перемены в составе населения страны, преподаватели Тегеранского университета и столичные публицисты выдвинули идею о необходимости «восстановления» единого языкового и культурного пространства по всей стране.

Активными пропагандистами подобных идей были издатель журнала «Айанде» доктор Махмуд Афшар, публицисты Аббас Экбал и Ахмед Кесрави8. Среди молодежи и военнослужащих широкое распространение получили идеи о «священной миссии по освобождению 17 плененных городов» (имелись в виду города Советского Закавказья, отошедшие России в результате русско-иранских войн. - А.О.).

Популярными в Иране стали антисемитские лозунги германских фашистов. Как и в Третьем рейхе, в Иране стали открыто обсуждать положение евреев. Относительно их будущего было выдвинуто несколько проектов. Предлагалось разрешить им проживать только в трех иранских городах, лишить права обладания недвижимым имуществом и т.д.9. С целью усиления антиеврейских настроений немцы распространяли по Тегерану слухи о похищении детей местными евреями. Одно время эти слухи приобрели настолько возбуждающий характер, что в городе стали опасаться еврейских погромов. Главное полицейское управление Тегерана даже было вынуждено выступить с официаль-

НАЦИСТЫ - «ДРУЗЬЯ» ШИИТСКОГО ИРАНА

Важным фактором, обеспечившим успех нацистской пропаганде, было обращение к религиозным чувствам иранских мусульман. Некоторый опыт на этот счет у немцев имелся. В 1898 г. Вильгельм II в Дамаске, у гробницы Салах-ад-дина (Саладина), объявил себя другом 300 млн мусульман. Так как в пределах Османской империи не было такого количества мусульманского населения, стало ясно, что кайзер имел в виду мусульман, населявших Британскую Индию и Иран. Создать собственную империю на мусульманском Востоке - такие замыслы тогда вынашивали в Берлине.

Однако, чтобы успешно вести пропаганду в религиозной сфере, немцы не могли не учитывать антиклерикальные настроения Ре-за-шаха и пошли на пропагандистский трюк - шиитское направление в исламе было объявлено истинной арийской религией, противостоящей арабскому исламу «семитского суннитского толка». Такой подход не вызывал сопротивления со стороны правящих кругов и одновременно позволял найти новых сторонников германского фашизма10. И это вполне понятно: не менее 95% населения страны причисляли себя к мусульманам-шиитам. Вера в двенадцатого скрытого имама превращала иранцев в своих собственных глазах в уни-

кальную нацию, превосходящую остальные.

Учитывая это фактор, немецкие пропагандисты распространили среди иранцев-шиитов слух, что будто бы Гитлер является «Махди» - тем самым скрытым двенадцатым имамом, и даже точно определили дату его пришест-вия11. Проводя параллели между Аллахом и древнегерманскими богами, гитлеровцы внушали иранцам, что Гитлер по происхождению лур12, о чем свидетельствует якобы окончание его фа-милии13. Также сообщались сведения о принятии им ислама и нового имени - Гейдар14. Небезынтересно отметить, что многие иранцы действительно в это поверили.

Особую активность немецкие пропагандисты развили на базаре. И не случайно. Тегеранский базар представлял собой довольно организованное объединение. В его торговых рядах немцы рассказывали, что будто бы фюрер родился с зеленой каймой вокруг пояса - несомненным признаком мусульманской святости. Они активно пропагандировали идею о мировом еврейском заговоре и необходимости войны с ними. Нацисты проводили параллель между борьбой, которую пророк Мухаммед вел с евреями в VII в. с борьбой Гитлера за «окончательное решение еврейского вопроса». Обычным делом было увидеть плакаты со словами: «На небесах Аллах - твой господин.

На Земле - это Адольф Гитлер».

Распространялись листовки, в которых говорилось, что Германия в годы Первой мировой войны воевала на одной стороне с другой, исламской страной - Турцией - и никогда не имела мусульманских колоний. В обстановке наметившегося в 1930-е гг. сближения Турции со странами Среднего Востока, когда Анкара выступала в качестве посредника в пограничных конфликтах между Ираном и Афганистаном, этот довод германской пропаганды был довольно эффективным.

Активную пропаганду немцы вели в чайханах, у мечетей, на площадях около репродукторов -в местах, где так любили собираться иранцы. Запугивая иранцев советской угрозой, германские агенты распускали слухи о

зверствах большевиков в населенных мусульманами районах Советского Союза, об унижениях, которым будто бы подвергались «правоверные» в СССР, о том, что только за одно слово «Аллах» большевики вырывают язык. Немцы убеждали простых иранцев, что провозглашенный еще В.И.Лениным лозунг об отсутствии противоречий между социализмом и исламом является всего лишь ловким тактическим ходом коммунистической пропаганды и что истинные друзья ислама находятся в Берлине.

Немецкие пропагандисты также заверяли иранцев, что именно Германия призвана защитить их государство от угрозы со стороны Советского Союза и Великобритании. Провозглашались антиимпериалистические лозунги, объявлявшие Германию заступницей народов Востока15. Одним

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком