научная статья по теме НАЦИЯ - ЦЕРКОВЬ - ГОСУДАРСТВО Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «НАЦИЯ - ЦЕРКОВЬ - ГОСУДАРСТВО»

Narod - cirkev - stat. Bratislava, 2007. 266 s. Нация - церковь - государство

Появление научного сборника «Нация - церковь - государство», без сомнения, является заметным событием в области изучения взаимосвязей этнона-циональных и конфессиональных процессов в Центральной Европе. В основу тома легли материалы одноименной конференции, состоявшейся 14-15 ноября 2005 г. в словацком местечке Часта-Папиерничка. В этой представительной встрече приняли участие историки и теологи не только из Словакии, но также из соседних Чехии и Австрии. В качестве составителя выступила известный братиславский историк, сотрудница Института истории САН Татьяна Ивантышынова.

Сборник открывает вступительная статья Т. Ивантышыновой «Национальная и конфессиональная идентичность в современную эпоху», где в краткой форме на примере традиционного като-лическо-протестантского соперничества в словацкой среде обосновывается актуальность поднятых в сборнике вопросов. Основными целями публикации, по словам составителя, является привлечение внимания научной общественности к теоретическим проблемам изучения истории церкви и освещение целостной картины соотношения национальной и конфессиональной идентичностей на примере Словакии.

Следует подчеркнуть, что хотя Т. Ивантышынова неоднократно именует книгу коллективной монографией, ее структура (степень взаимосвязанности статей, форма оглавления) гораздо более точно отвечает представлениям именно о научном сборнике. Основные статьи тома разделены на четыре разновеликих раздела, созданных по тематическому и хронологическому принципам: теологические аспекты модернизации; церковь и нация в многонациональной Габсбургской монархии; церковь в государствах-преемниках Австро-Венгрии; тоталитарная власть и церкви после 1945 г.

В предваряющем основные темы богословском разделе помещены статьи

М. Миколашика («Архиепископское управление по обучению и воспитанию», Вена) и М. Коцура («Двуязычная гимназия им. К.С. Льюиса», Братислава). Если первый автор постарался обзорно осветить философско-теологический взгляд на секуляризационный процесс, то второй представил экуменическое эссе «О религиозной и национальной идентичностях с библейско-исторической точки зрения».

Раздел, посвященный церковно-нацио-нальным взаимоотношениям в монархии Габсбургов, открывает статья Д. Шквар-ны (Ун-т им. Матея Бела, Банска-Бист-рица) «Два мира в одной церкви: к вопросу протестантской унии». Внимание ученого привлекла идея создания церковной унии между лютеранами и кальвинистами, получившая популярность в начале 40-х годов XIX в. Д. Шкварна анализирует как собственно конфессиональные, так и отчетливо проступающие этнонациональные аргументы сторонников и противников унии, осуществление которой еще более бы укрепило мадьяри-заторский лагерь, ослабив роль словаков в церковной жизни.

В материале Т. Ивантышыновой рассмотрен жизненный путь словацкого теолога, поэта и публициста Йозефа Подградского (1823-1915). Религиозные взгляды этого деятеля эволюционировали от лютеранства к православию, что, впрочем, не нашло отклика у современников.

Текст И. Гануша (Масариковский ун-т, Брно) посвящен выбору религиозной идентичности во второй половине XIX в. Свои наблюдения он построил преимущественно на западноевропейском материале, тем самым несколько отойдя от магистральной тематики сборника. Известный словацкий историк Р. Голец (Ун-т им. Я. Коменского, Братислава) представил на суд читателя обширную статью «Словацкие католики между нацией и государством в 1848-1918 гг.», наглядно освещающую неоднозначность процессов в словацком католицизме в этот период. В тексте Д. Кодаевой (Ин-т истории САН,

Братислава) рассмотрена судьба видного словацкого национального деятеля, евангелического пастора Юра Яношки (1856— 1930), позитивный след которого заметен во всех сферах его жизнедеятельности.

Третий раздел сборника открывается статьей М. Трапла (Ун-т им. Ф. Палацко-го, Оломоуц), посвященной культурной политике в государствах, возникших после 1918 г., особенно в Чешских землях. К статье М. Трапла примыкает пространный текст его коллеги Ф.Х. Галаса «Секуляризация в первой Чехословацкой Республике и Святой престол», который посвящен непростым отношением между молодым государством и Ватиканом до заключения между ними в 1928 г. modus vivendi.

М. Михела (Ин-т истории САН, Братислава) посвятил свою статью Свято-Стефановской традиции в Словакии в течение межвоенного периода, придя к выводу, что культ первого венгерского короля св. Стефана (Иштвана), характер которого постепенно трансформировался из церковного в подчеркнуто венгерский национальный, максимально осложнил его бытование в условиях Чехословакии. В статье М. Соколовой (Ин-т политических наук САН, Братислава) раскрывается позиция евангелической церкви аугсбургского исповедания в Словакии по вопросу распространения в словацких землях после 1918 г. общин чешскобратской евангелической церкви. Молодой историк И. Сваткова (Ун-т им. Я. Коменского, Братислава) дополнила сборник кратким очерком истории реформатской церкви на территории в Словакии в 1918-1938 гг. Бывший преподаватель Университета им. Я. Коменского Ш. Швагровский проследил в своей статье историю проникновения православия в Богемию и Моравию и роль в этом епископа Горазда (Матея Павлика, 1879-1942). В тексте М. Голака (Ин-т политических наук САН, Братислава) представлена попытка оценки словацкого политического католицизма в первой Чехословацкой Республике.

Четвертый, заключительный раздел сборника примечателен сразу несколькими ценными темами. В частности, Я. Пешек (Ин-т истории САН, Братислава) в своей

статье уделил внимание послевоенным словацко-венгерским спорам в кальвинистской среде на территории Словакии. Авторитетный исследователь довел повествование до 1992 г., когда реформатская церковь пополнила свою структуру двумя чисто словацкими сеньоратами (при наличии семи сеньоратов с преимущественно венгерской паствой). Коллега по Институту истории и частый соавтор Я. Пешека М. Барновский (к сожалению, скончавшийся через несколько месяцев после выхода рецензируемого сборника) представил обобщающую статью «Греко-католическая церковь и словацко-русинские/ украинские отношения в ХХ столетии». Как и в предыдущих своих публикациях, М. Барновский наглядно проиллюстрировал соперничество русинов и словаков в Пряшевской и частично Мукачевской униатских епархиях, сопровождавшееся в течение окончившегося века полной сменой ролей обоих этносов в церковной жизни. Если еще в межвоенный период греко-католические верхи подчеркивали русинский характер своей конфессии, к концу ХХ ст. греко-католическая церковь в Словакии стала преимущественно словацкой по этническому составу верующих. В статье Н. Кметя (Ин-т политических наук САН, Братислава) проанализированы непростые взаимоотношения, складывавшиеся между католической церковью и чехословацким государством в период социализма. Статьей «Религия как интеграционный и дезинтеграционный фактор в локальном сельском обществе» этнолог З. Бенюшкова (Ин-т этнологии САН, Братислава) органично дополнила доминирующие исторические сюжеты взглядом на предмет своей научной дисциплины.

Сборник снабжен именным указателем, сведениями об авторах с указанием почтовых и электронных адресов, а также указателем сокращений. В отдельных частях книги встречаются иллюстрации с образцами религиозного искусства.

Несмотря на различную ценность отдельных текстов (при превалировании высокого профессионального уровня) сборник «Нация - церковь - государство» является заметным вкладом в изучение крайне актуальной темы.

© 2010 г. М.Ю. Дронов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком