научная статья по теме НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «’’МУЖСКОЕ” В ТРАДИЦИОННОМ И СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «’’МУЖСКОЕ” В ТРАДИЦИОННОМ И СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»»

на наших предшественников. A.M. Решетов обратился к коллегам с просьбой проявить активность в подготовке "Биобиблиографического словаря отечественных этнографов и антропологов".

С.И. Вайнштейн (Москва) остановился на страницах истории института 1940-1950-х годов. Он говорил о научных проблемах, являвшихся в те годы предметом жарких дискуссий, рассказал об экспедиционной деятельности, подробно охарактеризовав, в частности, результаты своей экспедиции к кетам летом 1948 г.

Становлению этносоциологии как нового научного направления было посвящено выступление М.Н. Г у -б о г л о (Москва). Методологическим прорывом докладчик считает идеи, высказанные в 1965 г. на научной конференции в Минске, которая была посвящена анализу внутриклассовых различий в социальной структуре народов СССР, а уже летом 1966 г. в институте был создан сектор конкретных социологических исследований культуры народов СССР и развернуты широкомасштабные этносоциологические исследования.

Политическую роль этногенетических исследований проанализировал В.А. Шнирельман (Москва). Любая этническая общность формировалась на основе нескольких компонентов. Это дает возможность выбирать тех предков, которые лучше "соответствуют" складывающейся этнополитической обстановке. Этот тезис докладчик проанализировал на примере пяти азербайджанских версий этногенеза (тюркская, автохтонная, мидийская, албанская и снова тюркская), последовательно сменявших друг друга на протяжении советского периода.

Н.В. Хохлов (Москва) представил CD ROM, подготовленный к юбилею института. В текстовой и иллюстративной частях материала диска отражена история ИЭА, содержатся сведения о его сегодняшнем дне, основных направлениях исследовательской, экспедиционной и издательской деятельности.

Интересную программу для юбилейной конференции подготовила лаборатория аудиовизуальной антропологии ИЭА. Участники просмотрели этнографический фильм "Арктическая Троя". Комментарии к фильму дал чл.-кор. РАН С.А. Арутюнов.

Среди участников конференции были музыканты и солисты вокально-инструментального ансамбля "Гранада". В репертуаре ансамбля - песни и мелодии народов мира, его концерт был восторженно принят зрителями, которыми стали участники конференции и команда корабля.

Насыщенной оказалась познавательная программа конференции. Ее участники осмотрели исторические достопримечательности Углича, побывали на концерте старинных духовных песнопений, состоялось неформальное дружеское общение на "зеленой" стоянке в живописном прибрежном бору.

Ю.Д. Анчабадзе

ЭО, 2004 г., № 1

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «"МУЖСКОЕ" В ТРАДИЦИОННОМ И СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

16-18 апреля 2003 г. в Институте этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН и Российском НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Министерства культуры РФ и РАН проходила 3-я ежегодная научная конференция «"Мужское" в традиционном и современном обществе»*, в которой приняли участие представители 37 организаций из 22 городов России, Украины и Белоруссии. В их числе крупнейшие научные центры РАН и Министерства культуры РФ: Институт мировой литературы (ИМЛИ), Институт славяноведения, Институт социологии, Институт психологии, Институт европейских культур, Карельский научный центр (Петрозаводск), Коми научный центр (Сыктывкар), Российский институт истории искусств (С.-Петербург), а также Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российский этнографический музей, Центр независимых социологических исследований (С.-Петербург), Харьковский центр тендерных исследований,

* Подробнее с материалами конференции можно познакомиться на сайте ИЭА РАН http://www.iea.ras.ru. См. также: "Мужское" в традиционном и современном обществе. Матер. науч. конф. (Москва, 16-18 апреля 2003 г.). М., 2003.

6* 147

Сибирская академия образования (Уфа) и 21 университет, среди которых МГУ, РГГУ, СПбГУ, Белорусский государственный университет, Харьковский и Одесский национальные университеты, Московский педагогический государственный университет, Европейский университет (С.-Петербург) и др.

Гендерные исследования традиционно уделяли внимание преимущественно женщинам - "мужская" же тематика долго оставалась на периферии гендерного анализа. Недостаточная разработанность данной проблематики стала одной из причин всплеска интереса к ней у представителей многих гуманитарных дисциплин - психологов, этнографов, филологов, историков, культурологов. В настоящее время она находится в фокусе научного и общественного внимания как в России, так и за рубежом. Об интересе к теме свидетельствует рост числа публикаций и научных мероприятий, посвященных гендерной маскулинной тематике: например, ряд исследований и конференций в США (University of Illinois at Urbana-Champaign/Summer Research Laboratory) и Германии, издания Института этнологии и антропологии РАН ("Мужской сборник", публикации Центра этногендерных исследований ИЭА РАН) и Московского центра тендерных исследований Института социально-экономического прогнозирования РАН и др.

Данная конференция была посвящена обсуждению этнопсихологических и этносоциологических аспектов маскулинности. Для участия в ней было подано более ста заявок, на основании которых было сформировано пять секций. Докладчиками были представлены результаты исследований мужских и женских стратегий поведения (секция "Мужские стратегии поведения: система ценностей и образ жизни"), этнопсихологических аспектов воспитания мальчиков (секция "Гендерные аспекты воспитания и межвозрастных переходов"), этноконфессиональных особенностей "мужского" (секция "Мужские и женские этнообразы"), а также проблем конфликтности и агрессивности в различных социокультурных, этнокультурных и профессиональных группах (секция "Мужчина в социокультурных и профессиональных группах: конфликтность и агрессивность").

В докладах на пленарном заседании, задавших основные направления дискуссии, речь шла о характерных для мужских сообществ ценностных доминантах и типах мужественности в разных культурах, мужских и женских стратегиях поведения, о различных подходах к описанию "мужского".

Основной акцент дискуссии был сделан на обсуждении стандартов мужественности в разных типах культур, их изменчивости и адаптивности в современных условиях. И.С. Кон (Москва) указал на существование двух типов маскулинности: фаллократии, основанной на силе, прежде всего сексуальной, и логократии, ставящей во главу угла рациональное начало. Эти два типа, объединенные Ж. Лаканом в 1950-х годах в общем понятии фаллогоцентризм и противопоставляемые женскому эмоционально-экспрессивному началу, лежат в основе архетипических представлений о "женском" и "мужском" в разных типах культур, обеспечивая социальное господство мужчин, доминирование понятий разума/логоса, рационального начала и фаллоцентризма. Причем немаловажно, что важнейшей референтной группой для мужчины первоначально являются не женщины, а другие мужчины (гомосоциальность), конституирующие же маскулинность начала находятся в постоянной борьбе друг с другом. Оппозиция фалло- и логоцентризма, за которой стоят альтернативные модели маскулинности, существует не только в европейских, но и в других культурах, о чем свидетельствуют образы христианских и буддийских святых и вероучителей, еврейских цадиков и т.п. По мнению докладчика, эта оппозиция сохраняет нормативное значение и в новое время, хотя и секуляризируется. Ее изучение важно не только для истории религии, но и для понимания креативных возможностей меняющейся в современном мире маскулинности.

К проблеме множественности моделей маскулинности и их изменчивости, поставленной на пленарном заседании, неоднократно возвращались как на секционных заседаниях, так и на завершившем конференцию "круглом столе".

Н.Л. Пушкарева (Москва) в докладе "Иванушка-дурачок как зеркало гендерного баланса", построенном на анализе текстов русских сказок и паремий, констатировала существование в русской традиции нетипичной или альтернативной маскулинности, не сводимой к традиционным западным патриархатным образцам. Западная нормативная модель "мужественности", по мнению докладчицы, никогда не имела шансов на воплощение в России, "где веками были скованы возможности свободного волеизъявления и независимого действия, где общинно-родовое начало было сильнее индивидуального, детерминируя и групповое, и коллективное сознание и самосознание". В русском традиционном быту и фольклоре в качестве проявлений "мужского" оказались значимыми не только категории профессионализма и успешности, но и способность к состраданию и самоотречению, к заботе о ближнем, т.е. те свойства, "которые могут оказаться, с одной стороны, необычайно притягательными для женщины, а с другой - более важными, чем физическая сила". Причем использование "женских" механизмов достижения успеха вовсе не означает отказа от иных важных признаков "мужского".

М.Г. Котовская и Н.В. Шалыгина (Москва) в докладе "Феномен мачнзма" анализировали причины популярности в современной массовой культуре понятий "мачо" и "мачизм", проведя экскурс в историю их возникновения в странах Латинской Америки в эпоху конкисты и рассмотрев их эволюцию в современном мире. Обычно эти понятия используют, «когда хотят подчеркнуть особый тип мужского поведения, обладающий ярко выраженной брутальностью, сильным зарядом примитивной сексуальности, доминированием "самцовости" в мировоззренческих установках личности». Но детальный анализ психологического типа обладателя этих признаков "свидетельствует о том, что основу этой модели мужского поведения скорее составляет комплекс слабости, нежели культ силы. Так ведет себя человек, у которого нет реальной власти, возможности управлять ситуацией". Демонстрация мужественности, агрессивности и силы является для "мачо" своеобразным ритуалом, и это мало связано с реальными жизненными установками. Об этом свидетельствуют и проведенные докладчицами наблюдения за представителями латиноамериканской диаспоры в Соединенных Штатах.

И.Д. Черных (Одесса) в докладе «Соотношение "мужского" и "женского" в индийской и китайской мировоззрен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком