научная статья по теме НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УСТНОЕ И КНИЖНОЕ В СЛАВЯНСКОЙ И ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ» Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УСТНОЕ И КНИЖНОЕ В СЛАВЯНСКОЙ И ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ»»

Основная работа конференции велась в двух секциях, которые, учитывая последовательность их заседаний и одинаковый состав участников, по сути, являлись двумя блоками единого пленарного заседания.

В рамках первой секции, «Роль конфессионального фактора в белорусской и русской идентичности» (руководитель К.В. Шевченко), было заслушано пять докладов. Большой интерес вызвало выступление известного минского исследователя А.Ю. Бендина (Институт Теологии БГУ) «Этнорелигиозное измерение политики веротерпимости в СевероЗападном крае Российской империи (1905-1914 гг.)». Местной тематике также посвятил доклад А.Д. Гронский (ЦВИ), который, основываясь на материалах газеты «Наша нива», осветил отношение белорусских националистов начала ХХ в. к религии. Особенно дискуссионный характер носило выступление настоятеля минского прихода св. праведного Иоанна Кронштадтского о. Алексия Хотеева «Значение конфессионального фактора в трудах М.И. Кояловича». Конкретно, богослов подверг не совсем заслуженной критике работы большинства современных светских ученых, обращавшихся к наследию Кояловича. С обстоятельным докладом «Язык и идентичность в научном творчестве А.С. Будило-вича» выступил А.А. Киселев (Военная Академия РБ). Старообрядческая проблематика в ракурсе, несколько удаленном от тематики конференции, была затронута в выступлении В.В. Мищенко (филиал Брянского государственного университета в г. Новозыбкове Брянской обл.). Российский ученый сосредоточил свое внимание на религиозно-ценностной концепции в трудах старообрядцев и сектантов середины XIX - начала ХХ вв.

Во время работы второй секции - «Роль конфессионального фактора в формировании идентичностей в Восточной и Юго-Восточной Европе», которую вел А.Д. Гронский - прозвучало четыре доклада. М.Ю. Дронов (ИСл РАН) посвятил выступление греко-католическому епископу Павлу Гойдичу (1888-1960), представив его как национального лидера словацких русинов. К.В. Шевченко продолжил русинскую тематику, выступив с содержательным докладом, основанным на многолетних изысканиях в чешских архивах, «Конфессиональный фактор в политике Чехословакии в Подкарпатской Руси в 1920-е годы». А.П. Антоненко (филиал РГСУ в г. Минске) предпринял попытку осветить подчеркнуто теоретическую тему, а именно конституционно-правовой аспект участия государственности и религии в процессах национальной идентификации. При этом ученый построил анализ преимущественно на российском, а не восточноевропейском опыте, что несколько контрастировало с названием секции. С заключительным докладом «Турецкий национальный проект: попытка управлять религиозностью» выступил С.В. Олюнин (БГУ). Хотя можно полемизировать о тематической уместности данного выступления на славистическом мероприятии, следует отметить, что этот доклад привлек особенное внимание участников, вызвав интересную дискуссию.

В целом, если не считать небольших концептуальных недоработок, конференция прошла на высоком научном уровне, наглядно продемонстрировав жизнеспособность и перспективы ЦВИ. Материалы прошедшей конференции планируется опубликовать в одном из изданий РГСУ.

© 2013 г. М.Ю. Дронов

Славяноведение, № 4

НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УСТНОЕ И КНИЖНОЕ В СЛАВЯНСКОЙ И ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ТРАДИЦИИ»

5-7 декабря 2012 г. в Институте славяноведения РАН состоялась конференция «Устное и книжное в славянской и еврейской культурной традиции», организованная Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН. Конференция стала уже шестнадцатой в ряду ежегодных встреч ученых, с 1995 г. работающих над международным проектом «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия». (В рамках данного про-

екта уже прошли конференции: «Сотворение мира в апокрифической и фольклорной традиции» (1995), «От Бытия к Исходу» (1997), «Концепт греха в славянской и еврейской культурной традиции» (1999), «Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции» (2000), «Между двумя мирами: представления о демоническом и потустороннем в славянской и еврейской культурной традиции» (2001), «Свои или чужие? Евреи в восприятии славян, славяне в восприятии евреев. X-XX вв.» (2002), «Праздник - обряд - ритуал в славянской и еврейской культурной традиции» (2003), «Пир - трапеза - застолье в славянской и еврейской культурной традиции» (2005), «Сны и видения в славянской и еврейской культурной традиции» (2005), «Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции» (2006), «Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции» (2007), «История - Миф - Фольклор в еврейской и славянской культурной традиции» (2008), «Диалог поколений в контексте славянской и еврейской культурной традиции» (2009), «Мудрость - праведность - святость в славянской и еврейской культурной традиции» (2010), «Традиционная обрядность: "старое" и "новое" в славянской и еврейской культуре» (2011). Материалы всех конференций опубликованы, полные тексты сборников выложены также на сайте http ://www. sefer.ru/rus/publications/ culture_conf_publications.php.)

На прошедшей конференции обсуждался широкий круг вопросов: сосуществование устных и письменных форм культуры; взаимодействие фольклора и книжности; отражение фольклорных сюжетов и мотивов в памятниках книжности; фольклоризация книжных сюжетов и адаптация их устной культурой; бытование письменных и устных форм культурных текстов (их виды, жанры, язык и стратегии порождения текстов).

Заседания были разделены на несколько тематических секций: «Взаимодействие письменного и устного, книжности и фольклора», «Традиции и тексты», «Язык и литература», «Книжные сюжеты в фольклоре и традиционной обрядности», «Визуализация слова и текста».

Заседание секции «Взаимодействие письменного и устного, книжности и фольклора» открыл А.Б. Ковельман (Москва) с докладом «Устное и письменное слово в греческой и еврейской культурах», в котором был сделан анализ традиционных научных представлений о «письменности» еврейской и «устности» греческой культур.

О.М. Запрометова (Москва) в своем выступлении «Как должно пользоваться Законом? Церковь и синагога. Иудео-христианские контакты и формирование идентичности» на примере проповедей Иоанна Златоуста показала место синагоги в культурной жизни эпохи поздней античности, выделив наиболее острые моменты столкновения старой и новой духовной культур.

В докладе В.А. Дымшица (Санкт-Петербург) «"Цейне-Рейне": письменное для устного» был рассмотрен текст важнейшего памятника культуры евреев Восточной Европы как уникальный образец фиксации устной речи на всех ее уровнях, от лексики до риторики и нарративных стратегий. Докладчик особо отметил влияние христианского и славянского контекстов на формирование этого памятника.

Е.Я. Федотова (Москва) в докладе «Каин и Авель (Быт 4:2-16). Литературные и мифологические параллели» рассмотрела шумерские параллели к упомянутому библейскому рассказу, сделав попытку объяснить дальнейшую передачу сюжета путем сохранения шумерского наследия вавилонянами в качестве сакральных текстов.

С.В. Алпатов (Москва) в докладе «"Роспись дивным вещам" Саббатая Цви в контексте русской фольклорной и рукописной традиций XVII-XIX вв.» проанализировал этот малоизученный памятник и проследил как его рукописные аналоги («росписи диковинок» второй половины XVIII в., «реестры лотерейных лотов» середины XVIII в. - конца XIX в.), так и его живое бытование (в составе выкриков балаганных зазывал).

Доклад А.А. Турилова (Москва) «Книжные и фольклорные элементы в "Кронике Псковском" 1689 г.» был посвящен уникальному квазиисторическому памятнику средневековой русской книжности, в котором представлена версия «альтернативной» истории русского государства.

Выступление М.Л. Гринберга (Иерусалим) «"И услышал весь Израиль...". Книжное воплощение еврейского фольклора» являло собой презентацию новых книг издательства «Мосты культуры», посвященных различным аспектам отражения устной традиции в памятниках литературы различных эпох.

С.М. Толстая (Москва) в докладе «Еврейская агада и славянский фольклор» рассмотрела части пасхальной агады («Хад Гадья» и «Эхад ми йодеа») и проследила следы этой культурной традиции в славянском фольклоре (в регионах сосуществования еврейского и славянского населения).

В докладе В.Я. Петрухина (Москва) «Илья-пророк и Перун: книжный вариант "основного мифа" славянской мифологии» анализировался мифологический сюжет преследования Громовержцем змея, сохранившийся в византийской книжности («Житие Андрея Юродивого») и воспринятый славянским фольклором.

В докладе Д.И. Антонова (Москва) «От падшего ангела к лешему: образ беса в русской книжности ХУ11-ХУШ вв.» был рассмотрен комплекс представлений о «материальности», силе и способностях бесов, которые фиксируются в русских письменных источниках, наряду с визуальной культурой испытавших сильное влияние народной традиции.

А.Б. Ипполитова (Москва) в докладе «Травник Никиты Жачкина рубежа Х1Х-ХХ вв. в контексте устной и рукописной традиций» рассказала об оригинальном списке травника, содержащем как традиционные для рукописной традиции тексты, так и новые статьи, восходящие к устным и печатным источникам, сопроводив доклад красочными иллюстрациями этого списка.

С.Н. Амосова (Москва) в докладе «Структура текста, соотношение формул вознаграждения и праздничных дней в списках "Сказания о 12 пятницах"» проанализировала 80 опубликованных и хранящихся в российских архивах вариантов «Сказания...» Х1Х -начала ХХ в., предложив их классификацию на основе особенностей их текстологии.

А.А. Чувьюров (Санкт-Петербург) в докладе «Легенда о Беловодье в письменной и устной традиции» провел текстологический анализ различных алтайских списков старообрядческого сочинения «Путешественник» о вольной стране Беловодье, расположенной в восточных странах, в «Опоньском море».

Е.В. Хаздан (Санкт-Петербург) в докладе «Письменное и бесписьменное в традиционной музыкальной культуре ашкеназов» рассмотрела случаи частичной нотной фиксации (записан только текст молитвы или песни, только строчка солирующего инструмента и т.п.) в произведениях еврейских музыкантов.

6 декабря бло

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком