научная статья по теме НЕБО И HOMO SAPIENS (ЧАСТЬ I) Космические исследования

Текст научной статьи на тему «НЕБО И HOMO SAPIENS (ЧАСТЬ I)»



г

История науки

Небо и Homo Sapiens

А. И. ЕРЕМЕЕВА,

кандидат физико-математических наук ГАИШ МГУ

Завершился Международный год астрономии (Земля и Вселенная, 2009, № 1). Во время его проведения неоднократно напоминалось - на конференциях и в печати - о великих открытиях на пути познания человеком Вселенной. Вместе с тем представляется не менее важным напомнить и о той уникальной роли, которую общение с небом сыграло в зарождении у него многих устойчивых заблуждений и суеверий. Как это ни парадоксально для XXI в., именно в наше время они мутными волнами вновь захлестывают значительную часть общества, давая обильную пищу и доход полчищам новоиспеченных астрологов, колдунов и мистиков различного толка. Общедоступная величественная и завораживающая картина звездного неба уже в древнейших человеческих сообществах стимулировала формирование мировоззрения, то

есть представления о месте и роли самого человека в этой Вселенной, о взаимосвязи человека и Космоса. На этом пути тесно переплелись острая наблюдательность, младенческая человеческая фантазия и постепенное раскрытие истинной природы того, что ныне мы называем «косми-ческо-земными связями». Проследить основные вехи этого пути, от фантазии к реальности, - цель первой части предлагаемой публикации. В ней автор, не претендуя на полноту охвата проблемы (и надеясь на вовлечение в ее обсуждение более узких специалистов), делится своими размышлениями об истоках и причинах устойчивости наиболее распространенных и в наше время суеверий и заблуждений, первое место среди которых занимает ожившая ныне древнейшая попытка установления связей человека и Космоса - астрология.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОТ СОЗЕРЦАНИЯ НЕБА К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ КОСМИЧЕСКО-ЗЕМНЫХ СВЯЗЕЙ

Назад, к истокам... Пожалуй, первым признаком превращения живого существа в человека стало зарождение в его мозгу желания объяснять ок-

68

ружавшие явления. С возникновения вопросов «Почему?», «В чем причина?», «Как устроен окружающий мир?» началось формирование человеческо-

© Еремеева А.И.

г

Изображение созвездия Большой Медведицы (Ковша), выбитое на каменном амулете за несколько тысяч лет до нашей эры. В центральной части его ручки - двойная звезда (Мицар и Алькор).

го интеллекта. Вырабатывалась цепь ответов на вопросы, задаваемые Вселенной, формировалась первая общая картина мира, в которой все, что при-Ф ходило на землю «сверху», считалось

небесным. Небо посылало солнечное тепло и свет, угрожало громом и молнией, изливалось ливнями, бросало «огненные» камни, а порой, казалось, целиком обрушивалось на Землю устрашающими звездными дождями... Но оно же познакомило человека с огнем, снабдило его надежными указателями в пути, научило вести счет времени...

В созерцании неба формировались психика, духовный облик человека. Воспитывались и развивались его эмоции, рождались чисто человеческие понятия красоты, гармонии, возбуждалась творческая энергия художника, композитора, поэта. Созерцание небесных явлений превращалось в знание их закономерностей, формируя и развивая главную составляющую человека - его мозг, делая его Человеком Разумным (Homo Sapiens).

Небо как древнейшая система пространственно-временных координат. Следы проявления интереса человека к небу - к общей его картине и

изменениям в ней, то есть к небесным явлениям, уводят, по меньшей мере, в эпоху палеолита (на тысячи и десятки тысяч лет назад). Открытие в 2007 г. немецкими археологами древнейшего ф

(2 млн лет) отпечатка следа человеческой ноги позволяет ожидать еще большего «удревления» и следов интереса человека к небу. Доказательствами такого интереса служат молчаливые («дописьменные») материальные памятники, оставленные первобытным человеком во всех районах Земли. Это выбитые на камнях изображения созвездий. Это следы счета времени по фазам Луны - лунные календари палеолита. Это и более сложные устройства - площадки, обычно круговые, с выделенными астрономически значимыми направлениями наблюдений -древнейшие «обсерватории».

Первым приспособлением для дневного счета времени стал обыкновенный пастушеский посох, игравший роль гномона - в дальнейшем основы солнечных часов. По изменяющейся длине его тени определялось наступление полудня (и, кстати, направление север -юг), а позднее и продолжительность тропического года. Едва ли не самыми впечатляющими для пробуждавшегося

69

трщиип

^ццш

15 о

#

Доисторические штриховые лунные календари на обломках костей мамонта: а) находка близ с. Куль-ны (бывшая Чехословакия); б) схема изменения фаз Луны; в) изображение фаз Луны на зубе мамонта, находка близ с. Гонцы (Украина).

Фазы Луны (а), изображенные на стене пещеры Канчал-де-Моама (Испания, около 9 тыс. лет назад); «Ачинский жезл» из бивня мамонта (б), возраст около 20 тыс. лет, находка в Красноярском крае близ г. Ачинска. Числа лунок в спиралях (в), вырезанных на жезле, совпадают с определенными астрономическими периодами. Автор исследования находки (В.Е. Ларичев) считает его древнейшим лунным (или лунно-солнечным) календарем.

г

Сезонные расположения на небе в III тыс. до н.э. созвездия Большой Медведицы.

Реконструкция возможного пути формирования свастики - символа «вечности течения времени».

разума должны были стать осеннее Ф «умирание» и весеннее «возрождение»

растительности! Недаром в большинстве древних очагов цивилизации год начинался с весеннего равноденствия. Надежными ночными часами служила наглядная картина вечно вращающегося звездного неба.

Открытие сезонной цикличности в положениях подвижных светил на фоне звезд позволило определять по этим более четким «небесным сигналам» наступление важных для сельского хозяйства сезонов (границы которых на Земле обычно оказываются размытыми ввиду сложности метеорологических процессов). Такими сигналами для Древнего Египта в 1У-Ш тыс. до н.э. стали летние, незадолго до разлива Нила, гелиакические восходы Сириуса, а для древних майя - весенние утренние появления «Большой звезды Чак-Ек» (Венеры). Начало весны отмечалось в ту же эпоху гелиакическим восходом Плеяд. Но наиболее знаменитый след оставили в истории человечества подобные сезонные наблюдения древних китайцев.

Астрономические истоки «знака вечности». Именно такой смысл име- Ф

ет древнеиндийское (на санскрите) название известного знака «свастика». Ее изображение пронизывает искусство всех эпох и народов. И неспроста она была узурпирована в XX в. Гитлером как символ предстоявшего «вечного», тысячелетнего существования его «Третьего рейха».

Истокам свастики, в том числе астрономическим, посвящены горы книг (в наших библиотеках еще недавно к ним не было открытого доступа). Свастику произвольно связывали с лучами Солнца (но почему ломаными?!) и даже с созвездием Большой Медведицы, но объяснения этому не находилось. Между тем причина весьма проста, и вскрывается она при знакомстве с древнекитайскими хрониками.

Китайские астрономы в III тыс. до н.э. подметили сезонное изменение вечернего положения наиболее заметного, не заходящего созвездия северного неба - Большой Медведицы, или Большого Ковша, Колесницы. Вечернее направление ручки в фигуре созвездия

71

#

г

#

они использовали в качестве указателя наступающего сезона. Его ломаная «ручка», располагавшаяся тогда ближе к северному полюсу неба (он находился около a Дракона) и вечно вращавшаяся вокруг него, и дала начало наиболее древнему символу вечного течения времени - «знаку вечности», свастике. Заметим, что и ныне исконно сельский житель скажет вам, который час ночи, по ориентации Большой Медведицы. Но в начале XX в. искусственно связанный с фашистской идеологией древнейший чисто астрономический символ незаслуженно оказался «вне закона» в современном цивилизованном обществе...

Фольклорная, или народная, астрономия. Древнейшими следами интереса к небу являются рисунки астрономического содержания - «солярные знаки», обнаруживаемые среди бесчисленных наскальных и пещерных изображений эпохи палеолита. Они использовались и как знаки-обереги, сохранившиеся в прикладном искусстве, в частности в украшении домов. Это, наконец, грандиозные по масштабам символические картины на открытых небу обширных пустынных плато. Наиболее известна обнаруженная в пустыне Наска (Перу) фигура фантастического животного вроде обезьяны, причем хвост ее, непропорционально длинный и закрученный спиралью, напоминает солярный знак. Загадочность и сама грандиозность масштабов фигур «пустынной живописи», которые целиком можно увидеть лишь с большой высоты, многие годы не дают покоя архео-астрономам и историкам астрономии. Свое толкование им поспешили дать современные уфологи, объявив такие изображения чуть ли не ориентирами для высадки инопланетян, якобы уже многократно посещавших Землю.

Между тем эти крупномасштабные рисунки, как нам кажется, могут иметь простое научное объяснение. Возможно, сам человек пытался таким образом отправить «послание» Небу, установить «контакт» с Космосом (нечто вроде первых опытов «СЕТ1»...), но не

72

Солярные знаки-обереги.

с «инопланетянами», а с миром одухотворенных светил!

Солярные знаки и другие загадочные рисунки говорят, что интерес первобытного человека к Небу как Мирозданию не ограничивался интересом к небесным светилам как опознавательным знакам-меткам при счете времени и определении направления. Не менее сильным стимулом было раннее ощущение, а затем и осознание своей зависимости от Неба, существования космическо-земных связей.

Мегалитические памятники «го-ризонтной астрономии». Наиболее показательными материальными памятниками астрономической активности человека уже в глубокой древности являются разбросанные по всей Земле и долгое время остававшиеся загадочными выделенные на плоской местности характерные сооружения -кромлехи, менгиры, дольмены. Это площадки, ограниченные кольцом из

г

Наиболее известный образец доисторической крупномасштабной «пустынной живописи» (пустыня Наска, Южная Америка).

камней (кромлехи), внутри которого располагается несколько упорядо-ченно поставленных каменных столбов-указателей (менгиры - сравните с распространенным ныне термином «менедже

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком