научная статья по теме НЕИЗВЕСТНЫЙ ЮМ Философия

Текст научной статьи на тему «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЮМ»

Неизвестный Юм

В. В. ВАСИЛЬЕВ

В статье рассматривается ряд важных эпизодов жизни Юма. Автор пытается показать необходимость их переоценки. В первой части статьи обсуждается ранний период философского развития Юма и высказывается предположение о том, что недавно найденная рукопись Юма, названная "Ранний фрагмент о зле", является копией одной из глав утраченного трактата о естественной религии, созданного Юмом в 1729-1731 гг. Затем автор обращается к "Трактату о человеческой природе" (1739-1740) и предлагает метод определения порядка написания Юмом его разделов. В третьей части статьи рассматривается другая утраченная работа Юма, посвященная метафизическим основаниям геометрии. Автор, в частности, показывает, что это было совсем небольшое эссе. В конце статьи обсуждается важный, но почти неизвестный эпизод последних дней жизни Юма. Приведенные в статье соображения могут способствовать переосмыслению юмовской биографии в целом.

In this paper I discuss a few turning points in Hume's life and try to show that their traditional representations must be reconsidered. At first, I discuss the early period of Hume's intellectual development and argue that his recently discovered "An Early Fragment on Evil" is a manuscript copy of a section of a treatise on natural religion, written by Hume in 1729-1731 and destroyed about 1751. Then I turn to his "Treatise of Human Nature" and suggest a method of reconstructing the order of its writing by Hume. After that I discuss another lost work of Hume on metaphysical basis of geometry. Among other things, I show that this treatise was a rather small essay. And, finally, I consider one important but almost unknown episode, that took place in Hume's last days. All these considerations might contribute to reassessment of a trajectory of Hume's life in the whole.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Юм, "Трактат о человеческой природе", "Ранний фрагмент о зле", "Пролегомены к геометрии и естественной философии".

KEY WORDS: Hume, A Treatise of Human Nature, An Early Fragment on Evil, Some Considerations previous to Geometry & Natural Philosophy.

Увлеченные социологией философы нередко просят своих коллег перечислить наиболее значимых мыслителей прошлого. И в ответах на такие вопросы в одном ряду с Платоном, Аристотелем и Кантом мы обязательно встречаем упоминания о Юме1. И это, если вдуматься, не должно казаться неожиданным. Он смело разрушал старую метафизику и

© Васильев В.В., 2014 г.

открывал новые пути мысли, изобретал блестящие аргументы и оставил целые россыпи идей. Его идеи пробудили от "догматического сна" Канта и породили школу философов "здравого смысла", он вдохновлял своими сочинениями таких разных мыслителей, как Шопенгауэр и Бентам, Гуссерль и Айер, Деннет и Делез. Эпистемологические находки Юма заложили фундамент аналитических теорий значения, его учение о причинности стало основой современной онтологии, а его рассуждения на теологические темы предвосхищали новейшую философию религии. Не забывали Юма и за пределами философии. Так, Эйнштейн говорил, что изучение текстов Юма подтолкнуло его к созданию теории относительности, а Дарвин разделял его видение человеческой природы. Значение Юма связано не только с его метафизическими трактатами. Его политические сочинения повлияли на создателей конституции США, его "История Англии" долгое время считалась эталоном в своем жанре, а его вклад в шотландскую культуру настолько велик, что соотечественники назвали Юма "Шотландцем тысячелетия" и установили ему памятник в самом центре Эдинбурга.

Неудивительно, что личность Юма вызывает большой интерес у биографов. Первым биографом, впрочем, был он сам. За несколько месяцев до смерти он написал небольшое эссе, в котором рассказал о главных событиях своей жизни. Эта автобиография стала основой для последующих биографических трудов. Первые из них были неизбежно неполными, но по мере отыскания и обнародования переписки Юма и других материалов работы о нем становились все более удачными. Кульминацией биографических исследований стала публикация в 1954 г. книги Э. Мосснера "Жизнь Дэвида Юма". Эта прекрасная работа так повлияла на последующих биографов, что, читая их тексты, ловишь себя на мысли: очень непросто найти места, где они хоть в чем-то отклоняются от Мосснера.

Между тем книга Мосснера состоит не из одних достоинств. М. Стюарт и другие авторы критикуют его за неточность датировок рукописей Юма и спорные оценочные суж-дения2. Эта критика симптоматична и намекает на неполноту наших представлений о жизни Юма. В этой статье я попытаюсь подтвердить правильность таких ощущений. Речь пойдет о важных эпизодах, которые, между тем, не только не рассматриваются популярными биографами, но и почти не обсуждаются на страницах специальных статей и монографий, посвященных Юму. И сейчас я хочу в предварительном плане сказать об этих моментах.

Как только что было отмечено, речь идет о лакунах. Но лакуны проще всего увидеть на фоне заметных событий. Событийная канва интеллектуальной биографии Юма может быть суммирована следующим образом. Первая фаза - пробуждение интереса к философии. Примечательно, что этот интерес возник у Юма очень рано - к пятнадцати годам, в университетский период3. Она завершается в восемнадцать лет, в 1729 г., когда Юм после первой пробы сил делает какое-то важное открытие для себя. Второй фазой логично было бы счесть последующую интеллектуальную работу, завершившуюся написанием "Трактата о человеческой природе" (опубликован в два приема в Лондоне в 1739 и 1740 гг.). Само написание "Трактата" можно выделить в отдельную, третью фазу. Дальше Юм распределяет неиспользованный в "Трактате" материал по нескольким эссе, которые он тоже публикует. С середины сороковых годов начинается пятая фаза, лейтмотивом которой является переработка "Трактата" и подготовка трех работ, заменяющих три книги последнего. Параллельно Юм занимается и другими проектами, в числе которых особого упоминания заслуживают его исследования по философии и истории религии. С начала 1750-х гг. Юм погружен в масштабные исторические изыскания. Работа над многотомной "Историей Англии" завершается в 1762 г. Последние четырнадцать лет жизни Юма были посвящены дипломатическим, государственным и бытовым делам. Много времени он уделял и редактированию своих текстов, готовя их к новым изданиям. Финальные полтора года жизни Юма были непростыми. Он тяжело заболел, но, как отмечали его друзья, не терял присутствия духа до самых последних дней.

Таково стандартное видение жизненной траектории Юма. Проблема, однако, в том, что оно нуждается в существенной корректировке. Начать с того, что вторая фаза должна быть радикально переосмыслена. Из нарисованной картины следует, что первым крупным

реализованным проектом Юма был знаменитый "Трактат о человеческой природе". Однако это не так. До создания "Трактата" Юм написал еще одну книгу - безымянный опус о естественной религии. Рукопись была уничтожена Юмом, но мы попробуем реконструировать ее.

Далее. Мы знаем, что "Трактат о человеческой природе" был создан Юмом во Франции в 1734-1737 гг. Однако в современной литературе мы не найдем попыток установить, в какой последовательности Юм писал это масштабное сочинение, по праву считающееся его главным трудом. Игнорирование этой темы объясняется скудной фактологической базой. И это убедительное объяснение: лучше молчать, чем фантазировать. Но я попробую показать, что фактологическая база может быть значительно расширена - до такой степени, что мы сможем определить, с чего началась и чем закончилась работа над "Трактатом".

Существенно неточны и стандартные представления о пятой фазе. Суть здесь в том, что три книги "Трактата", по мысли Юма, должны были заменить не три, а четыре работы. Четвертая была написана Юмом и подготовлена к печати, а затем уничтожена. Но хотя она и не дошла до нас, мы можем попробовать обсудить ее содержание.

Последний период жизни Юма тоже не столь однозначен. Чего стоит одна ссора с Руссо, до сих пор порождающая самые разные толкования4. Но не менее запутанными выглядят и события, происходившие с Юмом и вокруг него в последние недели его жизни. Достаточно сказать, что большинство биографов игнорировало одно важное свидетельство, которое может существенно изменить представление об этих событиях, а в известной степени и о самой личности Юма.

1.

Начнем с обсуждения того этапа юмовского творчества, который выше был назван второй фазой. Напомню, что стандартное видение этого этапа предполагает, что он начался после достижения Юмом восемнадцатилетнего возраста весной 1729 г. и завершился в 1734 г., когда Юм приступил к написанию "Трактата о человеческой природе". 1729 год служит точкой отсчета потому, что, по словам самого Юма, в это время перед ним "открылась новая арена мысли" [Юм 1932 I, 13]. Это признание Юм делает в так называемом "Письме к врачу" (весна 1734 г.), содержащем ценную информацию о начале его философского пути. После абстрактных рассуждений о "новой арене мысли" Юм отвлекается на возникшие у него проблемы со здоровьем, а затем, как кажется, возвращается к описанию своих открытий и говорит о том, что интересующие его этические проблемы могут быть удовлетворительно решены не с помощью каких-то умозрительных гипотез, а на пути прямого исследования человеческой природы, которую он и сделал главным предметом своих изысканий [Юм 1932 I, 16].

Этот пассаж прямо отсылает к темам и методу будущего "Трактата о человеческой природе", к написанию которого Юм вскоре приступил. Таким образом, возникает ощущение, что работу над "Трактатом" он начал, по сути, в восемнадцать лет. Впрочем, есть основания считать, что Юм задумывался над этим сочинением и в более ранний период. Он сам говорит нам об этом в кратком предисловии к собранию своих работ, написанном в предпоследний год его жизни, т.е. в 1775 г. Здесь он сообщает, что задумал "Трактат" еще до оставления колледжа, Эдинбургского университета [Юм 1996 II, 4]. Точное время окончания Юмом университета неизвестно, но скорее всего это произошло, когда ему было около четырнадцат

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком