научная статья по теме «НЕЛЬЗЯ ЗАНОВО ВОЗДЕЛАТЬ РУССКОЕ ПОЛЕ, НЕ ВОЗДЕЛЫВАЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ» (ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА Ф. АБРАМОВА «СОСНОВЫЕ ДЕТИ») Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему ««НЕЛЬЗЯ ЗАНОВО ВОЗДЕЛАТЬ РУССКОЕ ПОЛЕ, НЕ ВОЗДЕЛЫВАЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ» (ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА Ф. АБРАМОВА «СОСНОВЫЕ ДЕТИ»)»

языка, варьируясь в разных произведениях писателя, имеют много общего. Язык детских сказок Гаршина обладает повышенной фигуративностью: в нем особенно активно используется фигура антитезы, одна из наиболее любимых романтиками [Сквозников 1957]. Писатель мастерски использует полисемию, сталкивая разные значения одного слова и даже строя на этом композицию текста, оксюморон, каламбур. Писателя сближает с романтиками также повышенный интерес к парадигматическим связям слов в языке, к проблеме связи между словом, миром и поведением человека в этом мире.

Творчество В. Гаршина, как и творчество романтиков, пришлось на период идеологического кризиса и разочарования в прежних идеалах. В такие эпохи обостряется интерес к слову, к речевым регистрам, характеризующим поведение персонажа.

Заимствуя формы и мотивы фольклорной или литературной сказки и басни,

В. Гаршин творчески переосмысливает их, в чем ярко проявляется авторское начало, переплетая в них вымысел и реальность, субъективное и объективное, тем самым создавая новый жанровый симбиоз естественно-научного и сказочного повествования. Но и во «взрослых», и в детских произведениях писатель остается верен своей основной идее - мерилом и движителем всего в мире является нравственность.

ЛИТЕРАТУРА Инверсионный индекс к словарю русских народных говоров / Под ред. Ф. Глед-ни. - СПб., 2000.

Сквозников В.Д. Реализм и романтика в произведениях В.М. Гаршина (К вопросу о творческом методе) Ц Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. - Вып. 3. - 1957. - Т. 16.

Keesman n-M arwitz А.Н. "То, cego ne bylo": some thoughts on Garsin's first animal tale // Russian Literature. - North-Holland, 1985. - Т. XXXVII.

«Нельзя заново возделать русское поле, не возделывая души человеческие»

(Лингвостилистический анализ рассказа Ф. Абрамова «Сосновые дети»)

Будить, всеми силами будить в человеке Человека.

Ф. Абрамов

Автор анализирует один из рассказов Ф. Абрамова, раскрывая взаимоотношения мира природы и человека. В статье охарактеризованы языковые средства, помогающие писателю перейти от детали к философскому обобщению.

Ключевые слова: мотив дороги; семантическое расширение; риторический вопрос; оксюморон; контраст; полисемия.

Е.А. ФРОЛОВА

Москва

Ф.А. Абрамов (1920-1983) родился в селе Веркола, расположенном на правом берегу лесной извилистой реки Пинега.

Фролова Елена Александровна, кандидат филол. наук, доцент МПГУ. E-mail: irojlen@yandex.ru

Краски, запахи и голоса северного леса, яркая живая народная речь, трудные человеческие судьбы - все это с детских лет впитывала душа будущего художника слова. Детские впечатления нашли отражение в прозе писателя.

Почти все рассказы Ф. Абрамова посвящены жизни людей на северной пи-

4S

нежской земле. Каждый рассказ - своеобразная попытка писателя заглянуть внутрь человека, познать, что им движет, какой путь выберет себе герой. В своих произведениях Ф. Абрамов размышляет о проблемах страны в целом и о противоречиях духовной жизни конкретного человека, о нравственных ценностях, без которых не выстоять ему в этой непростой жизни.

Во многих рассказах писателя герой-повествователь выступает в роли путника, настойчиво ищущего среди людей истину о сущности человека и его жизненных целях. Так построен и рассказ «Сосновые дети» (1962). Алексей через четверть века едет на встречу с другом детства Игорем Чарнасовым, бывшим бандитом, ныне лесником. Мотив дороги семантически расширяется в произведении. Это попытка преодолеть временные барьеры («Сумеем ли мы преодолеть разделяющий нас поток времени?»). Неслучайно в рассказе используется прием темпорального смещения, когда воспоминания героя вторгаются в текст повествования, раскрывая предысторию Игоря и готовя читателя к встрече с ним, одновременно создавая интригу, поскольку в рассказе возникает «другой» Игорь -сказочный герой, защитник леса.

«Дорога, вдрызг разбитая, размятая бульдозером...» - это не только путь через леспромхоз, где все дороги «матом выстланы»1. Это одновременно и дорога человеческой души, загубленная современной техникой и оскудением нравственных идеалов. Негативно-оценочные эпитеты-причастия сохраняют глагольную сему действия, разговорное наречие вдрызг усиливает ощущение безысходности от дела рук человеческих. Причем дорога эта - в два конца: уход от себя и возвращение к себе.

Писатель рисует образ озлобленного шофера Проньки Силина, «первого бра-коньерщика в лесопункте»:

Шофер, сцепив зубы, со злостью выворачивал баранку; скривил запекшиеся губы

1 Цит. по изд.: Абрамов Ф. А. Трава-мурава: Повести и рассказы. - М., 1982.

шофер; Под красными, обожженными скулами у шофера заходили желваки.

Его речь пересыпана ругательствами («Сука человек!», «Он, гад, лося зверю скормит, а человека не выручит»). Писатель, стараясь быть объективным, объясняет озлобление Проньки тяжелой работой и усталостью рабочего человека, только что вернувшегося с пожара. Но читатель видит, что Силин изуродован борьбой за план, за копейку. Для него лес - кладбище, где сильный побеждает слабого. Работа воспринимается им как принудительный труд:

- Попробуй поишачь каждый день без смазки.

Разговорный синоним глагола работать в форме императива раскрывает не только отношение персонажа к своему делу, но и его жизненные принципы. Безразличие к вымирающей природе ведет к очерствению человеческой души, к злобе по отношению к человеку. Нарушение закона против природы - шаг к преступлению против человека:

- Я, говорит, из-за Гошки штраф заплатил, а Гошка жизнью мне заплатит...

Стихия человеческого равнодушия и даже ненависти к природе (Какая-то ненависть у нашего мужика к лесу; А теперь реку раздели - как сирота, голая стоит.) показана с помощью прямых номинаций-характеристик и образных средств: метафорическое олицетворение раздЫи семантически поддерживается эпитетом голая, который усилен сравнительным оборотом, подчеркивающим ненужность, заброшенность природных богатств. Обвал планов лесозаготовок, которые надо выполнить любой ценой, вступает в конфликт с жизнью леса и живой человеческой душой.

Для Ф. Абрамова, родившегося и выросшего в лесном краю, судьба родного северного леса - глубоко личная проблема. А для его героя Игоря Чарнасова смысл жизни - в сохранении и приумножении «зеленого золота». Писатель строит текст рассказа на контрасте. При этом нередко вводит параллельное восприятие одного и того же явления, факта разными

46

персонажами, позволяя тем самым читателю самому решить, на чьей он стороне. Например, суть деятельности лесника представляют в рассказе два героя - шофер Пронька Силин и лесник Игорь Чар-насов. Силин считает, что у лесника работа легкая:

Зимой лежка, и летом тоже пот не прошибет. Пройтись там раз в неделю по лесу да у речки покемарить...

По мнению же Чарнасова-младшего, у лесника много забот:

Охрана леса, лесокультурные работы, расчистка просек. А семена заготовлять? Египетский трудЗ Каждую шишку надо ладонями обмять. А противопожарные канавы возле дорог прорыть?..

Языковые антонимы зимой - летом в речи Силина выполняют функцию вневременного обобщения, подчеркивая бездеятельное существование лесника круглый год. Образное выражение пот не прошибет в сочетании с глагольными формами пройтись, покемарить, содержащими сему 'кратковременность' и употребляющимися при описании состояния отдыха человека, рисует картину его якобы беззаботной жизни. Напротив, словосочетание египетский труд, подчеркивающее тяжесть выполняемой работы, выступает контекстуальным антонимом к рассмотренному выше отрывку. Нет, «не на лежку сюда приехал» Игорь Чарнасов!

Лесник уверен, что природа живет по мудрым законам:

Мудро устроен, Алексей, лес: сначала кормом себя обеспечит, а потом уж на отдых уходит.

В отличие от него человек поступает безрассудно:

Сперва лес под корень вырубят, а потом уж за стройку примутся. Ну и чихают все лето пылью.

Противопоставление мира людей и природы пронизывает рассказ «Сосновые дети». Озлобленному, уставшему, изможденному человеку противостоят веселая порожистая речка «в красных крутых берегах с зелеными лиственницами, высокие сосны с курчавыми макушками». В описании природы царит радость жизни. Рисуя

мир природы, Ф. Абрамов нередко использует цветовые характеристики:

Вечерняя заря еще не погасла. Далеко на горизонте чернела зубчатая гряда леса. И над этой грядой то тут, то там поднимались багряные сосны - косматые, похожие на вздыбленных сказочных медведей; И самые сосенки, то иссиня-черные, то сизые до седины, то золотисто-багряные со светлыми каплями смолы, напоминали нарядную, пятнистую шкуру моря.

Лексемы с собственно цветовой семантикой дополняются словами, в значении которых есть сема 'цвет'. Сложные определения-эпитеты позволяют писателю передать богатую цветовую гамму, тонкие цветовые переходы и оттенки.

Активно использует автор и разного рода сравнения: озерко в рассказе «с черной, как чай, водой»; тоненький свист похож «на хрупкий лучик вечернего солнца»; «темный, заросший молодым ельником ручей, словно корабль, плывет нам навстречу»; «по вершинам сосен красной лисицей крадется утренняя заря». Мир природы рождает сказку:

Я смотрю на этих неохватных, в седых космах великанов, смотрю на их темные вершины, потрепанные вековечными ветрами, и то они мне кажутся былинными богатырями, чудом забредшими в наши дни, то опять начинает казаться - чего не делает белая ночь, - что ты сам попал в заколдованное царство и бродишь меж задремавших богатырей. Уж не белые ли ночи и сосны навеяли эту сказку нашим предкам?

Использование слов с «волшебной» семантикой, былинных образов, метафор и гиперболизированных эпитетов помогает Ф. Абрамову нарисовать картину сказочного леса. Описания соединяют настоящее и прошлое, реальность и вымысел. Происходит не только временной, но и пространственный сдвиг. Это один из приемов писателя, позволяющий ему переходить от деталей к широким обобщениям.

Однако вторжение человека в мир природы оказывается губительным для нее:

Ни лесинки, ни кустика. Только пни. Бесконечная россыпь свежих лобастых пней. Злое солнце плясало

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком