научная статья по теме Немецкий реформатор Мартин Лютер Философия

Текст научной статьи на тему «Немецкий реформатор Мартин Лютер»

Немецкий реформатор Мартин Лютер

Среди многочисленной литературы о великом реформаторе Мартине

Лютере видное место занимает монография немецкого богослова Ганса

*

Лилье «Лютер» . Ее автор -- один из известных представителей протестантизма в Германии и за рубежом -- досконально изучил наследие Лютера и впоследствии опубликовал свою работу, выдержавшую 24 издания.

Неповторимость и оригинальность исторической личности немецкого реформатора выражается в его резко критических взглядах на терявший веру в массах католицизм, а его новые идеи отражали очищение папской веры от догматизма, продажной сути и грехопадения в массах. По этим причинам XVI в. послужил рубежом, отделявшим наступление раннего капитализма и переход к новейшей истории. Идеи Реформации были вызваны внутренними и внешними причинами развития германской истории и благодаря единомышленникам Лютера - Бусера, Блауэра, Бугенхагена, а также выдающимся сподвижникам Меланхтон, Кальвин и др.

Автор подчеркивает, что в определении Лютера как выдающейся личности следует «учитывать беспримерную историческую эпоху прошлого XVI столетия и вместе с ней беспримерную энергию деятельности Лютера» (^10).

Средневековая обстановка отличалась важной особенностью параллельно существовавших имперской и папской власти. Данное обстоятельство являлось особенно важным, поскольку развитие Германии выражалось не только во внешней политической форме, но и впоследствии имело сложные духовные последствия.

Изменение экономических и социальных условий стало важным фактором влияния в обществе. В немецком искусстве эти явления получили отражение на появившейся на стыке веков картине Иеронима Босха «Сад удовольствий». Начавшее развиваться книгопечатание отразило эти явления и привлекло к ним влияние выдающихся мыслителей Средневековья: Лютера, Эразма Роттердамского, а через них благодаря листовкам, брошюрам и книгам вылилось в массы, что в течение короткого времени взбудоражило толпы верующих и положило начало реформаторской полемике. С учетом экономического кризиса церкви и брожения в обществе папа должен был оставить на голове митру или сменить ее на устрашающую тиару: от этого страдали не только властители церкви, но и ее многочисленны слуги - священники и монашество.

* Lilje Hans. 24 Auflage. Furche Verlag Hamburg Dezember 2003.

Создавшаяся ситуация вызвала смешанное чувство сомнения в папской вере выходца из Айзенаха и прошедшего все ступени богословия и обучение вере Мартина Лютера. Он вступил в общество «Современной теологии» Вильгельма фон Оккамы.

Перед этим была магистерская карьера в Эрфуртском университете. Чуть позже в составе группы из монастырей Эрфурта и Нюрнберга Лютер был послан в резиденцию папы. В эти же годы святой город Рим посетил и Эразм Роттердамский. Однако предметом его интереса было итальянское искусство. Как пишет Ганс Лилье, по своим впечатлениям будущий реформатор находится в молодом возрасте, творчески осмысливал свои впечатления и лишь в более поздние годы выразил их в своей бурной протестантской деятельности: «Тот, кто должен однажды сказать о многом, На время замыкается в себе. Тот, кто однажды должен блеснуть, Должен уберечь свою мысль в большем объеме» ( Б.бЗ).

Под покровительством Иоганнесса фон Штаупитца Лютер сформулировал свои мысли в загадке «Справедливость Бога». Впоследствии он объявляет: «В распятом Христе истинная теология и познание Бога» (8.70).

В своих 95 тезисах великий реформатор провозгласил и другие тезисы, переслав их для ознакомления другим богословам и ставших предметом дискуссии во всей Германии. Даже представители искусства и среди них Альбрехт Дюрер прислали свои согласия с ним, приложив несколько своих рисунков. Как подчеркивает далее автор, свои тезисы Лютер представлял не иначе? как «штурмовать небо и низвергнуть мир в мировой пожар...» ( 873).

Вопреки воле Лютера как реформатора в Германии поводом для исторического поворота и предпринятых Римской церковью решений действия против Лютера свелись к его допросу папским нунцием Каэйвано, встрече с молодым императором в городе Вормсе и на заседании Рейхстага, на которой и присутствовал не понимавший ни одного слова по-немецки Карл V.

Эти встречи показали, что у Лютера были очень известные последователи типа Томса Мюнцера. Однако его проповеди были более революционными и способствовали развязыванию крестьянской войны. Сам же Лютер старался от нее держаться подальше. В книге отмечается также, что его разногласия к лозунгам поддержки Крестьянства за союз с князьями и женитьба на Катарине фон Бора «являют собой вершины его величия» ( 8.99).

Другие этапы Реформации, говорится далее в книге, в частности 1521 -1530 гг. были попыткой императора и его сторонников одержать победу над Лютером, но не увенчались успехом. По итогам этого времени Лютер ссылается на свою проповедь «.Когда Бог все свои творения мог создать из ничего, это является более всесильным, чем любая земная власть » (Б. 107).

О том, как разделились церковно-политические и теологические пути в христианстве и происходит разделение веры в обществе, показывают «Шмалькальденские статьи». Охарактеризованные в качестве лучших положений лютеровской церкви в сравнении со старой церковью они превосходят другие решения новой веры. В ряде вопросов для самоутверждения новой веры в «Шмалькальденских статьях» опущен вопрос о воссоединении церкви, подчеркивая, что «между католицизмом и новой лютеранской верой произошел исторический разрыв». В них подчеркивается, что благодаря божественной власти она сама стала церковью над руководством Бога. И она вовсе не является только Реформацией внутри католицизма или какой-либо провинциальной церковью, а определяется по своей сути новым вероисповеданием. Сам Мартин Лютер указывает, что Шмалькальденские статьи являются его теологическим и церковным завещанием.

Великий реформатор рассматривал их не иначе: «Итог, я был при смерти и в обращении к своей жене продолжал, он приказал ей с помощью Бога воспитывать сына » ( S. 108). В 1536 г. будучи тяжело больным, он вместе с курфюрстом Фридрихом составили 16 статей для

будущих переговоров с папой римским.

В их составлении приняли участие также и его соратники: Меланхтон, Бугенхаген, Йонас, Круцингер, Амсдорф, Спалатин и Агрикола.

Охарактеризовав составленный документ в качестве удачной и содержательной инициативы и оставаясь больным, он подписал его. Примеру Лютера последовали и другие богословы.

В этом принципиальном обращении указывалось на то, что на месте старой веры его богословие восстановило христианскую церковь, церковь нового Завета.«Она лишь повторила великие ценности веры. Это была Реформация, а не бунт веры » ( Б. 113).

Впоследствии в Европе уже около 100 лет формулировалась новая историческая сила небывалого влияния - национальное чувство народов. Поскольку старая империя германской нации была связана соответственно со многими из них, поэтому в Германии ее силой стали князья. По этой причине политическая воля Реформации в этой стране сводилась к тому, чтобы благодаря возможным ошибкам не утерять ее значимость для общества и

верующих. В связи с болезнью великого реформатора в 1546 г. он не оставался в стороне от деятельности своих учеников и соратников. В качестве программного осмысления его жизни служит та знаменитая фраза из записи Лютера, найденная после его смерти: «Священное писание не всегда может быть воспринято как привлекательный текст. Он же более 100 лет правил с такими пророками, как Элиас и Элиза, Иоанн Креститель, Христос и апостолы общин... Поклонись с молитвою их прошлому! Мы лишь нищие. Это правда » ( S.123).

Однако никто во фразе: «Мы лишь нищие. Это правда.» не пытается вдуматься в эти последние слова Лютера, за которой видна вера в Бога, наполняющая надеждой, утешением грешников, от уходящих в иной мир и нищих.

В книге публикуется также приложение к автобиографии Мартина Лютера, ссылки на его основные произведения, высказывания о нем выдающихся мыслителей разного времени, что позволяет составить о нём мнение как о великом реформаторе, учение которого в современной меняющейся истории человечества по-прежнему остается актуальным.

Н.Г.Угодчикова

аспирантка кафедры всеобщей истории МГПУ

*

Угодчикова Надежда Григорьевна, е-таМ: МССУ 2008 1Ш

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком