научная статья по теме Неоматриархат и перспективы общественной эволюции в условиях кризиса маскулинного мира Философия

Текст научной статьи на тему «Неоматриархат и перспективы общественной эволюции в условиях кризиса маскулинного мира»

А.В. Верещагина

доктор социологических наук, профессор Южного федерального университета*

С.И. Самыгин

доктор социологических наук, профессор

Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)**

Неоматриархат и перспективы общественной эволюции в условиях кризиса маскулинного

мира

Традиционно считается, что изменения в семье и семейной сфере общества являются своего рода результатом общественной трансформации, но можно посмотреть и иначе на данный процесс, и такие попытки представлены в отечественной фамилистике. Так, Л.А. Грицай в своем исследовании достаточно убедительно обосновывает точку зрения о том, что предпосылкой революционных событий 19171918 гг. стала трансформация ценностных основ семейной жизни в России конца XIX - начала XX в., которая проявилась в смене доминирующего на протяжении многих веков патриархального типа семьи новым, базирующимся на эгалитарных ценностях1. Конечно же, на тот период эгалитарные семейные ценности еще не были оформлены в ту модель эгалитарной семьи, которая нам, современникам, хорошо известна, но тем не менее эти новые веяния, связанные с женской эмансипацией на рубеже XIX - XX вв., постепенным возрастанием значимости для человека личных ценностей по сравнению с семейными, общинными, религиозными, сильно расшатали патриархальные устои семьи предреволюционной России и, по мнению Грицай, стали источником последующих революционных событий в обществе, утратившем устойчивые, базировавшиеся на патриархальных устоях, ценности.

Вероятно, не стоит сводить революционные события в России того периода к ценностным изменениям в семье, делая ее тем самым ответственной за все, что связано с революцией 1917 г., но сам посыл, связанный с обусловленностью общественного развития и событий, разворачивающихся в исторической динамике, с трансформацией ценностных основ семейной жизни, нам импонирует, поскольку семья

* Верещагина Анна Владимировна, e-mail: anrietta25@mail.ru

** Самыгин Сергей Иванович, e-mail: darya.maksimovich@gmail.com

1 Грицай Л.А. Трансформация ценностных основ семейной жизни в России конца XIX - начала XX в. как предпосылка революционных событий 1917-1918 гг. // История и современность. 2012. № 1. С. 182-193.

как основа социокультурного воспроизводства в обществе посредством реализации ею базовых функций по рождению и воспитанию детей, бесспорно, оказывает влияние на социодинамику через изменение своих ценностных и функциональных оснований. Вместе с тем семья с полным основанием может рассматриваться как микромодель макромира, поскольку в ней, словно в зеркале, отражаются все тенденции общественного развития, и если общество находится в кризисе, переживает переходный период и т.д., то семья и как социальный институт, и как малая группа также приобретает кризисный характер.

Одним словом, мы пытаемся доказать, что семья - это такой социальный институт, который, изменяясь по мере общественной динамики, в той же мере выступает источником социокультурных изменений и общественной трансформации. Соответственно, социологический анализ тенденций в сфере семейной жизни общества может науку и общество обеспечить не только знанием о сущности происходящих в семье изменений, но и определенным прогнозом грядущих изменений. Правильное же использование полученного знания в контексте данных интерпретаций будущего сценария общественного развития в практике государственного и общественного управления способно в определенной мере внести коррективы в развитие семейной сферы жизнедеятельности общества и функционирования института семьи и изменить тем самым возможный неблагоприятный сценарий будущей траектории общественного развития.

В качестве иллюстрации сказанного в данной статье посредством социологического анализа происходящих в институциональном пространстве современной семьи изменений предлагается показать перспективы эволюции общества и общественных отношений. Связывая этот процесс с таким явлением, как неоматриархат, мы не претендуем на исключительность и истинность предлагаемой нами концепции, а всего лишь представляем свое видение причин кризиса современного мира как мира маскулинного, ценности и идеалы которого, как показывает не только прошлое человечества, но и его настоящее, разрушительным образом влияют на социокультурную динамику. В некоторой степени методологическим оправданием нашей позиции могут выступать положения постнеклассической традиции в научном познании, формирующие возможность самоопределяться в полипарадигмальном пространстве научного исследования с его методологическим плюрализмом в том методологическом и концептуальном формате, который представляется познающему субъекту как адекватный той изучаемой реальности, которую он, будучи включенным в познаваемую реальность, в определенном смысле

«проживает», осознанно включая в инструментарий познания собственные мотивы, ценностные ориентации, этические нормы2.

Понимая, что у многих авторский подход вызовет неприятие, связанное с различиями, которые реально существуют в пространстве динамики семейно-брачных отношений в полиэтничном российском обществе, хотим сразу подчеркнуть, что речь идет о тенденциях, которые, протекая с различной степенью интенсивности в разных регионах и этнокультурных сообществах, для нас выступают в качестве объективно идущего процесса институциональной трансформации семьи в современном глобализирующемся мире.

Семья на протяжении всей истории человечества проходила определенные этапы своей эволюции, но на современном этапе изменения в семейной сфере происходят на высокодинамичном уровне, что соответствует высокой динамике социокультурных процессов, обусловленной глобальными переменами в жизни общества, вступившего в эру глобализации и интенсивной коммуникации. Появление и распространение новых типов и форм семейных отношений сопровождается сменой самой семейной идеологии, которая прошла длительный эволюционный путь от семьецентристской парадигмы к детоцентристской и эгалитарной. Последняя как традиционная для современного западного общества стала интенсивно развиваться в постсоветской России в связи с общими тенденциями либерализации и демократизации общественной жизни, хотя, как пишут ученые, тенденции эгалитаризации семейной сферы в Российском

о

государстве наблюдались еще в дореволюционный период3, однако базировавшаяся на принципах общинной идеологии политика Советского государства несколько затормозила процесс эгалитаризации семейных ценностей при всем том, что в городской среде модель и быт семьи значительно отличались эгалитарными признаками от традиционной, патриархально ориентированной сельской семьи.

Не требует особого доказательства тот факт, что эти изменения в сфере идеологии семьи и семейных ценностей, отражающие глобальный кризис традиционного института семьи (который, безусловно, имеет свою специфику в каждом обществе, но при этом разрушается в рамках единого общемирового процесса), самым непосредственным образом воздействуют на всю систему социальных отношений и процессов. С этой точки зрения семья с ее глубинными эволюционными процессами нуждается в самом пристальном внимании со стороны социологов, а сама социология нуждается в пересмотре методологических ориентиров исследования семьи и поиске ответов на вопросы, которые ставит перед современным обществом, пока еще маскулинным по своей сути, ситуация разрушения мира, построенного

2 Постнеклассика: философия, наука, культура / отв. ред. Л.П. Киященко и В.С. Степин. СПб., 2009. С.

3 ГрицайЛ.А. Указ. соч. С. 182-193.

на господстве мужских ценностей. Социальный порядок, основанный на насилии, жестокости, подчинении и т.д., не принес человечеству счастья, и сегодня мы совершенно отчетливо наблюдаем агонию этого маскулинного мироустройства, отражающуюся в росте международных конфликтов, столкновений, в том числе вооруженных, кровопролития, распространения неофашизма и дефицита гуманизма. Не отстаивая идеи и позиции феминизма (не эта задача стоит перед нами), мы попытаемся в данной статье аргументированно доказать содержательность и концептуальную обоснованность выдвигаемых нами положений.

О кризисе современного мира, грядущем столкновении цивилизаций и даже конце истории писали многие известные ученые, но впервые на уровне социологической концептуализации кризис современного общества был описан П.А. Сорокиным4, который в рамках социокультурной теории показал, что в состояние тупика современный мир ввела чувственная культурная система, давно исчерпавшая себя и ставшая источником распространения идеологии и практики насилия, жестокости, торжества потребления над созиданием, бездушия над духовностью. Преодолеть эти кризисные явления можно только путем перехода к идеациональной или идеалистической культурной суперсистеме как цивилизационной перспективе человечества на пути к качественному обновлению и выходу из глубочайшего духовного кризиса, но пока человечество не в состоянии совершить такой переход. И нам причина неспособности общества перейти на иную парадигму общественного развития, характеризующуюся приоритетом ценностей гуманизма, человечности, миролюбия, видится в сохранении самой сути установившегося в глубокой древности, но уже давно исчерпавшего свой потенциал маскулинного социального порядка.

Таким образом, для нас совершенно очевидно, что для перехода к иной парадигме общественного развития, которая повернула бы историю человеческой цивилизации в сторону, противоположную от просматривающейся глобальной катастрофы при сохранении современных тенденций5, необходима смена не просто социального порядка, а гендерного мироустройства, в котором женское начало как олицетворение мира, доброты, терпимости, любви станет важным основанием цивилизационной динамики. И в этой связи возникает закономерный вопрос: есть ли предпосылки для смены гендерного мироустройства и гендерной революции в современном обществе или говорить об этом можно только на гипотетическом уровне?

Ответ на данный вопрос кроется в динамике института семьи и семейных отношений, трансформации семейных ценностей и моделей

4 Сорокин П.А.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком