научная статья по теме НЕСООТВЕТСТВИЕ ПРИНЦИПАМ ТЕРПИМОСТИ НЕКОТОРЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «НЕСООТВЕТСТВИЕ ПРИНЦИПАМ ТЕРПИМОСТИ НЕКОТОРЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВА»

История права и государства России

НЕСООТВЕТСТВИЕ ПРИНЦИПАМ ТЕРПИМОСТИ НЕКОТОРЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ БУДУЩЕГО ГОСУДАРСТВА

КАСИМОВ Тимур Салаватович,

кандидат юридических наук, декан юридического факультета Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. E-mail: timursk@rambler.ru

Краткая аннотация: статья посвящена русским националистическим и отечественной исламистской концепциям будущего государства. Обращено внимание на элементы этих концепций, противоречащие принципам терпимости.

The article is devoted to Russian nationalistic and domestic Islamist conceptions of the future of state. Especial attention is paid to the elements of the conceptions which contradict to the principles of tolerance.

Ключевые слова: терпимость; экстремизм; концепция будущего государства; русский национализм; исламизм.

Tolerance; extremism; conception of the future of state; Russian nationalism; Islamism.

В современной России через различные средства информации распространяются различные концепции будущего нашего государства. К сожалению, некоторые из них содержат положения, которые не соответствуют принципам терпимости (толерантности). В такой ситуации опубликованное на страницах Евразийского юридического журнала интервью первого Президента Республики Татарстан, государственного советника Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева вызвало широкий общественный резонанс; оно является также и глубоко осмысленной аналитической статьей.1

Основным юридическим документом, определяющим понятие терпимости, является Декларация принципов терпимости (принята в г. Париже 16 ноября 1995 г. Резолюцией 5.61 на 28-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО)2. Определение терпимости содержится в ст. 1: «1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способст-

1 Шаймиев М.Ш. Толерантность - основа евразийской мысли и практики // Евразийский юрид. журнал. 2010. № 10. С. 5-11.

2 СПС «Консультант-плюс».

вуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. 1.2. Терпимость - это не уступка, снисхождение или потворство. Терпимость - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства. 1.3. Терпимость -это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. 1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свобо-

ден придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим». В этом смысле мы разделяем суждение, высказанное в научной литературе, что «во все времена и теперь надменность, расизм, национализм, шовинизм, нетерпимость к культуре, религии и языку другого народа, отсутствие сострадания к ближнему стали причиной разложения, деградации и гибели отдельных цивилизаций»1.

Если провести этимологический анализ, то ключевыми для понимания терпимости являются положения п. 1.1 Декларации принципов терпимости, а именно: «Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Антиподом, противоположностью терпимости является нетерпимость. Крайнее проявление нетерпимости - экстремизм. Это следует, например, из Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)»2. Среди основных направлений реализации Программы были выделены «разработка законодательства, обеспечивающего условия для формирования толерантного поведения, борьба с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости» (п. 4 гл. 3). Исходя из ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»3, экстремизм выражается в следующем: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

1 Файзуллин Г.Г. Тернистый путь к юриспруденции (научный сборник). Уфа: РИЦ: Башкирский государственный университет, 2008. С. 295.

2 О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.). Постановление Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629 // СЗ РФ. 2001. № 36. Ст. 3577.

3 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3031.

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; ... публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; ...финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и в ряде других действий.

В преамбуле Декларации принципов терпимости выделяются национальный и религиозный аспекты терпимости: «... чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам». Когда речь идет о нетерпимости и экстремизме, в числе основных форм нетерпимости описывают, прежде всего, нетерпимость национального и религиозного характера. Такое же понимание выражено в официальном определении РАН: «политический экстремизм предполагает пропаганду и использование насилия и других радикальных средств для достижения любых политических целей, не обязательно националистического характера. Политический экстремизм может иметь разную идеологическую направленность (фашистскую, коммунистическую, сепаратистскую и др.) и проявляться в сферах национальных отношений, религиозных вероучений, межпартийной или внутрипартийной борьбы, внешней и внутренней политики»4.

4 Дондоков Ц.С., Макаров Н.Е. Понятие и идеология экстремизма в современных условиях // Закон и армия. Военно-правовая газета. 2005. № 11. С. 25.

Аналогичных воззрений придерживаются А.Ф. Истомин и Д.А. Лопаткин: «Экстремизм является основным содержанием, характеристикой радикально настроенных партий, групп, движений, течений, организаций, независимо от их политической ориентации. ... К ним следует отнести также партии, идеология и политика которых основана на принципах национальной или расовой исключительности и превосходства, на признании за господствующей нацией или расой особой исторической миссии и права на создание нового мирового порядка, на отрицании значения и ценности других народов и народностей, на разжигании национальной вражды и ненависти (национализм). Часто национализм принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом, что ведет к острым межнациональным, межличностным конфликтам как внутри государства, так и за его пределами. Сюда же, несомненно, нужно отнести и общественные, идеологические, религиозные движения, провозглашающие приверженность «исходным» идеям, принципам, учениям и призывающие к неприятию религиозной политики государства, возвращению к первоначальным истокам любыми способами, в том числе насильственными»1.

Современными наиболее влиятельными концепциями, содержащими элементами нетерпимости, являются концепции русских националистов и исламистов. Первые имеют сторонников, прежде всего, среди представителей русской нации, вторые - среди последователей второй по численности религиозной группы россиян. Влиятельность русского национализма и исламизма как двух основных экстремистских идеологий в современной России помимо умозрительных заключений, основанных на демографической статистике, подтверждается официальными данными Министерства юстиции РФ, основанными на решениях судов. Федеральный список экстремистских материалов, опубликованный на официальном сайте Минюста РФ по Республике Башкортостан2, по состоянию на 1 октября 2010 г., включает почти

1 Истомин А.Ф., Лопаткин Д.А. К вопросу об экстремизме // Современное право. 2005. № 7. С. 20-21.

2 Минюст: Федеральный список экстремистских материалов // Минюст. М., 2010. URL: http:www.minjust.ru/ru/activity/nko/ fedspisok/ (дата обращения 13 января 2011 г.).

700 наименований, большинство из которых относится либо к материалам русских националистов, либо к материалам исламистов. Характерные примеры: брошюра «Кто боится Русского национал-социализ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком