научная статья по теме НОРМАТИВНАЯ ПРИРОДА И СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ОНТОЛОГИИ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТАЙНЫ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «НОРМАТИВНАЯ ПРИРОДА И СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ОНТОЛОГИИ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТАЙНЫ»

РЕЦЕНЗИИ

НОРМАТИВНАЯ ПРИРОДА И СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ОНТОЛОГИИ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ТАЙНЫ

Е.Ю. Догадайло, доктор юридических наук, доцент

Материал представляет собой рецензию на научную монографию К.М. Андреева «Понятие и особенности тайны в рамках реализации конституционной свободы вероисповедания» (М.: Юриспруденция, 2014).

Ключевые слова: свобода вероисповедания, религия, конституционные права и свободы, религиозная тайна, тайна исповеди.

Проблема, избранная К.М. Андреевым для своих исследований, даже условно не может быть названа простой для понимания и интерпретации; при этом в числе скудных исследований этой темы, увидевших свет не только в России, но и по всему миру, абсолютное большинство публикаций, если не па-рафразны, то, во всяком случае, содержательно почти идентичны. Чаще всего правовое осмысление этой темы сводится к упрощенному клише - «тайна исповеди должна быть гарантирована, и такие гарантии - хороши и правильны». Но этот подход недостаточен, он не годится для того, чтобы научно рассмотреть проблему и предложить подходы к преодолению содержащихся в ней неопределенностей.

Это уже не первая рецензия на исследования К.М. Андреева, предыдущая рецензия касалась более ранней его книги (вышла в 8 номере за этот год журнала «Право и образование»).

И это была рецензия отнюдь не хвалебная. Хотя определенная научная смелость и некоторые научные выводы автора нами были отмечены. Не скрою, было удивительно, что большинство замечаний (иногда весьма резких) было восприняты К.М. Андреевым как руководство к дальнейшему научному поиску и трансформировалось автором в четкие научно-методологические рекомендации, которые были реализованы в конституционно-правовом исследовании.

На основе анализа нормативного материала и доктринальных источников автором переработана классификация видов религиозной тайны. Автор в этот раз не ограничился только тайной исповеди и представил совершенно новую классификацию, при этом - весьма детализированная, обладающая явной научной новизной и отвечающей на вопросы о научных критериях. В монографии К.М. Андре-

евым выделено и описано 14(!) видов религиозной тайны.

Еще одно наше замечание по предыдущей монографии относительно слабости в научном отношении раздела с ретроспективным экскурсом в историю правового регулирования вопросов религиозной тайны, так же оказалось учтено. Автор, опираясь исключительно на первоисточники (нормы права Российской Империи), сумел дать весьма релевантный анализ на должном уровне глубины осмысления. И это тоже достойно высокой отметки, учитывая, что старый стиль письма в сборниках (сводах) законов Российской Империи делает крайне затруднительным применение современных компьютерных поисковых программ, т. е. обратившемуся к ним автору приходится все делать, что называется, по тексту.

В полной мере, учтя высказанные нами замечания, К.М. Андреев должным образом исследовал вопрос о специфических признаках религиозной тайны, грамотно и вполне четко отграничив ее от иных видов тайн, регулируемых действующим законодательством Российской Федерации (этому посвящен целый параграф), а также должным образом осмыслил и описал особенности правового регулирования признания, охраны и защиты религиозной тайны в Российской Федерации (этому также посвящен целый параграф).

Опять же - в ответ на наши замечания, высказанные в предыдущей рецензии, К.М. Андреев проанализировал зарубежный опыт правового регулирования религиозной тайны (на основе обращения к первоисточникам по обширному перечню государств),

представил авторский анализ правовых позиций зарубежных судов по делам, вытекающим из отношений, связанных с религиозной тайной, а также по такого рода делам в практике Европейского суда по правам человека. Выводы К.М. Андреева по результатам таких исследований представляют несомненный научный интерес.

На очень высоком научном уровне произведены обобщение и классификация форм нарушения религиозной тайны, предложено шесть основных форм, в рамках почти каждой из которых даны детализирующие описания, а также представлена классификация групп правомерных причин и условий разглашения информации, защищаемой как религиозная тайна (девять основных моделей).

Таким образом, необходимо констатировать, что рецензируемая монография, представляет собой глубокое детальное конституционно-правовое осмысление К.М. Андреевым избранной предметно-объектной области. Обзор известных работ других авторов, по крайней мере, не только на русском языке, но и на английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках явно и исключительно свидетельствует в пользу К.М. Андреева. Ничего подобного по масштабам охваченной предметно-объектной области (в рамках заявленной темы) и по степени глубины научного познания нет.

Множество и других научных наработок и достижений К.М. Андреева в его новой научной монографии потребовали бы для их полного описания многих страниц, чего мы не можем себе позволить в настоящей рецензии.

Отметим, в частности, как ценный научный вывод - авторские положения К.М. Андреева об обоснованности выделения в рамках конституционно-правового института свободы вероисповедания субинститута религиозной тайны как детерминированного природой конституционной свободы вероисповедания и определяющего важнейшие гарантии невмешательства государства в законную деятельность религиозных объединений и в законную реализацию гражданами конституционно гарантированной свободы вероисповедания. Важное значение имеет и вывод о гетерогенности обеспеченности конституционно-правовой охраной различных видов религиозной тайны.

Особой научной ценностью характеризуются авторские (К.М. Андреева) научные дефиниции понятия «религиозная тайна», причем автор рассматривает это понятие в двух аспектах - как информацию и как нормативный режим.

Более интересна и, в целом соответствующая изучаемым проблемам, примененная К.М. Андреевым в его новой (рецензируемой в настоящем материале) монографии научная методология (если сравнивать с прошлой книгой). Здесь и расхожие в современных научных исследованиях аналитические методы, но также и, увы, нечасто встречающийся сегодня метод выдвижения, проверки и подтверждения научных гипотез, ряд иных методов, использованием которых не часто радуют взыскательного читателя современные молодые ученые.

Впечатлила и источниковедческая основа исследования (научные монографии и статьи), а также норматив-

ная эмпирическая основа новой книги К.М. Андреева - не только документы весьма широкого спектра религиозных организаций, содержащие их внутренние нормативные установления, напрямую касающиеся исследуемой предметно-объектной области, но и законодательные акты и официальные документы 21 зарубежных государств (Австралии, Австрии, Болгарии, Германии, Израиля, Испании, Италии, Канады, Латвии, Лихтенштейна, Перу, Польши, Португалии, Румынии, Словакии, США, Франции, Финляндии, Чили, Швейцарии, Эстонии), решения российских судебных инстанций, решения Европейского суда по правам человека. Не то что все сведенное воедино, но даже и по частям все это (иностранные научные и нормативные материалы, правоприменительные акты) ранее не было известно российскому читателю. Обычно такая эмпирика и нормативная основа свойственны для докторских диссертаций, да и то для лучших их образцов. И это весьма и весьма разумно, поскольку эффективность производства научных юридических продуктов сегодня во многом определяется тем, в какой мере автором проведен сравнительно-правовой анализ как нормативный так и функциональный. Более того, качественная компаративистика в юриспруденции - показатель высокого уровня научной работы. Конечно, если речь не идет о банальном переписывании у других авторов, а, напротив, автор изучает исследуемые нормативные акты в первоисточнике на языке оригинала, понимая и обобщая роль моделей и механизмов нормативного регулирования в различных правовых системах. Именно по-

следнее можно увидеть в новой книге К.М. Андреева.

Вместе с тем, как и в любом другом творческом исследовании, в книге К.М. Андреева есть определенные недостатки. В их числе то, что автор не достаточно полно изучил вопрос пределов защиты религиозной тайны в учреждениях системы исполнения наказаний (учитывая специфику режима контроля за осужденными и специфику проведения оперативно-розыскных мероприятий в такого рода учреждениях). Прекрасно проработанные К.М. Андреевым содержательные моменты относительно обобщения и классификации форм нарушения религиозной тайны и правомерных причин и условий разглашения информации, защищаемой как религиозная тайна, увы, не получили своего развития, а это могло бы дать автору множество новых ярких научных выводов. Что касается зарубежного опыта, автор напрасно ограничил задействованную нормативную основу только законами. Не менее важно было бы исследовать (причем по максимуму) и зарубежные конкордаты. А вот с этим у автора пока слабо, хотя некоторые такие соглашения и упомянуты. И последнее. Коль скоро, автор блестяще

сумел проанализировать историю вопроса правового регулирования защиты религиозной тайны в Российской Империи, а также исследовать поле законодательных актов СССР, возможно, имело бы смысл взять исторический опыт какого-то зарубежного государства (учитывая, что компаративистика не составляет проблемы для К.М. Андреева). В частности, среди исследованных стран не представлены страны с исламскими правовыми системами. А тем временем, последние, несомненно, имеют свою особую специфику в правовом регулировании тайны в рамках реализации свободы вероисповедания.

Впрочем, указанные замечания лишь подчеркивают объективно высокий научный уровень рецензируемой монографии. И это, кстати, тоже признак действительно хорошего научного исследования - когда рецензенту хочется спорить и конструировать с автором приоритетные направления дальнейших исследований. Работа К.М. Андреева, действительно, хороша, познавательна, во многом даже энциклопедична и может быть рекомендована к прочтению всеми, интересующимися проблемами современного конституционного права.

REVIEWS

The norma

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком