научная статья по теме НОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ МОРСКИХ СУДОВ ИЗ АНТИЧНЫХ ГОРОДОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «НОВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ МОРСКИХ СУДОВ ИЗ АНТИЧНЫХ ГОРОДОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ПИСАРЕВСКИЙ

доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и истории древнего мира

Воронежского университета (Воронеж) Тел.: (812) 534-28-28; E-mail: nestorklio@mail.ru.

Статья посвящена интерпретации изображений VI - начала V в. до н.э. античных морских судов из Ольвии. Их исследование позволило идентифицировать рисунки с типами судов Древней Греции, известными как strongylon ploion, гипотетически определить их формы, конструкцию и размерения.

Ключевые слова: античность, античные города, Причерноморье, флот, корабль, Херсонес, Пантикапея.

Новые изображения морских судов из античных городов

Северного Причерноморья

То, что морской флот, мореплавание и морская торговля занимали весьма существенное место в экономике, политике и международных связях античных государств Северного Причерноморья на всем протяжении их истории - факт достаточно известный, находящий самые различные подтверждения в разнотипных источниках. В их числе особой ценностью наделены, в первую очередь, иконографические памятники, в том числе и многочисленные граффити с изображениями военных и торговых кораблей, время от времени выявляемых в ходе археологических исследований.

Ольвия в указанном отношении не составляет никакого исключения: этот северопричерноморский полис, как свидетельствуют данные археологии и античной традиции, занимал весьма важное место в системе Причерноморско-Средиземноморских морских связей на протяжении всех периодов истории античности!. И хотя Ольвия не относилась к числу государств, ведущих, по словам Аристотеля, политическую жизнь гегемона (Arist., Pol., VII, 6. 1327b), ее роль в международном судоходстве и политике античных государств циркумпонтийского региона, насколько можно судить по эпиграфическим источникам, была весьма и весьма существенной2. Косвенное подтверждение тому следует усматривать в выявленных раскопками происходящих из Ольвии и ее хоры памятников с изображениями в различной манере (главным образом, граффити) кораблей военного и торгового флота полиса, численность которых, как показывают современные данные, имеет тенденцию к нарастанию.

К настоящему времени, если иметь в виду только памятники с изображениями морских судов, их количество составляло всего лишь четыре. За последнее десятилетие свод источников такого типа пополнился еще тремя экземплярами, в первую очередь за счет публикации их находок, главным образом, на Березани и в самом древнегреческом полисе.

Введенные в научный оборот В.И. Денисовой и В.Я. Бруяко, они представляют интерес как с точки зрения своих конструкционных особенностей и типа, так и с позиций понимания закодированной в рисунках

информации относительно основных размерений по LBH, изучение которых позволяет идентифицировать их водоизмещение и грузоподъемность, а, следовательно, произвести сопоставление с определенного класса военными и торговыми кораблями Древней Греции, находившимися в эксплуатации гражданского населения Ольвии и ее «города-спутника» - торговой гавани (ешропоп) Борисфена. Поскольку такая работа авторами публикаций проделана не была, собственно, выполнение указанной задачи, как нам представляется, является и актуальной, и первоочередной по своей важности.

1. Графические изображения кораблей на обломке аттической

чернолаковой чаши конца VI в. до н.э. из Ольвии Памятник

Графические изображения кораблей прорезаны острым предметом на внешней и внутренней поверхности фрагмента аттической чернолаковой чаши (Ол. Архив. Д. 88. Л. 48). Он представляет собой либо часть дисковидной подставки сосуда типа большой тарелки, относящейся к типу так называемых фруктовых блюд, либо скорее всего представляет собой ножку по своему назначению килика, поскольку именно на такого типа застольной посуде, используемой для возлияний при жертвоприношениях, как свидетельствуют аналоги, чаще всего представлены подобного рода изображения. Диаметр подставки или ножки, в пределах которого нанесены рисунки кораблей, составляет 11 см. На верхней поверхности изображение одного корабля ориентировано днищем к центру, тогда как на нижней поверхности рисунки двух судов (одно из них вместе со спасательной шлюпкой, сохранившаяся часть изображения кормовой части другого олицетворяет половину корабельного корпуса. - Н.П.) - наоборот, к их наружному краю.

Верхняя поверхность.

Корабль изображен в положении слева направо. В этом убеждает размещение в кормовой части свисающего с нее, представленного прямоугольником (или совмещенными прямоугольниками), семью линиями разных размеров трапа (либо двух - кормовой и носовой - сходней). В конструкции корпуса достаточно рельефно просматривается изображение в донной части совмещенных друг с другом киля и фальш-киля, соединенных, с одной стороны, с ахтерштевнем, а с другой - скулами кормового полубака. Такой характер нанесения изображений свидетельствует о профессиональных навыках художника или во всяком случае знании им техники и сюжетов изображений на аттических вазах конца VI - начала V вв. до н.э. В пользу такого предположения свидетельствует и сам рисунок корабля, показывающий его в двух отразившихся в технике художника проявлениях: передаче им контура кормовой оконечности изображаемого корабля двумя проведенными одна подле другой линиями и знании им габаритов массивного ахтерштевня и кормовых днищевых и бортовых скул, на что указывает контур каждый из такого типа узлов, выполненный еще двумя дополнительными линиями, сходящимися в нижних частях ахтер- и

форштевня в небольшие, ориентированные вниз от днища и вправо от носа корабля, выступы.

Если охарактеризовать основную конфигурацию корпуса изображенного корабля, то он представляет собой форму развернутой вверх от днища к линии носа и кормы трапеции. Прорисовка его верхней части вполне традиционна и соответствует имеющимся аналогам из Средиземноморья и

Причерноморья3. Это прослеживается по изображению накладного борта (или леера со стойками?), прорисованного спаренными между носовой и кормовой частями линиями с поперечными, слегка наклонными вправо, пересекающими эти последние, чертами. Примечательной особенностью (и инновацией) прорисовки носовой части корабля является присутствие исходящих прямо от верхней части носа трех вертикальных значительно более высоких столбовых стоек, которые не встречаются ни в вазописи, ни на граффити из других античных центров. Можно предполагать, что знакомый с конструкцией морских судов рисовальщик имел своей целью изобразить вертикальные стойки форштевня, служившие для установки дополнительного носового парусного движителя. Если опереться на некоторое сходство в изображении данного узла с его представленностью на аттических чернофигурных сосудах, датируемых также концом VI в. до н.э., то можно вывести заключение, согласно которому все они представляют стойки-шпоры, служившие на реальных судах средством закрепления гораздо большего по своим размерам, чем кормовые сходни, судового трапа (или накладного борта). Что касается наклонно прочерченной линии в верхней части кормы изображенного корабля, то возможно лишь однозначное суждение, исходящее из использования в практике мореплавания архаической Греции вместо двух кормовых весел спаренного руля с рычагом (реёаНоп), существенным образом облегчавшего кормчему прокладку курса и управление маневрами судна, особенно во внутренней акватории порта греческих полисов.

Автор публикации полагает, что другие линии, прочерченные перед носовой частью корабля справа, возможно, представляют кормовой или носовой отсек еще одного морского судна, асимметрично расположенного по отношению к первому4. На наш взгляд, никаких оснований для такого заключения (на поверхности имеется простое и хаотичное нагромождение линий) рисунок не дает. Вместе с тем, если взять в качестве известного аналога изображение на крышке чернолаковой леканы из Мирмекия (правда, на ней изображены другие типы гребных кораблей)5, то интерпретационное решение относительно этих линий, если совместить их функционально с изображением слева перед кормой, приняв последнее за плавучий бак или причальный кнехт, представляется единственно возможным только в одном отношении: рисовальщик, очевидно, передавал своим рисунком эпизод из практики постановки (швартовки) судна к причалу.

Рисунок корабля на внешней поверхности ножки имеет следующие размерения: Ь=3 см; Н=1см; исчисляемая В=1,5 см. Основная пропорция -1:3.

поверхность

На ней также сохранились прочерченные тем же предметом рисунки трех, различной выразительности, полноты и представленности в деталях судовой оснастки и такелажа, кораблей.

Корабль № 1

Корабль справа налево. По своим размерам, общим очертаниям, пропорциям, формам, оснастке и ориентации линий, с помощью которых автор рисунка пытался передать основные элементы и узлы его конструкции, как показывает визуальный анализ, он по своим габаритам (т.е. по ЬВН) идентичен кораблю на внешней поверхности той же самой ножки. Носовой отсек изображенного судна не представлен из-за скола. Однако, основные характеристики судового корпуса и возможных элементов его конструкции представлены достаточно выразительно. Это прежде всего касается линии контура кормы, которая, в отличие от изображения на верхней поверхности памятника, заметно вогнута, хотя, возможно, данное впечатление складывается из-за невыразительности второй, внешней дополнительной линии, обозначавшей нижнюю часть носового штевня, роднящей описываемый элемент конструкции с его аналогом, представленным рисунком корабля на внешней поверхности. Оригинально прочерчена ее верхняя, представленная тремя выступающими над верхним бортом корпуса и леером со стойками (кстати, исполненными рисовальщиком в той же манере), часть - акропостель круто загнутого ахтерштевня, который в аналогичных памятниках Греции (например, Делос) и на римских мозаиках из Остии и Туниса, имеет форму распущенных перьев. Пожалуй, единственным оригинальным (и новым по сравнению с предшествующим) элементом конструкции корпуса данного корабля является косая линия, соединяющая верхний угол форштевня с киле

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком