научная статья по теме НОВЫЕ “МИРЫ” ГЛОБАЛЬНОГО МИРА Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «НОВЫЕ “МИРЫ” ГЛОБАЛЬНОГО МИРА»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2014, № 12, с. 115-119 ^==ВОКРУГ КНИГ

НОВЫЕ "МИРЫ" ГЛОБАЛЬНОГО МИРА © 2014 г. И. Семененко

"Третий мир": спустя полстолетия. Отв. ред. В.Г. ХОРОС, Д.Б. МАЛЫШЕВА. Москва, ИМЭМО РАН, 2013, 262 с.

Рецензия поступила в редакцию 20.06.2014.

Книга коллектива ученых ИМЭМО РАН «"Третий мир": спустя полстолетия» посвящена переосмыслению проблематики так называемых развивающихся стран и концептуализации развития (development studies) в условиях реалий глобального мира. Потребность в новых подходах к пониманию природы и направленности трансформаций в этой обширной, разнородной и зачастую конфликтогенной части мира остается неудовлетворенной: дискурс о развитии, формировавшийся в годы после освобождения большинства стран Востока и Юга от колониальной зависимости (отсюда временной ориентир, заданный названием сборника), постепенно утрачивал и продолжает утрачивать определенность. Рассогласование сложившегося понятийного аппарата и реалий современного мира поставили перед авторами сборника задачу инвентаризации основных понятий и концептов, связанных с изучением стран незападного ареала. Вторая капитальная задача исследования - выявить, как в незападном мире в условиях нынешней эпохи "глобальной перестройки" (проанализированной авторским коллективом ИМЭМО РАН в другой только что вышедшей из печати фундаментальной монографии [1]) меняются контуры экономической, политической и культурной жизни, как эти изменения сказываются на конфигурации современного миропорядка.

Авторы сборника стремятся зафиксировать происходящие трансформации и найти подходы, адекватные новой "переходной" реальности, которую и сегодня, зачастую в силу привычки, а во многом - за неимением в публичном и в научном

СЕМЕНЕНКО Ирина Станиславовна, доктор политических наук, зав. сектором Центра сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований ИМЭМО РАН, РФ, 117997, Москва, ул. Профсоюзная, 23 (^етепепко@ mail.ru).

дискурсах нового общепринятого понятия для ее обозначения, по инерции продолжают именовать "развивающимися странами", или "третьим" миром. Попытки предложить новую парадигму осмысления трансформаций современного мира предпринимались неоднократно. В ряду получивших широкий отклик в последние годы публикаций на эту тему можно упомянуть, например, работу американского исследователя Парага Ханны, который причисляет к "новому первому миру" США, Евросоюз и Китай, а другие крупные влиятельные государства, в том числе и Россию, относит ко "второму миру" [2]. Дихотомия развитый/развивающийся мир ушла в прошлое: в этом основной пафос этой и других посвященных трансформации глобального миропорядка работ. Термин "развивающиеся страны" обесценивает растущая экономическая и политическая гетерогенность Востока (Юга) (с. 85 и др.). Неслучайно и появление уточняющих наименований - таких, как "новые индустриальные страны", "глубокий Юг", "развивающиеся рынки (экономики)" (emerging markets).

Действительно, попытки найти какой-либо безусловный общий знаменатель для обозначения рассматриваемого в книге незападного ареала современного мира сегодня вряд ли продуктивны, и теоретико-методологический вызов заключается, на мой взгляд, в том, чтобы разработать и обосновать критерии классификации, которые могли бы соотноситься с темпами и качественными характеристиками происходящих изменений, с "текучей современностью" (в терминологии Зигмунта Баумана). В условиях, когда сама дихотомия Запад/Восток (или Север/Юг) утратила былую определенность, концептуализация трендов развития может опираться, например, на новые конфигурации политических пространств, которые позволяют преодолеть привязку только лишь к территории. А категоризация по типам развития -исходить из критериев качества инновационных изменений, имея в виду ориентацию носителей

инновационных стратегий на развитие человека и повышение качества среды его обитания.

В этом контексте можно (как уже доводилось ранее аргументировать на страницах журнала) говорить о том, что на противоположенных полюсах находятся сегодня "развитые" страны, сохранение лидерства которых сопряжено с утверждением инновационной мотивации развития, и "стагнирующие" государственные (или квазигосударственные, имея в виду феномен "несостоятельных государств") образования, не сумевшие обрести общей мотивации к развитию. В перспективе в число "стагнирующих" могут попасть и те страны, которые сегодня считаются "благополучными". В пространстве между этими полюсами располагается группа "трансформирующихся" национально-государственных сообществ, и именно в этой группе осваиваются новые ресурсы и модели роста. Наиболее динамичный отряд ее лидеров составляют сегодня страны, совершающие модернизационный рывок на основе эффективного использования ресурсов идентичности, выстраивания на этом фундаменте общей мотивации к развитию [3, с. 95]. Конечно, такого рода категоризация ни в коей мере не претендует на безусловность, но она ориентирует на постоянный учет происходящих изменений.

Предпринятые авторами попытки коррекции понятийного аппарата не направлены, как не раз подчеркивается во вводной и заключительной частях книги, на то, чтобы расставить все точки над "/". Исследование нацеливает на уточнение понятий "Третий мир", "развивающиеся страны", "догоняющее развитие" с учетом их многослойности и многоаспектности, и авторы не претендуют на то, что у них есть "золотой ключик", отмыкающий входы к концептуализации новой реальности. Они высказывают обоснованные сомнения в применимости концепта "догоняющее развитие" и ставят ключевой для понимания возможных сценариев будущего вопрос, смогут ли страны Юга или Востока предложить альтернативную западной модель общества (с. 261). Нельзя не согласиться, например, с той обоснованной В.Г. Хоросом в заключительной статье постановкой вопроса, что само понятие развития (и его инновационного содержания) связано, в первую очередь, с развитием человека и обеспечением возможностей распространения создаваемых благ на большинство общества (с. 262).

Сюжеты, затрагивающие проблему влияния ценностного фактора на формирование новой реальности незападного ареала развития - пожалуй, самые многозначные, и в то же время они состав-

ляют ключевую, смыслообразующую основу концептуализации общественных изменений. Авторы сборника обращаются к различным аспектам этой многозначной темы. В статье С.И. Лунева дифференциация стран Востока в современном мире рассмотрена сквозь призму нарастания культур-но-цивилизационных особенностей современных незападных обществ. Наблюдающееся "возрождение традиционных ценностей и отчуждение от многих ценностей европейской цивилизации" (с. 79) - тенденция, которая явственно проявляется в незападном ареале современного мира в условиях ценностного кризиса и поисков новых моделей социальной консолидации в самих европейских странах под влиянием растущей культурной разнородности их обществ, того цивилизаци-онного поля, на котором происходят эпохальные трансформации в сознании и образе жизни его граждан, в ориентирах идентичности. Примеры синтеза "восточного" и "западного" опыта, тенденции утверждения "азиатских ценностей" и роста реакции отторжения западных образцов, принимающей разного рода фундаменталистские обличья (с. 80), позволяют оценить противоречивость и неоднозначность происходящих здесь социальных трансформаций.

Эти процессы особенно явственно прослеживаются в исламских странах, которые представляют собой "сгусток самой напряженной, пассионарной динамики нынешнего глобального мира" (с. 174). Тема религиозного ренессанса в странах Востока в конце ХХ в. подробно анализируется в главе, посвященной изменениям в религиозной сфере в эпоху глобализации и роли религиозного опыта человека. Объясняя содержание такого возрождения в широком, общемировом контексте, в контексте "искания смыслов, связанных с попытками ...воссоздания интеллектуально и духовно распадающегося мира" человеком этого мира (с. 171), автор (Е.Б. Рашковский) уделяет особое внимание латиноамериканскому макрорегиону, где религиозные искания принимают очень разнообразные и порой причудливые, гибридные формы. Здесь монополию католического традиционализма подрывают многочисленные секты и распространение протестантизма; но при этом духовные искания могут "вершиться и в формах положительного поиска нового интеллектуально-духовного синтеза, связанного с реалиями постмодернистской, информационной эпохи" (с. 170). Не здесь ли, в сфере духовного опыта, в пространстве межличностного взаимодействия и социального действия пробиваются ростки альтернативных подходов к повестке дня социального развития?

НОВЫЕ "МИРЫ" ГЛОБАЛЬНОГО МИРА

117

Тема неоднозначного влияния информационных потоков поднята в статье Н.П. Скороходо-вой. В развитии современного информационного пространства прослеживаются откровенно негативные тенденции, которые, как пишет автор, рассматривая течение "сетевых революций" в арабском мире, поставили проблемы "цифрового суверенитета" в текущую политическую повестку дня. Вопрос о том, "кто будет владеть умами", приобретает "исключительную важность" (с. 153) ввиду безмерного, по сути, расширения возможностей манипулирования сознанием человека XXI века. Нравственное содержание политического высказывания и этическое измерение политического действия становятся вопросом личной ответственности каждого вовлеченного в пространство коммуникаций участника.

Латентные тенденции, которые нащупывают и анализируют авторы книги, открывают новые ракурсы в поисках "альтернативного капитализма, или альтернативы капитализму" - проблемы, которая в последние годы не раз поднималась на страницах журнала [3; 4]. Собственно, неопределенные контуры новых моделей развития, которые выходят за национальные рамки, моделей, ориентированных на развитие человека, просматриваются и в анализируемых в книге национальных контекстах, и в статьях о реалиях глобализации. Оценка экологических последствий догоняющего развития дается, в частности, в статье Н.Г. Рогожиной, посвященной проблемам экологии и развит

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком