научная статья по теме “НОВЫЙ ТЕРРОРИЗМ”: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАССЛОЕНИЕ Экономика и экономические науки

Текст научной статьи на тему «“НОВЫЙ ТЕРРОРИЗМ”: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАССЛОЕНИЕ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, 2009, № 5, с. 114-120

"НОВЫЙ ТЕРРОРИЗМ": ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАССЛОЕНИЕ

© 2009 г. И. Добаев, Ä. Добаев

Наиболее существенной чертой современного этапа развития терроризма1 стала его глобализация. Образование мощных разветвленных террористических структур и их активизация - причины разработки определений и даже концепций, отождествляющих терроризм с войной. Так, автор известного информационно-аналитического справочника по негосударственным военизированным системам "Четвертая мировая война" Джангир Арас предложил следующее определение данного феномена: "Терроризм - самостоятельная военно-политическая категория, особый вид войны, компонент политической культуры и направление идейного мировоззрения, включающий силовые и иные представляющие угрозу мотивированные действия, проявления и тенденции со стороны организованных структур, действующих вне формата государства"2. Тем не менее терроризм, как сложное социально-политическое явление, обусловленное многими эндогенными и экзогенными факторами, до сих пор не имеет единого, общепризнанного определения. Трактовок этого явления насчитывается более сотни, причем в основе каждой из них лежит констатация допустимости насилия ради осуществления какой-либо цели. Однако получившие наиболее широкое распространение определения терроризма очень просты. Так, В. Лакер, специалист в этой области, пишет, что "терроризм представляет собой нелегитимное использование силы для реализации политической цели путем угрозы

3

невинным людям" . Другой терролог, Б. Джен-

ДОБАЕВ Игорь Прокопьевич, профессор Южного федерального университета (Ростов-на-Дону). ДОБАЕВ Андрей Игоревич, аспирант Северо-Кавказской академии государственной службы (Ростов-на-Дону).

1 Разница между государственным террором и оппозиционным терроризмом традиционно заключается в том, что государственный террор есть открытое насилие со стороны правящих элит, опирающихся на мощь государственных институтов, а оппозиционный терроризм - насилие и устрашение, используемое группировками, оппозиционными режиму. Основным средством государственного террора являются репрессии, а оппозиционного терроризма -террористические акты.

2 Арас Д. Четвертая мировая война. М., 2003. С. 10.

3 Laqueur W. The Age of Terrorism. Boston, 1987. P. 72.

кинс, трактует терроризм как применение или угрозу применения силы для достижения политических изменений4. Как представляется, можно определить терроризм и как неадекватное, запугивающее насилие, применяемое в сфере политических отношений.

Некоторые исследователи (в частности, С.А. Эфиров) полагают, что вообще не следует стремиться выработать универсальное определение терроризма, а можно ограничиться лишь некоторыми важнейшими признаками, достаточно полно его характеризующими. К таким признакам относятся:

- политическая мотивация насильственных действий;

- направленность насилия на дестабилизацию положения в обществе и запугивание различных социальных групп;

- отсутствие обязательной связи терактов с последующими вооруженными конфликтами;

- и, самое важное, наличие определенной идеологии экстремистской направленности, оправдывающей террористические действия5.

Отсюда следует, что терроризм обязательно представляет собой идеологию (идеологическую доктрину) и основанную на ней политическую практику (так же, как и в случаях с понятиями "радикализм", "экстремизм", "сепаратизм", "национализм" и т.д.). Без идеологической составляющей, без наличия определенного интереса (политического, экономического и т.д.), терроризм был бы уже не терроризмом, а заурядным уголовным преступлением6. Причем идеологическая составляющая носит именно террористический, а не экстремистский или радикальный характер.

Типологий терроризма так же много, как и его определений. Характерно, что многие проявле-

4 Цит. по: Кудряшова И В. Сущность терроризма / Международная безопасность и проблемы терроризма. Уч. пос. Ростов-на-Дону, 2002. С. 45.

5 См.: Эфиров С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. < 4. С. 24.

6 См.: Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия. Под ред. А.В. Малашенко. Ростов-на-Дону, 2005. С. 40.

ния терроризма содержат в себе столько компонентов, что их трудно поместить в рамки какой-то одной типологии. Среди различных видов терроризма отечественными и западными исследователями выделяется религиозный, связанный с борьбой приверженцев одной религии или секты в рамках одного государства с адептами другой религии, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и иным одновременно. Однако, как правило, в чистом виде религиозный терроризм практически не встречается, переплетаясь с другими видами терроризма - политическим, этническим, социальным и т.д.

Составной, но достаточно автономной частью религиозного терроризма является "исламский терроризм", который в последние годы чаще называют "терроризмом под прикрытием ислама",

о

или "терроризмом, прикрывающимся исламом. Выделение этого вида сегодня крайне актуально, поскольку в современных условиях подавляющее большинство террористических акций (по некоторым данным, до 80% от общего числа9) совершается именно под исламским прикрытием. Реально же этот вид терроризма, как и многие другие, редко проявляется в чистом виде, чаще фиксируется смешение многих его разновидностей. Например, современная Россия столкнулась в северокавказском регионе со сращиванием на основе идеологии радикального ислама религиозного, этнического и криминального терроризма, поддерживаемого извне. Однако такое положение вещей, когда на первый план в мировом терроризме вышла специфическая идеология и практика радикального ислама, по нашему мнению, носит временный характер, обусловленный целым рядом внутренних и внешних причин (в том числе глобализацией и несправедливым распределением ресурсов в регионах мира, разделением планеты на "богатый Север" и "бедный Юг").

Эту особенность отметили многие исследователи. Так, известный отечественный терролог Е.Г. Ляхов подчеркивает, что немаловажным отличием терроризма 90-х годов от терроризма 70-х является его усиливающаяся исламизация, а наиболее питательной средой для его проявления в наши дни становится уже не идеология, а национальные, этнические и религиозные интересы (в

частности, исламский фундаментализм)10.

7 См., например: Белая книга российских спецслужб. М., 1996. С. 130.

8 См.: Добаев И.П. Политические процессы в исламском движении на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 2008. < 1. С. 31-37.

9 См.: Кузнецов Ю.П. Террор как средство политической борьбы экстремистских группировок и некоторых государств. СПб., 1998. С. 31.

10 См.: Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991. С. 37.

В настоящее время в мире существуют сотни исламистских террористических организаций и группировок. По оценкам западных спецслужб, в 1968 г. их было 13, а в 1995 г. уже около 100, причем общее число активных членов, способных совершить террористические акты, к этому времени составляло не менее 50 тыс. человек11. Ю.П. Кузнецов считает, что "в целом исламский экстремизм несет ответственность за 80% террористических актов в мире, и в конце XX в. на мировой арене действовали почти 150 исламских ор-

12

ганизаций террористической направленности . Российский эксперт по проблемам радикализма в исламе, профессор A.A. Игнатенко, в свою оче-

13

редь, называет цифру 200 .

Среди наиболее одиозных террористических группировок, действующих в современном мире, можно назвать: египетские "Ал-Гамаат ал-исла-мийа" и "Ал-Джихад", алжирские "Фронт исламского спасения" и "Вооруженную исламскую группу", пакистанские "Джамаат ал-фукра" и "Харакат ал-ансар", палестинские XÄMAC и "Исламский джихад", ливанскую "Хизбалла", международные "Аль-Каида" и "Мировой фронт джихада", среди северокавказских - многочисленные исламистские "джамааты" и т.д.

Вышедший в конце XX в. на мировую арену качественно новый, неизвестный ранее транснациональный терроризм, безусловно, был предопределен процессами глобализации и установления нового мирового порядка14. Курс на однополярную глобализацию, осуществляемый в интересах Запада (прежде всего США) представляет явную угрозу гармоничному развитию человечества, традиционных конфессий и национальных культур. Глобализация по-американски разрушает традиционный жизненный уклад, подрывает основы веры, внедряет в общество нормы и штампы, несовместимые с исламскими представлениями о благочестии, негативно влияет на молодое поколение, отрывая его от веры отцов, от нравственных и культурных корней.

В западном исполнении глобализация становится катком, разрушающим и нивелирующим культурные различия между различными цивилизациями путем подмены ценностей этой цивилизации неким культурно-цивилизационным эрзацем западной культуры. Это даже подвигло современного американского ученого Фрэнсиса Фукуяму (сторонника теории прямолинейного

11 См.: Полонский В., Григорьев А. Джихад всему миру // Общая газета. 1995. < 17.

12 КузнецовЮ.П. Указ. соч. С. 31.

13 Цит. по: Мельков С.А. Исламский фактор и военная политика России. М., С. 15.

14 См.: Добаев И.П., Бережной С.Е. "Новый терроризм":

вызовы XXI века // Южный Федеральный. 16.06.2004.

развития цивилизации) к выводу о конце человеческой истории15, поскольку, по его мнению, неуклонно идет процесс установления над миром полного и тотального техно-идеологического контроля Запада. Конец истории наступает тогда, когда все организуется по западному американскому алгоритму, а цивилизация Моря (западно-атлантистская цивилизация. - Прим. авт.) становится единственным и главным историческим субъектом. Другой американский исследователь С. Хантингтон в своей нашумевшей работе "Столкновение цивилизаций" настаивает, что перед наступлением эры полной глобализации следует все же пройти через "столкновение цивилизаций". Впрочем, позже и сам Ф. Фукуяма осознал, что слишком забежал вперед и пре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком