научная статья по теме О ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЯХ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ И РАННЕГО ЖЕЛЕЗА) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЯХ В ИСКУССТВЕ ДРЕВНЕГО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ И РАННЕГО ЖЕЛЕЗА)»

АРХЕОЛОГИЯ

ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ КРИВИЦКИЙ

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник научно-просветительского отдела

Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) Тел.: (812) 534-28-28; E-mail: nestorklio@mail.ru.

Автор исследует геральдические изображения Северного Кавказа как культовые, религиозно-магические символы древней культуры.

Ключевые слова: геральдика, искусство, Северный Кавказ, поздняя бронза, раннее железо.

О геральдических композициях в искусстве древнего Северного Кавказа (В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ БРОНЗЫ И РАННЕГО ЖЕЛЕЗА)

Геральдических композиций в искусстве Северного Кавказа ХП-VI вв. до н.э. известно немного. Это пластинчатые плоскостные изображения: бронзовая пряжа в виде стоящих друг против друга фантастических, сочетающих черты волка и собаки, волкособаковидных зверей из Кобанского могильника, бронзовое навершие в виде двух собак из Казбекского клада, гравированные изображения расположенных друг против друга волкособаковидных существ на бронзовых поясных фигурных бляхах «типа Исти-Су», на двух бронзовых топорах из Тлийского могильника гравировкой нанесены изображения двух направленных друг на друга коней!.

Геральдические изображения, как и многие произведения прикладного искусства древнего Северного Кавказа этой эпохи, имели культовое, религиозно-магическое значение. Смысловое значение, сюжет этих изделий художественного ремесла выражен в художественной форме с помощью изобразительных средств, художественных приемов. Такими средствами являются: сюжет (передают изображения, образно раскрывающие идею, смысл, содержание произведения), слагающие его мотивы (простейшие смысловые единицы, выраженные изобразительно в виде фигур), композиция (построение, структура, взаимосвязь составных частей, элементов, деталей изображения, из которых состоит композиция, значимость того или иного мотива, смысл сюжета), художественные приемы, изобразительные средства, манера исполнения (особенности характера и способа исполнения).

Различные идеи, сюжеты, мотивы, композиции передаются при помощи разных художественных приемов, изобразительных средств. В основе этих изделий, построенных по геральдическому композиционному канону, лежит их сюжет.

Геральдические композиции - это симметричные по отношению к центральному, связующему элементу, который является центром композиции, к которому направлены изображения двух животных. Для таких композиционных схем, групповых изображений характерна зеркальная симметрия по отношению к центральной, вертикальной оси симметрии.

Симметрия - это соразмерность, свойство фигуры, характеризующее некоторую правильность формы, неизменность ее при действии движений и отражений. Точнее, фигура обладает симметрией, симметрична, если существует преобразование, переводящее эту фигуру в себя. Плоская фигура, преобразующаяся в себя при отражении, симметрична относительно прямой оси симметрии состоит из двух элементов. Простейшими видами пространственной симметрии, помимо симметрии, порожденной отражениями, являются центральная симметрия, осевая симметрия и симметрия переноса. В искусстве симметрия получила распространение как один из видов гармоничной композиции. Она свойственна и произведениям прикладного искусства. Симметрия используется также в качестве основного приема построения плоских фигур, обладающих одной или несколькими симметриями переноса в сочетании с отражениями2.

Так и эти композиции решаются путем расположения фигур или каких-либо частей их в соответствии с принципом строгой симметрии, геральдического построения композиции. Этот прием мы и видим на этих предметах, выполненных в манере, характерной для северокавказского искусства данной эпохи. Особенно ясно, четко принцип симметрии, геральдического построения применен в решении плоской поясной пряжки из Кобанского могильника в виде стоящих на задних лапах, сцепившихся между собой передними лапами волкособаковидных зверей. Здесь довольно неплохо прослеживается стремление мастера придать позам сцепившихся зверей динамику и экспрессию, при сохранении некоторой статичности, крайней схематизации, условности, стилизации. Пасти широко раскрыты, уши стоят, навострены, глаза широко открыты. Изображения животных силуэтные, контурные, плоскостные, переданы условно, схематично, стилизованно: голова полностью слита с туловищем, телом, шея отсутствует, глаза намечены большими йогами, уши в виде лепестков, нос в виде острого угла, лоб в виде бугорка или треугольника, туловища, лапы чрезмерно вытянуты, переданы на концах круглыми формами. Лапы по контуру очерчены линией, подчеркивающей мускулатуру. Плоские, силуэтные, контурные фигуры, вырезанные по контуру, дополнены гравировкой, очерчены мягкой плавной линией, постепенно переходящей, «дойдя» до ушей, рта, носа, лап, в изогнутую ломаную линию, - этот художественный прием также характерен для северокавказского искусства этого периода. Чтобы придать пряжке декоративность, вся поверхность тел животных заполнена мелкими кружочками.

Животные по отношению друг к другу расположены ровно, симметрично. Композиция построена по канонам геральдической симметрии, по геральдическим схемам, по принципу горизонтального, зеркально-симметричного противопоставления зооморфных мотивов центральному, осевому звену, которым здесь, в данном случае, является место соединения лап животных. Да и вообще вся композиция отличается четкостью, выразительностью, уравновешенностью, соблюдением строгой симметрии. Все здесь четко продумано, завершено и гармонично распределено. Так, симметричность подчеркнута местом соединения лап зверей, которое является центром всей композиции, ее основной точкой, объединяющей все части фигуры, изображения, композиции вместе. Если провести вертикальную линию, то она полностью совпадет, пройдет через середину, где соединены лапы зверей, явится центральной, вертикальной, осевой линией симметрии. Также и горизонтальная линия пройдет через середину, место соединения лап, которая, таким образом, является основной, главной точкой пересечения двух линий, вертикальной и горизонтальной, осей симметрии в виде креста. Симметрия, соразмерность отдельных частей всей композиции достигается еще и тем, что если провести горизонтальные линии, сначала сверху, через вершины острых углов ушей, затем ниже, через вершины острых углов носа, далее через глаза-круги, потом через концы нижних челюстей, то окажется, что все они расположены на одном уровне, на одном расстоянии друг от друга. Также проведя две вертикальные линии слева и справа от конца, вершины острого угла носа, до конца задних лап, то и концы, вершины носа и лап, также располагаются на одном уровне, одном расстоянии друг от друга. Таким образом, эти геральдические, противопоставленные друг другу зооморфные зеркально-симметричные парные изображения по своим очертаниям, форме напоминают квадрат или прямоугольник. Для придания еще большей устойчивости, соблюдения симметрии, создания точки опоры животные опираются на свои длинные хвосты, которые, удлиняясь, органически сливаются с контуром пряжки, становятся ее основанием в виде тонкой узкой полосы -постамента, на котором на задних лапах стоят звери. Благодаря этому создалась вполне законченная уравновешенная горизонтальная зеркально-симметричная геральдическая композиция. Плоскостность, условность, статичность одинаковость поз не снижают выразительности этих двух фантастических существ.

По композиции кобанская пряжка в некоторой степени сближается с пластинчатым навершием в виде двух противостоящих собак из Казбекского клада. Они изображены

условно, стилизованно, схематично, довольно статично: рты, уши, носы, глаза, лапы, когти никак не обозначены, морды заострены, головы полностью сливаются с шеей, которая постепенно мягко, плавно переходит в преувеличенно вытянутое туловище в виде узкой полосы, продолжением которого являются закрученные поднятые хвосты, превратившиеся в орнаментальный завиток; ноги плоские, ног не четыре, а две, передние ноги совершенно прямые, неестественно вытянуты, сильно удлинены по отношению к телу, лапами соединились, сцепились под углом, - получился роговидный, в форме полумесяца, выступ. Задние ноги слишком короткие, дугообразно согнутые, органически сливаются с контуром втулки навершия, служат как бы ее продолжением. Тем самым композиция всего предмета, его построение становится полностью законченным. Все части, составляющие эту композицию, хорошо и уверенно сгармонированны, гармонично уравновешены, принцип симметрии в решении композиции использован четко, ясно; животные, расположенные друг против друга, помещены ровно, симметрично. Центром композиции, ее осевым звеном, разделительным знаком является роговидное или в форме полумесяца место соединения передних лап. Если провести через всю композицию, все изделие вертикальную линию, начиная от места соединения передних лап в виде полумесяца, то она полностью, точно совпадет, пройдет через весь предмет, середину большого отверстия между передними лапами, маленького круглого отверстия между задними лапами, явится центральной вертикальной осевой линией симметрии. Так и горизонтальная линия пройдет через весь предмет, середину большого отверстия, в центре пересечется с вертикальной линией, которая будет точкой пересечения двух осей симметрии в виде креста. Соразмерность, симметрия является здесь также основным приемом для создания этой гармоничной горизонтальной зеркально-симметричной композиции, выполненной по геральдической схеме противопоставления зооморфных изображений, плоских фигур, обладающих несколькими симметриями переноса в сочетании с отражениями. Так, проведя горизонтальные линии сначала сверху, через вершины голов и роговидный выступ, затем внизу, через концы хвостов и круглое отверстие, то элементы, детали, составляющие эту композицию, располагаются на одном уровне, одинаковом расстоянии. Далее, проведя с двух сторон по две вертикальные линии справа и слева от вершин голов до конца хвостов, и от конца вершины, острого конца морды до конца задних лап, увидим, что они также окажутся расположенными на одном у

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком