научная статья по теме О некоторых аспектах осмысления этнического самосознания в глобализирующемся мире Философия

Текст научной статьи на тему «О некоторых аспектах осмысления этнического самосознания в глобализирующемся мире»

Человек и общество

О некоторых аспектах осмысления этнического самосознания в глобализирующемся мире

З.Я. РАХМАТУЛЛИНА, И.И. ЗАЙЛАЛОВ

В начале XXI столетия одним из ключевых направлений современных социально-гуманитарных (и в особенности философско-социологических) исследований стал анализ глобализации и ее влияния на существование и развитие современных государств наций и этнических культур. В настоящее время практически все страны и народы мира (превратившегося в единую, внутренне взаимосвязанную систему) активно вовлекаются в глобализационные процессы.

Развитие глобальных коммуникационных и информационных технологий, транснациональных, экономических, геополитических и социокультурных связей, рост числа международных организационных структур и повышение их функциональной значимости закладывают объективные основы формирования общепланетарной интеграции различных государств, этносов, культур и цивилизаций. Непрерывная интенсификация международного гуманитарного сотрудничества, активизация интернационального обмена передовыми достижениями в сферах культуры , науки и образования, с одной стороны, способствуют улучшению качества жизни многих народов глобализирующегося мира. С другой стороны, современные реалии национально-государственного и этнокультурного развития в условиях глобализации характеризуются наличием целого ряда крайне негативных явлений и тенденций. Гигантская социально-экономическая поляризация мирового сообщества, многочисленные кризисы в мировой экономике, политике и духовной жизни, общее повышение конфликтогенности международных отношений, попытки навязывания этническим культурам всемирной социальной и культурной унификации, глобальные экологические угрозы, активизация транснациональной преступности, международного терроризма и экстремизма - все это далеко не полный перечень серьезнейших проблем, присущих жиз-

недеятельности человечества и затрагивающих каждую конкретную страну и народ [2].

Особо следует выделить проблемный характер современных межэтнических и межкультурных взаимодействий в глобализирующемся мире. Необычайная активизация международных миграций, значительное увеличение степени интенсивности кросс-культурных отношений способствовали формированию полиэтнического облика подавляющего большинства нынешних государств и наций. Вместе с тем, реальный опыт межэтнического и межкультурного общения в современном мире оказался далеким от идиллии. Проявления этноцентризма и ксенофобии, систематической дискриминации по этническому (лингвистическому, конфессиональному, расовому и др.) признаку, межэтнической (межкультурной) напряженности и открытых конфликтов сегодня распространены значительно больше, чем ситуации консенсусного мультиэтнического и мультикультурного единения.

Все более очевидна растущая необходимость выработки конструктивной стратегии общественного развития каждого народа и всего мирового социума в условиях глобализации. В конечном счете это должно позволить человечеству свободно пользоваться благами и преимуществами глобальной интеграции и минимизировать ее уже возникшие негативные проявления. Более того, от правильности выбора пути развития сегодня зависит само существование всех стран и народов, дальнейшее выживание всех людей на Земле.

Для принятия разумных, стратегически верных решений в первую очередь необходимо тщательно, с научной точки зрения разобраться, что же на самом деле происходит в области национально-государственной и этнокультурной динамики в современном глобализирующемся мире.

В условиях все возрастающей глобализации усиливается опасность утраты исторически сложившимися многообразными этническими культурами своего лица. Поэтому, не отрицая объективных закономерностей процесса интеграции человечества, необходимо утвердить важность этнического своеобразия и искать пути сохранения особенностей этнических социумов. К великому сожалению, современной России не удалось избежать ни всплеска национализма, приведшего к кровавым столкновениям между разными этносами; ни усиления попыток выстроить «властную вертикаль» с целью создания некой наднациональной идеологии, которая должна помочь полиэтническому населению России

идентифицировать себя в качестве единой нации. Решение этнонациональных проблем , имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России, зависит от многих факторов. Рассмотрим три их них, на наш взгляд, наиболее важных.

Первый - этническое самосознание, как сложный многокомпонентный феномен. Представители различных школ включают в его структуру различные составляющие. В.А. Тураев выделяет три основных компонента: осознание принадлежности к этнической группе, «образ мы» и этнические интересы. В понятие «образ мы» входят, по мнению В.А. Тураева, представления о типичных чертах своей группы, особенностях культуры, быта, территории, характере народа и т. п. «Образ мы» изменчив, на индивидуальном уровне он зависит от эрудиции человека, образования, природы социализации, степени озабоченности этническими проблемами. Озабоченность эта, как правило, выше у этнических меньшинств в полиэтнических государствах [4, 77-79]. Этническое самосознание по В. Филиппову - это самоидентификация индивида, реализуемая в соответствии с параметрами этничности, или, иначе говоря, субъективный образ этноса [5, 26]. Этническое самосознание приписывает «своему» народу «свой» хозяйственный уклад или «свой» собственный способ добывать себе «хлеб насущный», а также некие уникальные культурные и бытовые традиции. Непременными атрибутами национального самосознания являются «родной язык», а также «свои боги , вера отцов». Обязательно присутствуют и устойчивые представления о характере «своего народа» и о психологических особенностях соседей [5,27].

Второй - этническая идентичность. Этнопсихологи выделяют семь типов этнической идентичности (самосознания): нормальный (образ своего народа положительный, благоприятное отношение к его культуре, истории , естественный патриотизм ); этноцентричный (акцентированность на значимости этничности, некритическое к ней отношение, элементы этноизоляционизма, замкнутости ); этнодо-минирующий (представления о превосходстве своего народа, дискриминационные установки в отношении других этнических групп, стремление не смешиваться с представителями других народов); этнический фанатизм (абсолютное доминирование этнических интересов и целей , готовность идти ради них на любые жертвы); этноиндифферентный (равнодушие к проблемам этничности, ценностям своего и других народов); этнонигилизм (полное отрицание этничности, этнических ценностей);

амбивалентный (невыраженная, иногда «сдвоенная» идентичность, характерная для этнически смешанной среды) [4, 80].

Третий - осмысление духовных ценностей этносов. Духовные ценности служат важным средством влияния на историческую судьбу как отдельных людей , так и целых народов, определяет их образ мышления и формы поведения. Философский аспект рассмотрения этих факторов предполагает наряду с другими проблемами и их аксиологическое осмысление, рассмотрение этих феноменов как объективно значимых ценностей и смыслового содержания духовной культуры этноса.

Как духовный феномен культуры самосознание этноса реализуется в общественно-историческом процессе в форме исторически уникальной компоненты сознания. Поскольку этническое самосознание по своей природе выступает как целостное образование, то оно означает, что его необходимо рассматривать как некую этнодуховную целостность.

В жизни человека осознание своей принадлежности к конкретному этносу на основе самосознания, поиски специфических ценностей этноса являются смыслонесущими образованиями для определения места и роли этноса в потоке исторических событий. Это сознание дает возможность прогнозировать будущее во взаимоотношениях между нациями и народностями. Увлечение этнической спецификой в ущерб интернациональным идеям приводит к национальной вражде и ярко выраженному национализму. Реальная жизнь обязывает, чтобы этносознание было надежной опорой и основанием для нормального функционирования традиционной культуры, морали и менталитета этноса.

На фоне ускоряющегося процесса глобализации в сфере экономики и политики, а также в области культуры и образования интерес к проблеме этнического самосознания представляется весьма значимым. В настоящее время в условиях национального возрождения становятся весьма актуальными необходимость теоретического осмысления проблем этнического самосознания, выявления его роли и значимости для современности. Будучи идеальной реальностью, сознание имеет выраженную тенденцию к объективизации. Ее следствием является формирование этнически воспринимаемого образа жизни, в рамках которого осуществляется этническое и культурное самовыражение личности.

При возрастающей степени полиэтничности регионального сообщества возрастает значение уровня развития этнического самосознания, что, в свою очередь, оказывает существенное

влияние на социальное развитие региона, что необходимо учитывать в формировании региональной социальной политики. Содержание и направленность этнокультурного взаимодействия, как известно, обусловлены рядом объективных и субъективных факторов. В настоящее время практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая не испытала бы на себе воздействия со стороны культур других народов. Для осмысления проблемы этнического самосознания необходимо всестороннее изучение основных аспектов, которые его характеризуют. Из них более характерных можно выделить:

1. Представители каждого из этносов имеют сходный путь исторического развития, который непосредственно влияет на динамику развития этнического самосознания.

2. Существует специфика взаимной оценки этносов в зависимости от того, относятся они к этническому большинству или к этническому меньшинству.

3. Этносы имеют разную степень этнического самосознания (идентификации).

4. Процессы глобализации непосредственно влияют на динамику развития этнического самосознания.

5. Ведущую роль в формировании и сохранении этнической идентичности имеет духовная культура народа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком