научная статья по теме О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАСОВОЙ ПРОБЛЕМЫ В США НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАСОВОЙ ПРОБЛЕМЫ В США НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ»

© 2008 г.

Э.Л. НИТОБУРГ

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАСОВОЙ ПРОБЛЕМЫ В США НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 веков

В свое время один из участников движения за гражданские права в США назвал расизм "государственной религией, столь же неотделимой от Америки, как католическая религия от Ватикана". Однако расизм, как и всякий исторический феномен, не статичен и постоянно трансформируется. Комплекс неполноценности у той или иной расовой группы - также не врожденное, а историческое явление и возникает в рамках межрасовых отношений, когда они развиваются в условиях господства в обществе расизма. Созданная президентом Л. Джонсоном в связи с восстаниями в черных гетто десятков городов Национальная комиссия по расследованию гражданских беспорядков в опубликованном ею в 1968 г. отчете заявила: "Расовые предрассудки решающим образом очертили историю нашей страны, а теперь угрожают нашему будущему. Именно белый расизм - основная причина появления той взрывчатой смеси, которая накопилась в наших городах после Второй мировой войны". И далее: "Белые никогда полностью не понимали, что белое общество ответственно за появление гетто, а негры этого никогда не смогут забыть. Белые институты охраняют его, белое общество мирится с ним"1.

Законы о гражданских правах, принятые в 60-х годах, запретив расовую сегрегацию и дискриминацию, создали юридические предпосылки для ликвидации в стране институционного расизма. В последующую треть XX в. постепенная реализация этих законов и "программ позитивных действий" позволила миллионам афроамериканцев не только широко использовать свое избирательное право, но и получать образование, квалификацию, трудиться на предприятиях и в учреждениях, куда ранее доступ им был закрыт. Это дало возможность представителям властей и некоторым авторам утверждать, что с институционным расизмом в стране покончено.

Однако другие авторы придерживаются иного мнения. В частности, социолог, афро-американец А. Пайнкни в монографии "Миф о прогрессе черных" писал о живучести последствий институционного расизма в экономике, образовании, здравоохранении, юстиции, где афроамериканцы постоянно сталкиваются с расизмом2. При этом, как отмечали социологи и экономисты, механизм "институционной дискриминации" особенно заметно действует в сфере экономики. Об этом свидетельствует официальная статистика безработицы среди белых и черных. В условиях острой конкуренции на рынке труда дипломы четырехгодичных колледжей, не говоря уже о двухгодичных, не котировались и почти не гарантировали работы по специальности. Но, «что стало еще хуже, - по словам автора статьи в еженедельнике "Ньюсуик", - терялись возможности для продвижения вперед; многие черные чувствуют и говорят, что они должны быть в два раза лучше и работать вдвое больше, чтобы их считали только равными. Разрыв в зарплате между черными и белыми намного расширился. В некоторых профессиях черных катастрофически мало»3. Вашингтонский центр политических исследований летом 1988 г. сообщал,

Нитобург Эдуард Львович - доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ. Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 0601-0007а).

1 Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders. New York, 1968, p. 2, 203.

2 Pinkney A. The Myth of the Black Progress. Cambridge, 1984, p. 78-79.

3 Newsweek, 7.III.1988, p. 36.

что "в целом экономические перспективы для черных граждан мрачны: почти половина из них начинает жизнь в бедности; в зрелые годы они сталкиваются с высоким... уровнем безработицы; и вероятность того, что свою старость они проведут в бедности, втрое выше, чем у белых"4.

Что касается образования, то здесь афроамериканцы постоянно сталкиваются с расовой дискриминацией. "Каждый раз, - пишет А. Пайнкни, - когда начинается школьный учебный год, происходит упорное сопротивление автобусным перевозкам школьников (в соответствии с постановлением о десегрегации школ. - Э.Н.)... Не менее характерно и широко распространенное обеспечение школ в белых районах более квалифицированными учителями, лучшими учебными пособиями и приборами"5. Газета "Вельт" (ФРГ) в июне 1989 г. констатировала, что "спустя 35 лет после отмены расовой сегрегации в школах во многих сферах вновь начала расширяться пропасть между темнокожими и белыми" в США6. «Независимо от того, как они туда попали, большое число черных уходит из университетов, - сообщал еженедельник "Ю.С. ньюс энд уорлд рипорт". - В Калифорнийском университете в Беркли заканчивает учебу один из каждых четырех черных студентов по сравнению с двумя из каждых четырех белых. Мы нашли новые и лучшие пути изоляции тех, кого изолировали и в прошлом, - заявил в связи с этим профессор Гарвардского университета Чарльз Уилли. - Вместо того, чтобы делать это на

7

расовой основе, мы делаем это на основе элитизма» .

По приведенным в конце 1995 г. в еженедельнике "Ю.С. энд уорлд рипорт" многолетним данным официальной статистики, темнокожие американцы значительно чаще, чем белые, подвергаются обыскам, задержаниям и арестам, становятся жертвами избиений и убийств полицейскими; они получают за совершенные преступления более высокие сроки наказания, чем белые. Черные, доля которых в населении страны достигла 12%, составляли 62,1% всех арестованных за грабеж, 57,6% - за убийство, 43% - за незаконное хранение и использование оружия, 41,1% - за изнасилование, 39,3% - за продажу наркотиков, 30,9% - за кражи. Согласно статистическим данным, 32,2% черных мужчин в возрасте 20-29 лет находились в местах заключения либо под наблюдением как освобожденные условно досрочно или на поруки. В столице же страны Вашингтоне их доля достигла 50%. В глазах большинства белых эта статистика - всего лишь отражение того факта, что черные, в особенности молодые мужчины, составляют непропорционально высокую долю преступников. В глазах же большинства черных, эти данные - порожде-

и 8

ние расистски ориентированной системы правосудия .

"Черные с цинизмом и недоверием относятся к системе уголовного правосудия, -объяснял это тогда же профессор права Университета штата Пенсильвания Л. Гуини-ер, - ибо для 66% черных, согласно последним опросам общественного мнения, эта система является насквозь расистской", хотя семью годами раньше так считали 55% их9.

Однако самым наглядным подтверждением живучести последствий институционного расизма все еще оставались черные гетто не только на севере и на западе, но и на юге. "Расовая сегрегация, - свидетельствовал профессор К. Тойбер из Центра по проблемам демографии и экологии Висконсинского университета, - по-прежнему существует в широких масштабах во всех американских городах со значительным черным населением"10.

Проведенное в 1990 г. исследование воздействия миграции на расовую структуру населения в городах США снова подтвердило, что существование расовой дискриминации в жилых районах все еще играет важную роль в выборе жилища11. "Образ опасного

4 Turgeon L. State Discrimination. The Other Side of the Cold War. New York - London, 1989, p. 49.

5 Pinkney A. Op. cit., p. 79.

6 Die Welt, 25.VII.1989.

7 U.S. News and World Report, 8.VI.1987, p. 75-76.

8 U.S. News and World Report, 16.X.1995, p. 53-54.

9 The Wall Street Journal, 4.X.1995; San Jose Mercury News, 8.VIII.1988, p. A-5.

10 The New York Times, 1.III.1998.

11 The Impact of Net Migration on Neighborhood Racial Composition. - Urban Studies, 1990, v. 27, № 5, p. 705-717.

центра города переносится на все черное население, - констатировал У.Д. Уилсон из

Чикагского университета. - Пока мы не решим проблему неимущих, будет невозможно

12

создать здоровые расовые отношения в нашей стране .

Таким образом, несмотря на очевидный прогресс в отношении значительной части белого населения к темнокожим, в сознании многих белых американцев весьма живучи оказались и, видимо, долго еще будут сохраняться глубоко укоренившиеся в нем расистского характера пережитки и стереотипы. Во всяком случае, обзор расовых отношений, предпринятый в 1990 г. Чикагским университетом, показал, что трое из каждых четырех белых американцев убеждены, что черные и испаноязычные граждане США менее интеллигентны и патриотичны, но более ленивы и склонны к насилию, чем белые граждане13. Именно поэтому авторы исследования "Расовые отношения в Америке" пришли к выводу о "смеси прогресса и сопротивления" в позициях белых американцев -более горячей поддержке "абстрактных принципов" интеграции, чем их претворения в

14

жизнь .

Согласно опросу, проведенному газетой "Вашингтон пост" в октябре 1995 г., 68% темнокожих и только 38% белых американцев считали, что расизм по-прежнему остается главной проблемой страны. Опрос показал, что большинство белых убеждено в том, что средний темнокожий американец находится в лучшем положении, чем средний белый во всем, что касается получения жилья, образования, работы и медицинской помощи. Все это, как писал, комментируя его результаты, лондонский журнал "Экономист", "глубокое заблуждение": "Если подобное невежество будет сохраняться, пропасть между черными и белыми станет только глубже"15.

РАСИЗМ УКРАДКОЙ

Автор статьи в итальянском журнале "Эспрессо", его корреспондент в США Д. Флес-ка писал в 1987 г. о вновь дающих о себе знать "метастазах" и «призраках прежнего расизма с капюшонами ку-клукс-клана и кретинами, жаждущими возродить арийскую нацию на территории некоторых северо-западных штатов, с... пылающими крестами, избиениями палками и камнями, а также с мрачным припевом: "Ниггеры, убирайтесь домой". Но к этим, давно дискредитировавшим себя пережиткам прошлого, - продолжал он, - сейчас добавились новые ингредиенты, гораздо более опасные, т.е. ползучий замаскированный расизм... по отношению к темнокожему населению»16.

Открытый расизм стал уже на рабочих местах, как правило, неприемлем, и ряд компаний обязал своих служащих проходить курсы обучения взаимопониманию между расами, создал свои интегрированные кафетерии, команды для спортивных игр и т.д.17 К тому же, открытый расизм, независимо от того, выражается ли он в словах или поступках, преследуется юрид

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком