научная статья по теме О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КАНОНА В ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КАНОНА В ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 4, с. 28-34

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КАНОНА В ЦЕРКОВНОМ ПРАВЕ

© 2015 г. Алексей Mихайлович Осавелюк1

Аннотация: в условиях светского государства, которым по Конституции 1993 г. (ст. 14) является Российская Федерация, научными проблемами церковного права всерьез не принято заниматься. Вместе с тем в светском праве Российской Федерации и в церковном праве есть не только много отличий, но и некоторые общие (похожие) черты, которые требуют вдумчивого научного исследования. Не только потому, что светским наше государство стало менее 100 лет тому назад (из более чем тысячелетней истории своего существования), но и потому, что подавляющее большинство граждан Российской Федерации являются адептами той или иной религиозной конфессии, отношения внутри которых регулируются религиозными нормами. В предложенной статье на основе сравнительного юридического анализа научной литературы и различных источников церковного права дается определение понятию "канон" и показано его место в системе церковного права. Особое внимание уделяется анализу наиболее важных признаков канонов, их взаимодействия с догматами и нормами религиозной нравственности, затрагивается дискуссионная проблема изменяемости и неизменности канонов и догматов в церковном праве; затронута проблема изменяемости принципов светского права. Показаны некоторые общие (и отличительные) черты канонов с принципами в светском праве и др.

Annotation: in terms of the secular state, which according to the 1993 Constitution (Art. 14) is the Russian Federation scientific problems of Church law seriously not usually do. However, in the secular law of the Russian Federation and in Church law not only has many differences, but also some common (similar) features that require thoughtful research. Not only because our secular state was less than a hundred years ago (more than a thousand years the history of its existence), but also because the vast majority of citizens of the Russian Federation are followers of one or another religious denomination relations within which are governed by religious laws. In the proposed article on the basis of comparative legal analysis of the scientific literature and various sources of Canon law defines the concept of "Canon" and shows its place in the system of Church law. Special attention is paid to analysis of the most important characteristics of the canons, their interaction with the tenets and norms of religious morality, touched discussion the problem of mutability and immutability of canons and dogmas in the Church law; raised the issue of the volatility of the principles of secular law. Shows some common features canons and principles of secular law and other.

Ключевые слова: канон, нормы нравственности, догмат, церковное право, светское право, изменяемость канонов, неизменность канонов, принципы права, апостольские правила, правила Вселенских Соборов.

Key words: Canon, moral norms, dogma, Church law, secular law, changeability of the canons, the invariance of the canons, the principles of law, Apostolic rules, the rules of the Ecumenical Councils.

Предлагаемая I к обсуждению тема только на первый взгляд не имеет отношения к современному светскому праву. Но поскольку церковное право и светское право имеют в себе много общего (особенно позитивное право), а многие известные специалисты в области права справедливо утверждают, что указанные системы права имеют общие корни2, похожую структуру, то здесь есть

1 Профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук (E-mail: osaveluk@mail.ru).

2 См., например: МальцевГ.В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и государства. М., 2000. С. 37, 38, 81-83; Папаян Р.А. Христианские корни современного права. М., 2002; Проблемы общей теории права и государства. Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 212-216; Селюков Ф.Т. Происхождение действующего права. М., 1997. С. 34, 132, 133; Франк С.Л. Смысл жизни. Берлин, 1936. С. 114-128; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2002. С. 325; Чичерин Б.Н. Философия права. СПб., 1998. С. 80.

над чем подумать. В частности, Г.В. Мальцев отмечает, что "в определенном смысле они и сегодня, несмотря на различие их природы, находятся, по существу, в едином правовом пространстве, должны быть совместимы в нем при решении общих социальных проблем, особенно тех, которые лежат в плоскости высокой нравственности"3.

Один из аспектов сходства церковного и светского права мы и хотим затронуть в статье, рассматривая роль и изменяемость канонов и принципов права в указанных системах, тем более что в опубликованном в 2013 г. четвертом издании "Общей теории государства и права"4, в вы-

3 Мальцев Г.В. Нравственные основания права. М., 2008. С. 515.

4 Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Изд. 4-е, перераб. и доп. Т. 2. М., 2013. С. 97, 102 (Автор главы - В.Н. Карташов); 142-170 (Автор главы - А.В. Малько); 415-506 (Автор главы - М.Н. Марченко).

ступлениях многих участников "круглого стола", посвященного обсуждению указанного академического издания5 (В.Н. Жукова6, В.Н. Корнева7,

Г.И. Муромцева8, А.И. Экимова9), и других пуб-

1 0

ликациях многие специалисты поднимают вопрос об изменениях принципов в праве, его пределах и о стабильности современного права.

Вместе с тем существенные различия в содержании и структуре церковного и светского пра-ва11, в частности тесная связь церковного права с догматами, не позволяют рассматривать проблему изменяемости принципов права и канонов в церковном праве одновременно.

Следует отметить, что среди специалистов канонического права до сих пор нет единого подхода не только к вопросу об изменяемости канонов в церковном праве, но и относительно определения указанного понятия. Некоторые авторы вообще не находят места канонам в праве, считая, что это - "свод книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, признанных Церковью боговдохновенными, записанных пророками и апостолами и служащих первоисточниками, а также нормами веры; свод религиозных и богослужебных правил, объединяющих вероучение, обряды, нравственные основы христианской жизни, формы церковного искусства, возведенных Церковью в закон; особая группа христианских богослужебных песнопений"12. Архимандрит Иустин (Попович) также утверждает, что "святые каноны - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солн-цезрачных небесных истин, присутствующих в

5 Подробнее см.: КротковаН.В. Теоретико-правовая наука на современном этапе. "Круглый стол": «Обсуждение книги "Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., 2013"» // Гос. и право. 2014. № 4. С. 5-30.

6 См.: Жуков В.Н. Общая теория государства и права должна стать интегрирующим фактором российской юриспруденции // Кроткова Н.В. Указ. соч. С. 18, 19.

7 См.: Корнев В.Н. // Там же. С. 28-30.

8 См.: Муромцев Г.И. // Там же. С. 25, 26.

9 См.: Экимов А.И. Академический курс и новые парадигмы юридической науки // Там же. С. 24.

10 См., например: Сатолина М.Н. Современные тенденции развития теории права // Гос. и право. 2014. № 4. С. 31, 32, 34.

11 См., например: Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М., 2001; Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. Учеб. пос. М., 2008. С. 434-444.

12 Смыкалин А.С. Каноническое право (На примере Русской

Православной Церкви Х1-ХХ1 вв.). Учеб. пос. Екатерин-

бург, 2013. С. 362, 363.

земном мире благодаря Богочеловеческому телу Церкви Христовой"13.

В других источниках дается такое широкое толкование указанному понятию, которое позволяет судить о том, что каноны имеют только некоторое отношение к праву. Например, в Российском гуманитарном энциклопедическом словаре отмечается, что "канон (от греч. кау^ - прямая палка для измерений) - устоявшиеся нормы, правила, традиции. Церковные каноны - нормы, регламентирующие жизнь Церкви"14.

Широкое толкование, но в ином, богословском смысле канонам как основе церковного права предлагает Н.Н. Афанасьев, который при этом не отличает их от догматов (основ религии)15.

Многие современные и дореволюционные канонисты однозначно утверждают, что каноны имеют прямое отношение к каноническому праву, но по-разному определяют это понятие. Например, в предисловии к репринтному дореволюционному изданию Правил православной Церкви епископа Далматинского Никодима прот. Владислав Цыпин пишет, что "фундамент, основу церковного права составляют каноны, иначе называемые правила-ми16. Сам же епископ Далматинский Никодим в другом издании утверждает, что канонами "называются церковные законы, содержащиеся в основном каноническом сборнике и обязательные для всей Церкви"17.

Возможно, термин "законы" у епископа Ни-кодима является результатом неточного перевода или неточного выбора термина, поскольку в указанном сборнике содержатся не законы, а основополагающие церковные правила: Правила Святых Апостолов, Правила Святых Вселенских Соборов, правила поместных соборов и др.

В.А. Цыпин также отмечает, что "каноны - это основные церковные законы, которые составляют фундамент действующего в Церкви права, причем одинаково во всех Поместных Православ-

13 Попович Иустин, архимандрит. Догматика Православне Цркве. Кн. 3. Белград, 1978. С. 257.

14 См.: Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3-х т. Т. 2. М., 2002.

15 См.: Афанасьев Н.Н. Неизменное и Временное в Церковных Канонах // Живое Предание. М., 1997. С. 92-109.

16 Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского / Пер. с сербск. Предисл. прот. Владислава Цыпина. В 2-х т. Т. 1. Сергиев Посад, 1996. С. V.

17 Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. Составлено по общим церковно-юридическим источникам и частным законам, действующим в автокефальных церквах / Пер. с сербск. Мил. СП

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком