научная статья по теме О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СПИСКА "СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ" В "ГЕТИКЕ" ИОРДАНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СПИСКА "СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ" В "ГЕТИКЕ" ИОРДАНА»

ЭО, 2011 г., № 4 © И.В. Зиньковская*

О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СПИСКА "СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ" В "ГЕТИКЕ" ИОРДАНА

Ключевые слова: этнос, этноним, экзоэтноним, этникон, устное народное творчество, готский эпос, мерь, мордва, чудь, весь.

Статья освещает вопросы, связанные с многочисленными попытками интерпретации списка "северных народов" (arctoi gentes) в "Гетике" Иордана. Не вызывает сомнений географическая привязка большинства этнонимов к широкой лесной полосе от Восточной Прибалтики до Волги. Можно считать достоверно доказанным соответствие Merens и Mordens Иордана "мере" и "мордве" Повести временных лет. Вполне допустимо сопоставление Imniskaris c "мещерой" или областью "Мещера". Менее доказано, но вполне вероятно совпадение Thiudos c летописной "чудью" в местности Aunks и начальной основы Vasinabroncas c летописной "весью", также проживающей в определенной местности - "весь в Абронке". Некоторые археологические открытия позволяют поддержать возведение иордановых Rogas Tadzans к *Raúastadians - "обитатели берегов Ра", т. е. Волги. Эти открытия дали основание надеяться на то, что список "северных народов" рано или поздно всё же удастся интерпретировать.

Впервые этническая история такого огромного субконтинента как Восточная Европа начинает обретать некие конкретные очертания в раннем железном веке, когда его южная часть попадает в поле зрения античных авторов. Как известно, гораздо хуже дело обстоит с информацией о населении более северных восточноевропейских областей, удаленных от античных причерноморских городов на сотни километров. До нас дошли произведения лишь трех античных авторов, писавших о некоторых древних народах восточноевропейского хинтерланда - Геродота, Птолемея и Иордана. Их труды дают нам возможность получить как бы три разновременных "среза" этнонимов в лесостепной и даже лесной полосе Восточной Европы с интервалом примерно в полтысячелетия: в середине I тыс. до н. э. (Геродот); в начале I тыс. н. э. (Птолемей) и в середине I тыс. н. э. (Иордан).

В настоящей статье рассматривается лишь последний срез - этническая ситуация в глубинных районах Восточной Европы на рубеже Древности и Средневековья в той мере, как она отразилась в сочинении Иордана "Гетика". Речь пойдет о списке т. н. "северных народов" (arctoi gentes), которые якобы покорил воинственный остроготский король Эрманарих. Следует напомнить, что хотя Иордан писал в середине VI в., тем не менее, этнополитические реалии, с которыми он в своем повествовании явно увязывает список "северных народов", относятся к IV в. Еще в "Римской истории" Аммиана Марцеллина упоминается "королевство" могущественного остроготского правителя Эрманариха, "которого страшились соседние народы, из-за его многочисленных и разнообразных военных подвигов " (Amm. Marc. XXXI. 3. 1 - Аммиан Марцеллин 1994: 494). К сожалению, римский историк, хотя и был их современником, не оставил нам их названий. Зато их детально перечисляет Иордан, также не раз отмечавший, что Эрманарих подчинил немало племен (Get. 116-120 - Скржинская 2000: 83). Среди них были родственные готам воинственные герулы, многочисленные венеты (праславяне?)

Ирина Владимировна Зиньковская — канд. ист. наук, доцент кафедры истории средних веков и зарубежных славянских народов Воронежского государственного университета; e-mail: APM1950@yandex.ru

и даже прибалтийские эсты (балты). Каждому из этих трех народов готский историк посвятил небольшой рассказ, разъясняющий, каким образом они покорились Эрмана-риху. К сожалению, не так обстоит дело с "северными народами" - все они идут одним списком в виде простого перечисления их имен в винительном падеже без каких-либо пояснений. Тем не менее, на наш взгляд, этот источник, в соотненсении с данными археологии, представляет немалые возможности для уточнения этнического окружения того потестарного образования, которое скрывалось за названием "королевство Эр-манариха" (Зиньковская 2009: 197-207). Однако, несмотря на многократные попытки западноевропейских и отечественных ученых правильно прочитать, интерпретировать и идентифицировать этнонимы из иорданова перечня "северных народов", его анализ пока не позволил прийти к однозначным выводам.

1. Проблема полноты и достоверности источника. Текст "Гетики" Иордана дошел до нас в нескольких средневековых рукописях, которые, к сожалению, существенно расходятся как раз в передаче интересующего нас места. В зависимости от того, чтение какой рукописи для § 116 "Гетики" принимают исследователи, они предлагают очень разные переводы этого места. Так, в Гейдельбергском кодексе VIII в., изданном Т. Моммзеном, список "северных народов" выглядит следующим образом:

"...habebat si quidem quos domuerat Golthescytha, Thiudos, Inaunxis, Vasinabroncas, Merens, Mordens, Imniscaris, Rogas, Tadzans, Athaul, Navego, Bubegenas, Coldas" (Mommsen 1882: 88). В классическом переводе Е.Ч. Скржинской он звучит так: "Покорил же он [Эрманарих] племена: голь-тескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов" (Скржинская 2000: 83).

На сегодняшний день самой ранней и лучшей из сохранившихся рукописей "Гетики" Иордана признается Палермский кодекс - Codice Basile (Скржинская 2000: 397). Воспроизведем латинский текст списка "северных народов" этого кодекса по изданию Ф. Джунта и А. Грильоне:

".habebat siquidem quos domuerat, Golthescythas, Thiudos in Aunxis, Vasinabroncas Merens Mordens, Imniscaris Rogans Tazans Athaul, Navego, Bubegenas, Coldas" (Giunta, Grillone 1991: 52). Наш перевод: "ведь он [Эрманарих] владел [теми народами], каких покорил: гольтескифов, тиудов в Аунк-се, вас в Абронке мерю мордву, в Мещере [вариант - мещеру] роганс тазанс атаул, навего, бубугенов, колдов".

Для нашей темы весьма существенно то, что в Палермском кодексе некоторые названия "северных народов", в других рукописях записанные слитно, разделены на два слова, как например, Thiudos in Aunxis (в Гейдельбергском кодексе - Thiudos Inaunxis).

Но даже после публикации Палермского кодекса, содержащего написание имен, более близкое протографу, список "северных народов" у Иордана во многом продолжает оставаться загадкой. Главное препятствие для его понимания заключается в том, что § 116 "Гетики" явно неисправен - в ряде мест он мог быть искажен уже в сочинениях предшественников Иордана - Аблабия и Кассиодора, отчасти - самим Иорданом и его позднейшими переписчиками. Вместе с тем, у нас очень мало сравнительного этнонимического материала в синхронных нарративных источниках, который бы позволил предложить надежные эмендации непрозрачным названиям вроде "навего" или "бубегенов".

2. Проблема источников сведений Иордана о "северных народах". Во многом трудности понимания § 116 "Гетики" обусловлены проблемой источников сведений о "северных народах", которые мог использовать Иордан или его предшественник Аб-лабий (Наchmann 1970: 43-44). Проведенный источниковедческий и историографический анализ показал (Зиньковская 2010), что ими могли быть:

а) торговый итинерарий, включавший как местные названия, так и готские эк-зоэтнонимы, в том числе, сложносоставные описательные (Скржинская 2000: 266; Буданова 1999: 155; Вольфрам 2003: 131);

б) фрагмент готского героического эпоса, где последовательно перечислялись подданные Эрманариху народы для того, чтобы подчеркнуть величие последнего остроготского короля (Grienberger 1895: 151-184; Hachmann 1970: 43; Лебедев 1985: 165-166);

в) оба вышеназванных источника (Буданова 1999: 154).

В пользу первой гипотезы, возможно, говорит греч. "arctoi" в сочетании с лат. "gentes": Иордан употребил "arctoi" как прилагательное при gentes, не согласовав их в роде (существительное gentes - женского рода, а arctoi, как прилагательное, - мужского). Это может объясняться тем, что в источнике, которым пользовался Иордан, было употреблено не прилагательное, а существительное arctoi, относящее к женскому роду, со значением - "северные страны", "северные народы". Поэтому Е.Ч. Скржин-ская предполагает, что данное место откуда-то механически списано, скорее всего, из какого-то дорожника (Скржинская 2000: 265-266). Сам список включал готицизмы, просматривающиеся в некоторых латинизированных формах этнонимов, которые свидетельствуют о том, что сведения о "северных народах" попали к Иордану через его соплеменников-готов. Поэтому в качестве источника Иордан, действительно, мог использовать обычный итинерарий - дорожник, составленный, скорее всего, готскими (менее вероятно - римскими купцами), ходившими в северные земли Восточной Европы.

Но нельзя исключить и того, что в основе иорданова списка "северных народов", мог лежать фрагмент готского эпоса с обычным для этого литературного жанра перечислением покоренных героем народов. Таким образом, Иордан очерчивал границы мира, в той или иной степени известного остроготам подобно тому, как задолго до Иордана Геродот перечислил этносы по сторонам "скифского квадрата", для того, чтобы обозначить театр военных действий грандиозной, с точки зрения "отца истории", Скифо-Персидской войны (Herod. IV, 100, 102-110,119, 123-125 - Геродот 1972: 212218). Как в первом, так и во втором случае это, разумеется, вовсе не означает того, что все названные историками народы определенно входили в состав Скифской (у Геродота) или Готской (у Иордана) державы. Но вполне вероятно, что они находились в определенных отношениях со степными владыками, среди которых могла быть и торговля, и данничество, и какие-то иные формы дистанционной эксплуатации.

3. Проблема датировки списка "северных народов". Иордан писал свое сочинение в середине VI в., но вполне определенно связывал перечень "северных народов" с событиями, относящимися к IV в., когда их, по его рассказу, покорил остроготский король Эрманарих. Поэтому невозможно согласиться с теми исследователями, которые предполагают, что список arctoi gentes отражает освоение готами побережья Балтийского моря еще в северный период их истории, т. е. до конца II в. н. э., и тем более невероятно, чтобы он восходил к полулегендарному гр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком