научная статья по теме О РОЛИ ПРАВА В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «О РОЛИ ПРАВА В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2008, № 6, с. 106-109

О РОЛИ ПРАВА В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2008 г. О. В. Орлова1

В современных условиях происходит усложнение взаимодействия общества и личности. Личность все чаще выступает как активный субъект социального управления, как творец материальных, духовных и иных ценностей. В свою очередь гражданское общество предполагает признание и защиту прав и свобод человека, создает условия для его самоопределения и самореализации, для становления личности как полноправного и ответственного члена сообщества, активного и сознательного участника политического процесса. Вне общества не может быть социализации личности (нравственной, политической, правовой и т.д.), ее адаптации к окружающей социально-политической действительности. И в то же время именно личность оказывает определяющее воздействие на функционирование разнообразных общественных институтов и общества в целом.

Естественно, взаимное влияние друг на друга человека и общества существовало всегда, начиная еще с догосударственного периода. Вместе с тем на определенном этапе развития общественной жизни появилась особая форма человеческого общества, получившая в науке название "гражданское общество". Эта категория предполагает появление гражданина, осознающего себя независимой и активной личностью, наделенной определенными правами и свободами, возможностью самостоятельно и ответственно участвовать в той или иной форме в жизни общества и государства.

В середине XX в. интерес к идее гражданского общества несколько угас. В литературе, особенно социологической, и в первую очередь западной, достаточно часто встречается утверждение о том, что само понятие "гражданское общество" в современных условиях устарело и поэтому следует говорить о социуме, социальных отношениях, социальности и т.п. Более того, стало "модным" вообще отрицать существование общества как такового2.

Примечательно в этом отношении высказывание Э. Геллнера: "В последние десятилетия мы стали свидетелями рождения (или возрождения) идеала гражданского общества. Прежде понятие гражданского общества занимало разве что историков философии, интересующихся, например, Локком или Гегелем. Оно не вызывало широкого резонанса, не будило живого

1 Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук, доцент.

2 См., например: Гофман А.Б. Существует ли общество? От

психологического редукционизма к эпифеноменализму в интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. 2005. < 1. С. 18-25.

отклика. Наоборот, казалось, понятие это покрыто пылью. И вдруг его извлекли почти из небытия, очистили и превратили в сияющую, надраенную до блеска

эмблему"3.

Действительно, в конце 80-х годов XX в. интерес к этой идее постепенно возрастает, что связано с переходом к информационному обществу, развитием различных форм социальной активности и демократии, расширением глобализационных процессов. Безусловно, первоначальное понятие гражданского общества понимаемого как "борьба всех против всех" кануло в лету. Сегодня гражданское общество - продукт естественного развития человечества, выражающийся в особом характере экономических, духовных, нравственных условий жизни и способствующий свободной реализации частных интересов индивидов. Но достижение этих интересов возможно только в процессе поддержания отношений с другими людьми, которые строятся на основе равенства, свободы и справедливости.

Бытующее мнение, что индивид все более и более отчуждается от государства и общества, как бы замыкается в своем "мирке" наедине с телевизором и компьютером и не участвует в жизни общества, разумеется, небезосновательно. Но, представляется, что сущность гражданского общества состоит не в том, что люди постоянно взаимодействуют друг с другом в разных формах (хотят они этого или нет), а в том, что в гражданском обществе индивид полностью отвечает за выбор своего поведения под защитой права. И государство не вправе вмешиваться в частную жизнь человека, если только он не совершает каких-либо правонарушений. Предназначение гражданского общества состоит в примирении социума, соединении частного и общего интересов, посредничестве между личностью и государственной властью.

Сегодня идея гражданского общества легла в основу поступательного развития Российского государства, так как именно гражданское общество способно обеспечить социально-политические, правовые и нравственные условия для стабильной и безопасной жизни человека, необходимые для проявления свободы человека во всех измерениях. Однако и государство не остается в стороне от решения этих задач и в лице своих органов в должной мере гарантирует реализацию и защиту прав и свобод человека. Вместе с тем архижи-вуч миф о том, что достаточно сформировать в России гражданское общество (общество сособственников, где государство будет играть роль "ночного сторожа") и наступит "рай" на земле.

3 Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М., 2004. С. 9.

В современной России уже произошли необратимые перемены. Хотя рано говорить о том, что у нас уже сформировалось устойчивое гражданское общество. Предназначение гражданского общества состоит в том, что, с одной стороны, оно снижает напряжение между государством, социальными группами и индивидами, особенно в связи с углублением социальной дифференциации, а с другой - способствует самореализации личности. В этой связи анализ различных форм проявления политико-правовой активности личностей представляет особый интерес. Бытие личности в гражданском обществе - одна из актуальных проблем современности. Механизмы гражданского общества действуют таким образом, что оно в силу саморегуляции и самоорганизации готово противостоять деструкции, устранять социальное напряжение и тем самым способствовать стабильности в развитии общественных отношений.

Жизнеспособность гражданского общества во многом зависит от социально-психологического компонента, который состоит как из сложившихся в определенной мере стихийно социальных желаний и ожиданий, так и общественного сознания, представления о месте и взаимосвязях личности и гражданского общества, общественных институтов и гражданского общества. Все вместе это определяет готовность к активной деятельности личности и гражданского общества в целом, и его отдельных институтов в частности.

Проблема соотношения личности и гражданского общества непосредственно связана с реализацией правового статуса личности, ибо права человека - необходимое условие и нормативная форма взаимодействия людей в гражданском обществе. В силу этого одной из важнейших задач нынешнего этапа формирования гражданского общества является осуществление на практике приоритета прав человека и реальное признание самоценности каждой отдельно взятой личности. В основе этого процесса лежит идея об индивидуальной свободе, понимаемой как возможность выбора линии своего поведения, в том числе в политической сфере, и, разумеется, в рамках, очерченных правом.

Взаимодействие гражданского общества и личности предполагает достижение оптимального сочетания свободы, равенства, справедливости, прав человека, равновесия между государством и гражданским обществом. Это тем более важно, поскольку именно через институты гражданского общества и при помощи права достижимы свобода и самореализация человека. Более того, формирование гражданского общества - главный путь к воплощению положения, закрепленного в ст. 1 Конституции РФ, т.е. построения в России демократического правового государства.

Право, как известно, является формой общественной связи, вбирающей в себя моральные, политические и иные социальные нормы, значительная часть которых составляет его основу. Многие люди не знают законов, а руководствуются в своем поведении действующими в обществе обычаями, установками, привычками и т.п., хотя и не всегда с пользой для самих себя и общества. Вместе с тем "полезность" поведения индивида пронизывает не только индивидуальную деятельность, но и все общественные отношения и лежит в основе одной из важнейших сфер общественной жизни - права. Особенностью права является то, что оно выражает публично-индивидуальный, общечеловече-

ский интерес, проявляющийся в таких, в частности, понятиях, как "свобода", "равенство", "сотрудничество", "компромисс", "солидарность", "порядок" и.п. Все эти понятия в большей или меньшей степени выражают целеполагание действия права в гражданском обществе.

Право, воздействуя на сознание и волю человека, нацелено на достижение определенного результата, т.е. обеспечение организованности и порядка. Это в значительной мере зависит от деятельности человека на различном общественном поприще. И в то же время именно право предоставляет конкретные возможности для реализации личностью своих индивидуальных способностей для удовлетворения материальных, духовных и политических интересов.

Вместе с тем невозможно построить абсолютную систему универсального права, ибо в разных социе-тальных и социокультурных обществах придается неодинаковое значение многим правовым понятиям, например, справедливости. Кроме того, нельзя не учитывать и особенности менталитета (политического, правового, нравственного), общественного уклада жизни, национального состава, духовности того или иного общества. Кроме того любое современное общество включает в себя достижения других цивилизаций, в том числе и в области правового регулирования. При этом следует иметь в виду, что каждый человек по-своему воспринимает духовные, политические и правовые ценности.

Смысл действия права в гражданском обществе состоит в том, чтобы обеспечить самостоятельность и независимость человека от государства как субъекта гражданского общества и одновременно гарантировать возможность для проявления его социальной (политической) активности, создать четкий механизм правовой защиты его прав и свобод. Это обеспечивает в обществе достоинство и самореализацию личности. Личностный аспект права выражается в притязании индивида на самореализацию, а также в обеспечении взаимной адаптации обще

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком