научная статья по теме О ВЛИЯНИИ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АЗИИ И АМЕРИКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. НА УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ПОЗИЦИЙ РОССИИ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «О ВЛИЯНИИ МИССИОНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В АЗИИ И АМЕРИКЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. НА УКРЕПЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ПОЗИЦИЙ РОССИИ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ»

УДК: 94(47).08+281.93+266.2

VLADIMIR DMITRIEVICH KUZNETSOV

Doctor of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Sciences

of Saint Petersburg State University of Technology and Design 190068, Russian Federation, Saint Petersburg, Voznesenskii prospect, 46.

E-mail: Vladimirkuznecov@mail.ru

On the influence of the missionary activities of the Russian Orthodox Church

in Asia and the Americas in the second half of XIX - early XX centuries to strengthen the political and cultural position of Russia on the world stage

The article deals with the activities of the Russian Orthodox Church (ROC) for conversion to Orthodoxy small peoples of the North, Siberia and the Far East Empire in the second half of the XIX century and the beginning of XX. It is emphasized that in this period the work of Orthodox missionaries goes beyond the Russian Empire and distributed on the territory of the countries of Asia and the Americas. attention is paid mainly with the foreign missions. In the pre-revolutionary period of Orthodoxy has spread far beyond the borders of the Russian Empire, which, to some extent, helped to strengthen the political and cultural position of Russia on the world stage. Missionary activity of the ROC within the empire contributed to the expansion and strengthening of the position of Orthodoxy as the official state religion and, to a certain extent, cultural communication between the peoples inhabiting the Russian Empire. It should be noted that the word «mission» were named as the Clergy in some overseas churches, which consisted exclusively of persons who took monastic vows, under the Archimandrite, and missionary societies. They are engaged in spreading their religion (in this case - Orthodoxy) by creating educational institutions, opening of hospitals, providing material assistance to local monasteries, churches and clergy. In this article attention is paid mainly with the foreign missions. With this in pre-revolutionary period Orthodoxy has spread far beyond the borders of the Russian Empire, which, to some extent, helped to strengthen the political and cultural position of Russia on the world stage. Missionary activity of the ROC within the empire contributed to the expansion and strengthening of the position of Orthodoxy as the official state religion and, to a certain extent, cultural communication between the peoples inhabiting the Russian Empire.

Key words: Russian Orthodox Church, missionary work, the story, the second half of the XIX century.

ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ КУЗНЕЦОВ

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры общественных наук Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (190068, Санкт-Петербург, Россия, Вознесенский проспект, 46).

Тел.: +79312106782; E-mail: Vladimirkuznecov@mail.ru

В статье рассматривается деятельность Русской Православной Церкви (РПЦ) по обращению в православие малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока империи во второй половине XIX в. и до начала XX. Подчеркивается, что именно в этот период работа православных миссионеров выходит за пределы Российской империи и распространяется на территории стран Азии и Америки. внимание уделено в основном деятельности внешней миссии. В предреволюционный период православие распространилось далеко за пределы Российской империи, что, в определенной мере, способствовало укреплению политических и культурных позиций России на мировой арене. Миссионерская деятельность РПЦ внутри империи способствовала расширению и укреплению позиций православия в качестве официальной государственной религии и, в определенной степени, культурному общению народов, населявших Российскую империю. Следует заметить, что словом «миссия» именовались как причты при некоторых заграничных храмах, которые состояли исключительно из лиц, принявших монашество, под началом архимандрита, так и миссионерские общества. Они занимались распространением своего вероисповедания (в данном случае - православия) с помощью создания учебных заведений, открытия больниц и госпиталей, оказания материальной помощи местным монастырям, церквям и духовенству. В статье внимание уделено в основном деятельности внешней миссии. Благодаря этому в предреволюционный период православие распространилось далеко за пределы Российской империи, что, в определенной мере, способствовало укреплению политических и культурных позиций России на мировой арене. Миссионерская деятельность РПЦ внутри империи способствовала расширению и укреплению позиций православия в качестве официальной государственной религии и, в определенной степени, культурному общению народов, населявших Российскую империю.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, миссионерство, история, вторая половина XIX века.

О влиянии миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Азии и Америке во второй половине XIX - начале XX вв. на укрепление политических и культурных позиций России на мировой арене

Значительными темпами в XIX в. развивалась Русская Православная Церковь (РПЦ). Активная работа велась русскими миссионерами по обращению к православию малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока империи. Во второй половине XIX в. деятельность православных миссионеров выходит за пределы Российской империи и распространяется на территории стран

Азии и Америки. Православные миссии были открыты в Китае, Японии, Палестине, Корее, Соединенных Штатах.

Следует заметить, что словом миссия» именовались как причты при некоторых заграничных храмах, которые состояли исключительно из лиц, принявших монашество, под началом архимандрита (например, Русская духовная миссия в Иерусалиме), так и миссионерские общества.

Они занимались распространением своего вероисповедания (в данном случае - православия) с помощью создания учебных заведений, открытия больниц и госпиталей, оказания материальной помощи местным монастырям, церквам и духовенству» [1, С. 4-5]. Принято считать, что в Русской Православной Церкви существовало миссионерство внутреннее и внешнее: внешнее было направлено на инородцев внутри России и иностранцев за ее пределами, внутреннее же ориентировалось на работу против сектантов и старообрядцев [2, С. 122-123]. Отметим, что в настоящей статье внимание уделено в основном деятельности внешней миссии. Таким образом, в предреволюционный период православие распространилось далеко за пределы Российской империи, что, в определенной мере, способствовало укреплению политических и культурных позиций России на мировой арене. Миссионерская деятельность РПЦ внутри империи способствовала расширению и укреплению позиций православия в качестве официальной государственной религии и, в определенной степени, культурному общению народов, населявших Российскую империю.

Следует выделить и основные направления миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в указанный период, как внутри Российской империи, так и за ее пределами, основные центры православной культуры на территории Российской империи и за ее пределами, а также рассмотреть историю их возникновения и деятельность, проанализировать православную деятельность в разных регионах мира и на территории самой империи.

Выбор хронологических рамок настоящей работы связан с тем, что рассматриваемое время было периодом расцвета миссионерской деятельности РПЦ. Именно в этот период деятельность русских миссионеров, во-первых, стала осуществляться за пределами Российской империи: в 1847 г. была открыта Российская духовная миссия в Иерусалиме, в 1870 г - в Японии, в 1900 г - в Корее. Для организации миссионерской деятельности в империи и за рубежом в 1870 г в Москве было создано Миссионерское общество, выпускавшее журнал «Миссионер», где публиковались, в частности, ежегодные отчеты о деятельности Общества.

Хронологическим рубежом настоящей статьи следует признать 1917 год, когда, в связи с событиями Февральской революции и октябрьского переворота, Церковь была отделена от государства, и православие перестало быть официальной государственной религией. В настоящей работе рассматривается деятельность РПЦ на территории Российской империи и тех стран мира, где в той или иной мере, велась православная проповедь. Имеются в виду земли Севера, Средней Азии, Сибири и русского Дальнего Востока, где активно велась православная проповедь среди местного населения, а также государства зарубежного Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея), Соединенные Штаты, Палестина.

Русские миссионеры XIX в. проповедовали среди местного населения, проживавшего на собственно территории Российской Империи и землях, включенных в ее состав еще в XVII и XVIII веках. В XIX в., особенно во второй его половине, миссионерская деятельность Русской православной церкви на территории Российской Империи велась в двух направлениях: а) борьба с сектантством и старообрядчеством; б) проповедь среди «язычников» (шаманистов, мусульман, ламаистов и т.п. Для общего руководства миссионерским делом в Москве в 1870 г. было создано Православное миссионерское общество (далее -ПМО), в котором насчитывалось до 20 тыс. членов. Во главе Общества стоял митрополит Московский Иннокентий, а на местах создавались епархиальные комитеты ПМО во

главе с архиереями. Главная цель Общества состояла в помощи православным миссиям по обращению нехристиан в православие в пределах Российской империи [3, с. 89]. Все члены общества платили ежегодный взнос в размере 3 рублей [4, с. 82] и вносили добровольные пожертвования на развитие миссионерского дела в Российской Империи и за ее пределами.

Православное миссионерское общество было создано на основе миссионерского общества, учрежденного высочайшим повелением в 1865 г. в Петербурге под покровительством супруги императора Александра II, императрицы Марии Александровны. По ее предложению председателем общества стал митрополит Иннокентий московский [5, с. 126]. Во второй половине XIX в. происходит ряд изменений в задачах, которые стояли перед православными миссионерами: разрозненная деятельность многочисленных миссионерских организаций в XIX в. далеко не давала не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком