научная статья по теме О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ РАЗУМНОСТИ В ПРАВОСОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ РАЗУМНОСТИ В ПРАВОСОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА»

О ВОЗРАСТАЮЩЕЙ РОЛИ РАЗУМНОСТИ В ПРАВОСОЗНАНИИ ОБЩЕСТВА

КОВАЛЕНКО Ксения Евгеньевна,

аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Алтайского государственного университета, магистр юриспруденции. E-mail: barnaulka@rambler.ru; сот. тел.: 8-983-171-01-86

Краткая аннотация: в статье рассматривается правосознание общества с точки зрения принципа разумности, разумного поведения. В первой части статьи на основании доктринальных источников исследуется категория «разумность» как основа правовой культуры современного цивилизованного общества. Изучаются проблемы иррациональности в праве, предлагаются меры по повышению уровня правосознания современного общества. В заключении подчеркивается, что в каждом обществе существует свой уникальный и неповторимый принцип разумности.

In the article considers the legal conscience of society in terms of the principle of reasonableness, reasonable behavior. In the first part on the basis of the doctrinal sources researched the category of «reasonableness» as the basis of the legal culture of a modern civilized society. Research the problem of irrationality in the law, proposes measures to increase the level of justice in modern society. In conclusion emphasizes that each society has its own unique and inimitable principle of reasonableness.

Ключевые слова: принципы права; разумность; правосознание; правовая культура.

Law principles; reasonableness; justice; sense of justice; the legal culture.

Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое может быть положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным). Люди в той или иной форме выражают свое отношение ко всему, что охватывается правовым регулированием, что связано с представлениями о праве (к законам и другим правовым актам, к деятельности суда и других правоприменительных органов, к поведению членов общества в сфере действия права). Человек как-то относится к прошлому праву, к праву, существующему сейчас, и к праву, которое он хотел бы видеть в будущем. Это отношение может быть рациональным, разумным и эмоциональным, на уровне чувств, настроений. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества.

Формирование правосознания личности, предполагает, что взаимоотношение «государство-гражданин-личность» должно быть направлено на подготовку ролевых функций гражданина, добросовестное выполнение кото-

рых предоставляет возможность каждому человеку нормально существовать в системе государственной жизни, использовать свои права и свободы, определенные конституцией, а также рассчитывать на защиту со стороны государства. Каждый гражданин должен иметь необходимый уровень правовых знаний, уважать законы и сознательно их исполнять. Государство же обязано, в свою очередь, создавать все необходимые условия для реализации прав и свобод, гарантированных Конституцией. Формирование правосознания личности не может происходить стихийно, вне системы социальных институтов государства. Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. Оно содержится в общественном мнении и влияет на общественные отношения также как и нравственные нормы. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение нравственности и права обуславливают особое значение воспитания правосознания и правовой культуры как важного фактора дальнейшего укрепления законности и правопорядка в обществе.

Чтобы узнать каков уровень правосознания у населения можно провести внутренний опыт, предложенный профессором И.А. Ильи-

ным: «Надо только представить себе однажды со всею силою и наглядностью, что вот я (именно я, а не кто-нибудь другой) лишен всех прав и отдан в жертву полному бесправию: отныне у меня огражденных полномочий; я нигде не могу найти никакой правовой защиты; другие люди могут делать со мной все, что угодно; я подобен как бы беспризорному ребенку, отданному в жертву чужой жадности, злобе и властолюбию...»1. Кто однажды вообразит себя в таком состоянии и увидит себя погибающим от него, тот поймет, какого значение правосознания, как для отдельной личности, так и для общества в целом.

Категория «разумность» относится к понятийным рядам теории правосознания. Разумное поведение представляет собой требуемый или допускаемый стандарт поведения, осуществляемый при наличии у субъекта способности анализировать сложившуюся либо предполагаемую ситуацию, допускающий существование мотивации и стремления на достижение поставленной цели.

Мониторинг общественного мнения имеет значение для юридической характеристики разумности. Наличие разумности в действиях органов государства подтверждается фактом, что, например, снижается общее количество подаваемых жалоб по аналогичным делам. Так, на федеральном уровне возможно проведение мониторинга общественного мнения на предмет установления оценки населением разумности результатов законотворчества и правоприменения. Эта работа должна осуществляться в рамках проводимого Советом Федерации Федерального Собрания РФ мониторинга состояния законодательства. Такой опыт целесообразно использовать и в регионах.

Создание электронного государства позволит осуществить информационный обмен. Особенно в сфере судебной власти, что позволит всем гражданам получать оперативные сведения о ее функционировании. Обнародование судебных решений не должно замыкаться узкопрофильными и малотиражными источниками. Наряду с ними в качестве разумной

1 Ильин И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения. М., 2006. С. 322.

альтернативы должны использоваться современные возможности Интернета.

О незрелости правосознания граждан свидетельствует и тот факт, что люди не спешат соблюдать законы. Это происходит оттого, что они не верят в силу закона, не ценят его роль в обществе (правовой нигилизм), либо готовы использовать закон лишь в корыстных личных целях (правовой цинизм, негативизм). Но, зачастую, люди не исполняют предписания закона из-за того, что они противоречат их внутренним убеждениям и установкам.

Как можно говорить о зрелости правосознания в государстве, в котором принимаются федеральные законы, закрепляющие такие обязанности как уважение интересов, проявление корректности друг к другу. Это закреплено в частности в ст. 18 Федеральный закон «О государственной гражданской службе»2. А в ст. 9 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы»3 закреплена обязанность депутата соблюдать этические нормы.

К тому же Россия, идя по пути Западных демократических стран, принимает все больше моральных кодексов. Например, кодекс судейской этики был принят в 2004 г.4

Нравственные правила должны быть самими собой разумеющимися для людей со зрелым правосознанием, а не превращаться в юридические нормы. К тому же в законе нецелесообразно закреплять обязанности, исполнение, которых на практике просто невозможно проверить. С этой позиции абсурдно звучит предложение некоторых авторов принять Федеральный закон «О нравственности». Неслучайно еще Лао Цзы сказал: «Обилие законов - это нищета морали».

Некоторые авторы указывают нам на высокий уровень правосознания граждан США. Но так ли это? Чтобы ответить, достаточно вспомнить недавние события с отключением

2 О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

3 О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3466.

4 Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 г. // Росс. юстиция. 2005. № 1-2.

света в Нью-Йорке. Разве люди со зрелым правосознанием станут выбегать на улицу и быть витрину магазинов с целью наживы? Ответ очевиден. В данном случае человек выступает именно таким, каким его с восторгом описывал Фридрих Ницше, когда взывал к дикому и злому человеку с веселым брюхом и грубым нравом1. Человек, который повинуется закону лишь из страха, превращается в волка, как только страх отступает.

Решение видится в нравственном воспитании и фундаментальном образовании. Однако, прежде всего, необходима выработка национальной идеи, которая смогла бы объединить людей. Ведь важно, чтобы люди исполняли законы не механически, а из чувства причастности к общему делу. Исследование правосознания учащейся молодежи важно для решения конкретных практических проблем предупреждения преступности, повышения правовой культуры молодежи. В более тщательном изучении нуждается правосознание отдельных категорий несовершеннолетних: детей-сирот, воспитанников детских домов, школьников кор-рекционных образовательных учреждений. Изучение их правовой психологии может стать одним из важнейших направлений в теории права. Требуют самостоятельного исследования вопросы правового регулирования образования, воспитательной функции образовательного законодательства, обеспечения активизации деятельности общественных организаций по правовому воспитанию граждан.

Следующим шагом на пути повышения уровня правосознания должен стать отказ от реформирования образовательной сферы и возвращение к прежней советской системе образования. К тому же в качестве обязательного выпускного экзамена в школе просто необходимо ввести историю Отечества. Так как именно этот предмет во многом формирует чувство гордости за свою страну. Здесь мы узнаем о многовековых традициях нашего народа, в том числе и правовых. А знание и сохранение этих традиций являются залогом успешного прогрессивного развития государства.

Специфика правосознания заключается

1 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1997. С. 12.

в том, что оно развивается вместе с общественными отношениями и представляет собой различные общественные позиции психологических и идеологических мнений, взглядов, суждений на институциональную ценность сущности права, а также то, как общество воспринимает и использует право в общественных отношениях. В условиях современного

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком