научная статья по теме О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЕТАФИЗИКИ И ПРАВА (СТАТЬЯ ВТОРАЯ) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЕТАФИЗИКИ И ПРАВА (СТАТЬЯ ВТОРАЯ)»

тттштттштттм

Бондаренко В. Н.

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЕТАФИЗИКИ И ПРАВА (СТАТЬЯ ВТОРАЯ)*

В статье рассматриваются главным образом те содержательно-логические формы взаимодействия философской метафизики и права, которые в границах линейно-нелинейной логики первыми следуют за вопросом, проблемой, гипотезой, концепцией и теорией: парадигма и синтагма, исследуются особенности их взаимосвязи в современной философии и правоведении.

Ключевые слова: философская метафизика, право, формы взаимодействия философской метафизики и права.

Bondarenko V. N.

ON THE INTERACTION OF PHILOSOPHICAL METAPHYSICS AND LAW (ARTICLE TWO)

The article focuses primarily on the content of the logical forms of interaction philosophical metaphysics and rights within the boundaries of the linear-non-linear first follow question, problem, Бондаренко В. H. hypothesis, concept and theory: the paradigm and syntagm, examines the characteristics of their relationship in modern philosophy and jurisprudence.

Keywords: philosophical metaphysics, law, forms of interaction philosophical metaphysics and law.

Следующие логические формы взаимодействия философской метафизики и права, парадигму и синтагму, можно обозначить как параллельно существующие и взаимодействующие. Однако между ними есть и определённые общие и отличительные признаки. Парадигма и синтагма преодолевают в себе теорию, являясь содержательно-логическими формами метатеоретического уровня, присущего как философской метафизике, так и праву в качестве особой науки.

Понятие парадигма обычно переводят с древнегреческого языка как образец1. Оно использовалось Сократом (в беседах) и Платоном (в философских диалогах) не только в онтологическом, но и в гносеологическом (в том числе и в эпистемологическом) смыслах2. В дальнейшем это понятие стали использовать различные философы и учёные, что наблюдается и в правоведении. Наибольший интерес к нему проявил американский философ постпозитивистского направления Т. Кун. Его теоретико-методологические (метафизические) положения в определённой мере позволяют рассмотреть взаимосвязь философской метафизики и права.

Не оперируя понятием метатеоретический уровень науки, Т. Кун в принципе трактовал парадигму как существенную форму развития данного этапа. В этом понятии он обращал главное внимание на взаимодействие двух аспектов: эпистемологического и социологического. Т. Кун отмечал: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»3. В духе попперовского подхода он, по существу, ведёт речь только о постановке научных проблем и их решений с позиции доминирующей в определённый временной интервал парадигмы, которой придерживается научное сообщество, а не структурирует в границах философской метафизики процесс поиска научного знания, не выделяет в нём такие логические формы, как вопрос, гипотеза, концепция и теория.

* Первую статью по этой теме см.: Бондаренко В.Н. О взаимодействии философской метафизики и права (статья первая) //Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 1(80). - С. 218-221.

1 См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т. — Т. 2. — М.: Мысль, 1993. — С. 521.

2 См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т. — Т. 1. — М.: Мысль, 1990. — С. 547, 620-621, 629; Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. — С. 300, 354.

3 Кун Т. Структура научных революций. — М.: ООО «Издательство

АСТ», 2003. — С. 17.

Однако в силу различных причин, в том числе и под влиянием критики, которой была подвергнуто его понимание парадигмы в научном познании со стороны оппонентов, Т. Кун конкретизировал данное понятие в понятии дисциплинарная матрица, что означало использование господствующего образца научного исследования в научных дисциплинах. Так, в его представлении, в структуре парадигмы как дисциплинарной матрицы можно выделить такие упорядоченные и взаимосвязанные элементы, как: символические обобщения; метафизические части парадигмы; ценности; образцы4.

Трактовка Т. Куном структуры парадигмы (дисциплинарной матрицы) свидетельствует, во-первых, о необходимости метафизической составляющей в парадигме, во-вторых, о целесообразности учёта социокультурных аспектов при выделении ценностной составляющей в ней, в том числе и символического языка в научном языке. Вместе с тем, парадигма, по Т. Куну, есть некая целостность исследования, его доминирующий образец, а также определённое разрешение и запрещение конкретных тенденций в научном познании. Однако следует сказать, что в его понимании парадигмы нелинейная логика присутствует, прежде всего, в негативном плане, как запрет на нежелательные для данной парадигмы тенденции, а в позитивном плане главным образом как способы различного решения головоломок в её духе на этапе нормальной науки. В то же время трактовка парадигмы Т. Куном осуществлялась главным образом с позиции линейной логики по отношению к процессу снятия теории. Его линейная логика дополнялась нелинейной и в выявлении аномальных явлений и кризисов в рамках нормального этапа развития науки, хотя при этом отрицалась необходимость сознательного использования линейно-нелинейной логики и изучения горизонтальных связей в философии и науке, в отношениях между ними.

Современное постижение содержательно-логических форм взаимодействия философской метафизики и права обусловливает необходимость по-иному взглянуть как на понятие парадигма, так и на его конкретизацию в понятии дисциплинарная матрица. Прежде всего, нужно отметить, учитывая античные философские традиции, применимость данных понятий не только в науке, в том числе и в правоведении, но и в философской метафизике, имея в виду её отличие от других видов метафизики (художественно-образной, мифологической, религиозной, мистической и научной). Парадигму (и дисциплинарную матрицу) целесообразно рассматривать в качестве

4 Там же. - С. 235-237; 240.

Бондаренко В. Н.

одной из логических форм развития линейно-нелинейной логики на метатеоретическом уровне философской метафизики и права с учётом их взаимодействия и взаимного дополнения, осуществляющегося по преимуществу в виде диалога между философами и правоведами.

Включение парадигмы (и дисциплинарной матрицы) в линейно-нелинейную логику можно реализовать как внутри философской метафизики (отношения между материалистическими, идеалистическими и нейтральными тенденциями) и внутри правовых дисциплин (между различными отраслями права), так и во взаимосвязях философской метафизики и права в целом в современную эпоху. В первом приближении есть смысл выделить несколько взаимодействующих направлений: 1) разработка идеалов и норм философского и правоведческого познания; 2) уточнение философского и правоведческого языка, понятий и категорий, применяемых в философской метафизике и праве; 3) осмысление взаимосвязи философской и правоведческой картин мира, места и роли человека, общества и сообщества в них; 4) постижение философских, научных, социокультурных и ценностных оснований возникновения и развития философской метафизики и права с учётом их взаимодействия; 5) соотнесение принципов и методов, присущих философской метафизике и правоведению.

Особое внимание нужно обратить на демаркацию понятий теория и парадигма. В этой связи следует отметить следующие взаимосвязанные моменты: любая философская и правовед-ческая парадигма (или дисциплинарная матрица) содержит в себе разные философские и правоведческие теории, их различные уровни (эмпирические и собственно теоретические); каждая философская и правоведческая парадигма (и дисциплинарная матрица) своим существованием утверждает границы былых или наличных теорий; всякая философская и правоведческая парадигма (дисциплинарная матрица) подразумевает состязательность и изменение значимости входящих в неё теорий; любая философская и правоведческая парадигма (или дисциплинарная матрица) имеет сложные и противоречивые отношения с философскими и правовед-ческими синтагмами, демонстрируя тем самым своё участие в линейно-нелинейной логике во взаимодействии философской метафизики и права.

Подтверждением того, что парадигма применяется не только в философской метафизике, но и в праве, а также во взаимодействии между ними является широкое использование данного понятия, этой формы линейно-нелинейной логики в исследованиях, присущих философии науки, в том числе философии права, свойственных парадигматическому подходу в гносеологии и эпистемологии, в различных отраслях правоведения. Так, например, сейчас развивается дискуссия по проблеме сопоставления международного и государственного (национального) права, которая нередко демонстрирует себя в качестве взаимодействия различных философских и право-ведческих парадигм. В данной дискуссии снятыми моментами выступают различные метафизические и правовые теории.

Во многом по-иному проявляет себя синтагма, как вторая линейно-нелинейная содержательно-логическая форма мета-теоретического уровня, присущего философской метафизике и праву, их взаимодействию. Существуют различные переводы с древнегреческого этого понятия. А именно, синтагму определяют как сопорядок, вместе построенное, соединённое, в качестве классификации, систематизации, компоновки, расстановки, языкового феномена.

Особую значимость данное понятие имеет в философском и научном исследовании проблем языка, по преимуществу в границах постмодернистских философских и научных направлениях и тенденциях. Поэтому следует отметить, что в статье синтагма трактуется главным образом как понятие философской метафизики и права с учётом их взаимодействия, а не как филологический термин.

Такое разъяснение позволяет в значительной мере в другом свете осмыслить синтагму.

Известно, что философская и научная демаркация парадигмы и синтагмы, как правило, проявляется в контексте соотнесения модернистских и постмодернистских философских и научных (в том числе правоведческих) традиций. Обычно утверждается, что понятие парадигма используется модернистами, а понятие синтагма — постмодернистами. В определённом смысле с подобным соотнесением мо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком