научная статья по теме О. Ю. ДУБОВАЯ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «О. Ю. ДУБОВАЯ»

Н. Ф. КОРОБОВА

Москва

О. Ю. Дубовая

Ольга Юрьевна Дубовая — преподаватель русского языка и литературы гимназии № 1544 г. Москвы, учитель высшей квалификации, Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Вопрос о выборе профессии для Ольги Юрьевны не был трудным: она всегда мечтала быть учителем. Еще в институте ее отличали широта и глубина лингвистических знаний, ярко выраженный интерес к исследовательской работе. Однако желание работать с детьми было так велико, что Ольга Юрьевна отказалась от поступления в аспирантуру и в 1981 г. (после окончания факультета русского языка и литературы МГПИ им. В.И. Ленина) стала работать в школе. Затем преподавала русский язык в педагогическом училище, но снова вернулась в школу.

Коробова Наталья Федоровна, директор гимназии № 1544, преподаватель русского языка и литературы.

«Почему я оказалась именно в школе? Школа притягивает фантастическими возможностями реализовать себя, свои педагогические идеи, планы. Учитель стоит в начале жизненного пути каждого человека. Мы формируем личность, мы творцы, потому что от нас во многом зависят и уровень образованности подростка, и его миропонимание, и его жизненная позиция. Это и определило мою судьбу. И как бы ни было трудно (а на пути педагога подчас бывает больше шипов, чем роз), я очень люблю свою профессию и не стесняюсь в этом признаться».

Что отличает работу О. Ю. Дубовой? Прежде всего системный подход в преподавании русского языка: стремление показать учащимся внутреннюю связь лингвистических явлений, истории языка и его современного состояния, подача нового материала с опорой на ранее известное школьникам. О. Ю. Дубовая широко внедряет в практику преподавания интерактивные компьютерные таблицы, которые являются современной модификацией наглядных пособий по русскому языку (опытом создания и работы с ними Ольга Юрьевна делилась на страницах журнала). Прекрасно владея компьютером, она широко использует его возможности не только на этапе объяснения нового материала, но и на этапе повторения, систематизации и обобщения, особенно в старших классах. Работа с таблицами помогает учителю показать связи языковых явлений, развивает логическое мышление учащихся, их внимание, память.

О. Ю. Дубовая считает, что уровень образования в гимназии должен отличаться от уровня образования в обычной школе: «Мы должны обучать прак-

тическим навыкам письма и речи (пишу и говорю правильно), пониманию системы языка (что такое части речи, как они функционируют в языке, из чего состоит слово и как оно образуется и т.д.), его коммуникативной функции (понимаю исходный текст, его проблемы, принципы построения, авторскую позицию и т.д. и могу создавать свой, понятный, красивый текст). Но мы должны формировать у учащихся и навыки научного мышления». Так, ученики О. Ю. Дубовой осваивают не традиционный разбор слова по составу, а мор-фемно-словообразовательный разбор, требующий анализа морфем, объяснения их лексического и грамматического значения, сопоставления. Другими словами, учение выводится на уровень овладения инструментом научного мышления («учимся анализировать факты, ставить проблему, аргументировать, делать выводы и пр.»), когда нужно не просто ответить на вопрос, но и обосновать свой ответ.

Например, производя морфемно-сло-вообразовательный разбор слова неподвижный, ученики строят свое рассуждение так:

Непо&вижЯьш I— имя прилагательное: \-ый\ — полное окончание прилагательных, гр. значение: ед. ч., м.р., И.п.;

— основа простая, производная, без разрыва; "5виж- — Ътикение, 'двигатель-, историч. чередование г//ж;

не1- — приставка, имеет значение отрицания: ^неплохой, нёзлощ

Ш— приставка, имеет значение многократности действия, придает глаголу значение совершенного вида: пддвигать, пдлететь, Шплясать;

-й- — словообразовательный суффикс прилагательного: томйый, земйой.

Неподвижный — ¡подвижней (приставочный способ образования).

Подобный вариант разбора проводится в 1Х—Х1 классах, но школьники начинают готовиться к такой работе гораздо раньше.

О. Ю. Дубовая уделяет большое внимание развитию умений школьников находить, объяснять роль и, главное, — использовать в собственном высказывании (устном и письменном) средства выразительности языка.

Вот на уроке анализа художественного текста в IX классе проводится лекси-

ческий диктант, который состоит из двух частей. Приведем задания.

1. Запишите термины, определив их по значению.

I) Перенос свойств и признаков живого существа на неживой объект (олицетворение); 2) намеренный разрыв предложения на части или отдельные слова (парцелляция);

3) расположение слов и выражений по восходящей или нисходящей значимости (градация); 4) порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок (инверсия); S) прием, в основе которого лежит намеренный пропуск союзов (бессоюзие) и т.д.

2. Дайте формулировку терминов:

I) оксюморон; 2) литота; 3) метафора;

4) синтаксический параллелизм; S) аллитерация; 6) анафора.

Коллективно составляется таблица (она записывается в тетрадях):

Изобразительно-выразительные средства языка Тропы

— использование слов и выражений в переносном значении в целях создания художественного образа.

Эпитет

Фигуры

— особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.

Выразительные средства фонетики

Далее учитель читает часть V из произведения М. Горького «Сказки об Италии», рассказывает об истории его создания. Затем ученики записывают следующий отрывок (учитель предупреждает их об авторских знаках препинания):

Город лег на землю тяжелыми грудами зданий, прижался к ней и стонет и глухо ворчит. Издали кажется, как будто он — только что разрушен пожаром, ибо над ним еще не угасло кровавое пламя заката и кресты его церквей, вершины башен, флюгера — раскалены докрасна.

Края черных туч тоже в огне, на красных пятнах зловеще рисуются угловатые куски огромных строений; там и тут, точно раны, сверкают стекла; разрушенный, измученный город — место неутомимого боя за счастье — истекает кровью, и она дымится, горячая, желтоватым удушливым дымом.

После разбора предложений учитель проводит коллективную работу по анализу средств художественной выразительности языка (нахождение их в данном фрагменте, объяснение места и роли). В заключение урока учащиеся пишут рецензию на весь рассказ М. Горького (обучение рецензии проводилось ранее). Приведем пример ученической работы:

Рассказ М. Горького — это гимн человеку, верящему в свою силу, свое могущество преобразователя мира. Антитеза положена в основу рассказа: маленький мальчик — и огромный, грозный город, который «охвачен томительным желанием видеть себя красиво и гордо поднятым к солнцу. Он стонет в бреду многогранных желаний счастья, его волнует страстная воля к жизни...». Два этих героя совершенно различны, но оба одухотворены и связаны друг с другом настоящим и будущим.

Изображая город как нечто живое, автор использует прием олицетворения (предложения 18, 19). Великолепные, яркие эпитеты («сиротливо разбросанные дома», «томительным желанием», «гордо поднятым к солнцу», «темное молчание людей») не только украшают текст, но и делают его ярче, возвышенней, романтичнее. Но главным языковым средством создания образа в тексте являются метафоры («черной мантией забвения», «серая сеть зданий», «тихие ручьи приглушенных звуков»).

Построение предложений у М. Горького также необычно. Здесь много авторских тире (см. предложение 14, конец 17-го предложения), среди многочисленных рядов однородных членов мы видим использование градации («Расплавились, исчезли кресты, флюгера и железные вершины башен, город стал ниже, меньше и плотнее прижался к немой земле»).

Рассматривая средства выразительности в этом рассказе, мы понимаем не только авторский замысел, но и особенности стиля Горького, необычайного романтика, верящего в Человека и передающего свою веру читателям.

Воспитанники гимназии, считает О. Ю. Дубовая, обязательно должны уметь защищать рефераты, конкурсные и исследовательские проекты, принимать участие в работе одного из предметных кружков, факультативов или элективных курсов. Внимание к этим видам учебной деятельности дает высокие качественные результаты: переводные выпускные экзамены показывают устойчивую положительную динамику в знаниях учащихся; 75% учащихся успевает по русскому языку на «4» и «5»; за последние десять лет не было ни одной окружной олимпиады по русскому языку и литературе, интеллектуального марафона, в которых воспитанники Ольги Юрьевны не получили бы призовых мест.

Уроки О. Ю. Дубовой отличаются высоким уровнем педагогического мастерства. На них всегда царит атмосфера благожелательности и сотрудничества, каждый ученик включается в активную практическую познавательную деятельность.

Ольга Юрьевна постоянно повышает свой профессиональный уровень. О широте ее педагогических интересов свидетельствуют темы, над которыми

она работала в течение последних пяти лет: «Методические основы школьного педагогического образования», «Внедрение этнокультурного компонента в изучение курса русского языка и литературы», «Самостоятельная познавательная деятельность учащихся на уроках русской словесности». В процессе работы над этими темами О. Ю. Дубовой были даны многочисленные открытые уроки для учителей округа, коллег из школ РФ.

Участвуя в эксперименте по переходу на профильное обучение, она разработала варианты тематического планиро-

вания, создала ряд дидактических материалов для учащихся профильных классов. Всем этим Ольга Юрьевна активно делится с коллегами, регулярно выступая на окружных методических семинарах.

Ольга Юрьевна Дубовая неоднократно награждалась грамотами Управления образования Северо-Западного административного округа, Московского департамента образования. В 2008 г. за добросовестный труд и большой вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения она была награждена грантом мэра Москвы.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком