научная статья по теме ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЯПОНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЯПОНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»

Культура

Об особенностях японского национального

характера

© 2014 К. Воркина, О. Железняк

Статья посвящена изучению особенностей японского национального характера. Рассматриваются природные, географические, историко-психологические, социально-экономические и политико-культурные факторы, оказавшие влияние на его формирование.

Ключевые слова: Япония, японский национальный характер, черты характера.

У слова «характер» существует множество определений. «Большая советская энциклопедия» определяет характер (от греч. «character») как отпечаток, признак, отличительную черту. В психологии — целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее «тип», «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения. А в словаре русского языка C. Ожегова, характер определяется как «совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении».

Центральным объектом нашего исследования будет некоторая социально типическая для японской культуры личность, точнее культурно-типическая личность, детерминированная социально-экономическими условиями, то есть базисный для японской культуры тип, носитель определенных теоретических представлений и субъект с характерным для данной культуры образцом организованной деятельности. Базисный для данной культуры тип личности понимается нами как склонности, установки, способы общения с другими людьми и т.п., которые делают личность максимально восприимчивой к определенной культуре и позволяют ей достигать адекватной удовлетворенности и устойчивости в рамках данного социума.

Японский национальный характер — это сложный комплекс различных, но тесно связанных, переплетающихся между собой черт. Благодаря этому представления о нем колеблются в пределах двух различных стереотипов. Их существование подтвер-

Воркина Ксения Сергеевна, аспирантка ИДВ РАН. E-mail: ksenya_japan@mail.ru. Железняк Оксана Николаевна, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Центра исследований Японии ИДВ РАН. E-mail: tiknak7@mail.ru.

ждается имеющимися в литературе фактами, тяготеющими к двум способам восприятия Японии. Первое восприятие Японии можно выразить словами И. Эренбурга: «Япония была страной самураев, жаждущих рубить и крушить, страной харакири и пыток, коварства и жестокости, беспрекословного повиновения и дьявольской хитрости»1. А второе — словами Т. О'Конроя: «Впечатления, полученные мною от Японии, были сначала смутны: цветы лотоса и вишни, приятный энергичный народ, простой и трудолюбивый и невероятно деятельный; восхитительные женщины; жизнь, напоминающая арабскую сказку; карликовые деревья; изящная живопись цветов и насекомых; волшебное царство наяву»2.

Такая полярность черт японского национального характера объясняется особенностью процесса формирования специфического для японцев мировосприятия. Если вспомнить многообразие идей синтоизма, даосизма, конфуцианства и буддизма, под влиянием которых происходило формирование и развитие японского национального характера, то видимая несочетаемость этих черт исчезнет, а наличие противоречий в целостном образовании, которое он собой представляет, станет вполне оправданным и даже закономерным.

Так, синтоистская идея поклонения красоте природы настраивает японца на ее чуткое и тонкое восприятие. А положение синтоизма о божественном происхождении японской нации, с одной стороны, доказывает отношение японцев к самим себе как к потомкам богов, тем самым оправдывая все их поступки, будь то разрушение или созидание. С другой стороны — дает японцам осознать себя частью божественного мира и восторженно относиться к любым его проявлениям. Идея буддийской философии о возможности перерождения — реинкарнации — воспитала в японцах несколько иное, чем у европейцев отношение к смерти. Буддийская доктрина мудзё с ее утверждением непостоянства и изменчивости мира заставляет японцев искать красоту везде и во всем. Тем не менее, в японском национальном характере можно одновременно найти жестокость и доброту, храбрость и предательство, хладнокровие и сострадание, презрение к другим народам и вместе с тем — очень внимательное отношение к их достижениям, стремление к заимствованию всего лучшего, созданного другими народами. Все это успешно сосуществует в нем. Это обусловлено спецификой формирования самого японского мировосприятия, испытавшего на себе влияние множества порой даже противоречащих друг другу идей.

До сих пор ученые пытаются понять, что лежит в основе японского национального характера, в каких условиях началось его формирование, что стало движущей силой его развития, как шел процесс формирования его специфических черт, и как происходило становление «японской» личности.

Проблему японского национального характера изучали С. Маркарьян, Э. Мо-лодякова3, А.Е. Жуков4. Выдающийся вклад в его изучение внесла американская исследовательница Р. Бенедикт, написав книгу «Хризантема и меч: модели японской культуры»5. О некоторых особенностях японского национального характера рассказывает в своей книге «Япония в поисках новой идентичности» современный российский социолог C.B. Чугров 6

Попробуем выяснить, каковы основные черты японского национального характера. Для этого, во-первых, выясним, какие факторы стали той основой, на которой начал формироваться японский национальный характер; во-вторых, перечислим его основные черты, которые сформировались под воздействием этих факторов; и в-третьих, составим портрет среднестатистического японца, перечислив основные черты его характера.

Давая характеристику любому национальному характеру, следует учитывать всю совокупность природных, географических, биологических, мифологических, исторических, социально-экономических, политических и культурных факторов, которые оказывали влияние на его формирование.

Все особенности японского национального характера можно подразделить на три большие группы: общеэтнические, черты группового поведения и обыденно-житейские.

К общеэтническим особенностям относятся любовь к Природе, естественность, сильно развитое эстетическое чувство, этноцентризм, приверженность традициям и одновременно способность к заимствованиям, а также трудолюбие и практицизм.

Любовь японцев к Природе обусловлена особенной красотой той природной среды, которая их окружает. На японских островах, вытянувшихся с севера на юг на 3400 км, существует удивительное разнообразие природных и климатических условий, ярко выраженное изменение температур, ветров, смена времен года. Климат в различных районах Японии имеет существенные отличия. На самом северном острове Хоккайдо, север и центр Хонсю — умеренный пояс, юг о. Хонсю — острова Сикоку и Кюсю — субтропический пояс, северная часть островной группы Рюкю и юг о. Рюкю — тропики. Значительно смягчает климат — теплое океаническое течение Куро-Сио.

В Японии уникальная природа, отличающаяся большим разнообразием ландшафтов, флоры и фауны. Японцам же свойственно объединять себя с природой, осознавать себя ее частью. Они всегда стремились жить в единстве и гармонии с природой, оставаться ее частью

Формирование в японском национальном характере такой традиционной черты, как естественность, естественная близость к природе, многие культурологи связывают, как правило, с активной ролью географической среды, благоприятствующей развитию в Древней Японии естественных промыслов, таких как охота, сбор плодов, полезных растений, а позднее и земледелия. Постоянная изменчивость климатических условий и разнообразие рельефа местности с течением времени способствовали развитию «повышенной чувствительности», утонченной эмоциональной восприимчивости японцев в противоположность культуре народов западной цивилизации, с ее сухим рационализмом, строгим разделением на субъект и объект и т.д.7 Представителям западной культуры, и носителям русского национального характера характерно стремление противопоставить себя природе, покорить ее, стать ее хозяином.

Все это порождает «необыкновенную привязанность японцев к природе, формируя своего рода культ природы, отраженный в религии, календарных обрядах и обычаях, в эстетических принципах. Для японцев характерны соотнесенность жизни с природным циклом, созерцательное восприятие природы»8. Такое отношение сохраняется устойчивыми традициями синтоизма, а также пришедшими в Японию идеями даосизма, конфуцианства и буддизма.

Гармонии ва японцы придают большое значение. Они всегда, везде и во всем стремятся найти золотую середину, пытаются достичь гармонии — ва. Понятие ва сопровождает японскую цивилизацию с ее зарождения. Существует мнение, что приверженность японцев к ва, связана с формированием основ (канонов) национальной религии японцев синто в конце IV — начале V веков как своеобразной религии, восходящей к примитивным культам природы и предков, что стало первым этапом, на пути формирования и оформления японского эстетического миропонимания в некую целостность. Синто обожествляет красоту природы, подчеркивая ее уникальность9. Более того, одним из важнейших догматов синто является соблюдение гармонии.

Справедливо признать, что японский национальный характер — сложное явление. Доминирующей и организующей его чертой является своеобразный эстетизм. Именно он является организующим стержнем японского национального характера, и как специфически развитое эстетическое чувство в той или иной степени содержится в каждой его черте и оказывает на каждую из них существенное влияние.

Характеризуя свойственный японцам эстетизм, известный японский ученый Тэ-цудзо Таникава отмечает: «именно эстетическое чувство — основа японского национального характера, именно та кардинальная черта, вокруг которой группируются все осталь-

ные»10. Поэтому японец стремится видеть Красоту везде и во всем. Японцы говорят, что красота — это то, что вызывает ощущение гармонии разума и чувства, красота — это истина, добро и радость.

При всей своей видимой красоте природа Японии о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком