научная статья по теме ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АНГЛИЙСКОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ XIX В 23 Философия

Текст научной статьи на тему «ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АНГЛИЙСКОЙ КОНСЕРВАТИВНОЙ МЫСЛИ XIX В 23»

Обоснование социальной политики в английской консервативной мысли

XIX в.

В.А. ПОДОЛЬСКИЙ

В статье рассматриваются идеи, предлагаемые для обоснования социальной политики английскими консерваторами XIX в. Статья содержит краткую информацию о феномене социальной политики, историю становления и осмысления социальной политики в Англии, описание возникновения английского консерватизма, а также обзор взглядов ключевых представителей английской консервативной мысли XIX в. В статье оценивается актуальность идей английских консерваторов в современном дискурсе и их применимость на практике.

The article examines the ideas offered for social policy justification by English conservative thinkers of XIX century. The article contains brief information on social policy phenomenon, the history of English social policy formation and perception, description of English conservatism formation, and survey of the views of key English conservative thinkers of XIX century. Relevance of ideas offered by conservative thinkers is estimated in the article, along with their practical applicability.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная политика, консервативная мысль, тори, законы о бедных, собственность, государственное вмешательство.

KEY WORDS: social policy, conservative thought, Tories, the Poor Laws, property, state interference.

Выбор темы настоящего исследования обусловлен актуальностью вопроса осмысления места социальной политики в современном мире. В каком виде она возможна в условиях финансово-экономического кризиса развитых стран конца первого - начала второго десятилетия XXI в.? Может ли общество, тратящее ресурсы на проведение социальной политики, оставаться конкурентоспособным? Какие подходы могут оказаться перспективными, а какие - заведомо неудачными? Какое философское обоснование социальной политики будет наиболее убедительным для общества? Ответы на эти вопросы может дать исторический опыт Англии и теоретико-философский опыт консерватизма. Наследие консерватизма заслуживает пристального внимания, поскольку ряд важных особенностей социально-экономической обстановки в Англии XIX в., с кото-

© Подольский В.А., 2015 г.

рыми сталкивались консерваторы, во многом воспроизведен в современности. Пособия для нуждающихся, всеобщее здравоохранение, бесплатное образование и другие формы социальной политики, привычные жителю Европы со второй половины XX в., пробивались к жизни в ходе длительной борьбы интересов и идей. С одной стороны, именно активность нуждающихся принудила власть имущих принимать меры по модификации правил распределения прибавочного продукта. С другой, выстраивание структуры социальной политики стало плодом длительной рефлексии и эволюции или, вернее, революции взглядов элит.

На этом фоне происходила конкуренция консервативной и либеральной партий Британии. Если либералы вскоре после перехода от утилитаризма и идеологии laissez-faire к социальному либерализму прекратили существование как партия (власть для трудящихся сменилась властью трудящихся) [Мюрберг 2009, 37-39, 60], то консерваторы, усвоив многие либеральные постулаты, перешли в новый век [Грин 2002, 1]. Между тем, как отмечают некоторые авторы [Уэйс 1977, 7], о консерватизме написано гораздо меньше, чем о либерализме, что также делает консерватизм перспективным объектом изучения.

Среди ключевых консервативных авторов новейшего времени можно упомянуть Р. Кирка, М. Оукшота, П. Бьюкенена, С. Хантингтона, Р. Скратона, Р. Нисбета. О консерватизме писали такие авторы, как Р. Блейк, Э. Робертс, Э. Грин, Н. О'Салливан, П. Вирек, а также отечественные авторы М.М. Федорова, Б.Г. Капустин, А.Н. Мочкин, А.Г. Мыслив-ченко, В.И. Шамшурин, А.М. Руткевич, В. Гусев.

Наиболее яркие представители английской консервативной мысли XIX в., исследованию идей которых посвящен настоящий текст, это Т. Карлейль, С.Т. Кольридж, У. Ворд-сворт, Р. Саути, Д.Г. Ньюман, Р. Пиль, Б. Дизраэли, Х. Гаскойн-Сесил и др1.

Феномен социальной политики

Автор концепции "социального государства" - немецкий мыслитель Лоренц Фон Штейн, философ, экономист и историк. Наиважнейший элемент концепции Штейна -идея надклассовой роли государства, которое служит арбитром в разрешении классовых противоречий и не дает ни одному классу угнетать другие классы и нарушать общественный мир. В 1941 г. У Темпль ввел категорию "Welfare State" [Милецкий 1998] (как противоположность немецкого "Warfare State"), с тех пор это выражение используется для описания государства с активной социальной политикой.

Хотя формы социальной политики, предполагающие равный доступ всех граждан к благам, - феномен новейшего времени, идущий от Бисмарка [Травин, Маргания 2004, 443; Тэйлор 1967, 203] и похожих программ в Британии, практики обеспечения прожиточного минимума государством прослеживаются на протяжении всей письменной истории: в Индии - см. [Каутилья 1999], в Вавилоне, в Византии2, в Англии, в Пруссии -см. [Хеннок 2007, 1].

Говоря о европейской политической традиции, вспомним, что еще со времен Платона авторы не уставали писать, что устойчивость государству гарантирует умение согласовывать противоположные интересы. Знаменитый диспут с Фрасимахом примечателен тем, что в нем описана несложная, но часто игнорируемая как исследователями, так и политиками идея: "не может быть благополучия элиты без минимального благополучия граждан" [Шамшурин 1994, 104]. Именно поэтому английский опыт представляет для нас большой интерес: британский парламент стал эффективным инструментом в деле урегулирования контрарных, а зачастую, и контрадикторных интересов различных классов, с одной стороны [Сесил 1912, 155], и средством оперативного реагирования на динамичное изменение ситуаций на местах, с другой.

В современном обществе классовое разнообразие не только не исчезло, но и многократно усложнилось. Отсюда серьезнейшая проблема социальной политики: учет всех наличествующих интересов и их согласование [Тихомиров 2006, 455]. Сложившиеся в

Европе формы социальной политики, в общем и целом, справлялись с ней - в условиях, когда в большой степени за европейское "изобилие" отвечала доступность ресурсов. Однако с началом кризиса обострилась проблема старения населения и роста нагрузки на налогоплательщиков; правительства вынуждены "сворачивать" существующие программы социальной политики - поднимать пенсионный возраст, сокращать дотации на образование, урезать льготы и т.д., не имея возможности продолжать прежнюю социальную политику3.

Крупный теоретик социальной политики фон Шмоллер отмечал, что если экономические интересы разъединяют общество, то нравственные его объединяют [Смолл 1915, 504-531]. Утверждение, что социальная политика - феномен этический, а не экономический, может показаться парадоксальным, но знакомство с философским опытом консерватизма позволяет подтвердить право данного суждения на существование.

Возникновение консерватизма, политическая мысль и восприятие социальной

политики

Чаще всего консерватизм описывают как реакцию на вызов существующим устоям [Хантингтон 1957, 454-455] и "философию несовершенства" [О'Салливан 1983], то есть скептицизм относительно введения новых, априорно осмысленных, но неопробованных общественных отношений, разрывающих связь общества с его прошлым и не основанных на традиции. Консерватор дорожит существующей социальной структурой и призывает, в случае ее неэффективности, не рушить ее, но адаптировать к представлениям о должном [Скратон 1980, 50; Федорова 2008, 388]. Поэтому консерватизм с осторожностью относится к избыточному государственному вмешательству и защищает идею "ограниченного правления", то есть различения государства и общества.

Хотя в числе основоположников английского консерватизма нередко упоминают англиканского священника Ричарда Хукера и маркиза Галифакса, обычно "отсчет" ведется от работы Эдмунда Берка "Размышления о революции во Франции". Как считают многие исследователи и, в частности, Н. О'Салливан, консерватизм как идеология возник в качестве реакции на идеи Французской революции и был впервые оформлен и зафиксирован именно Э. Берком, обсуждавшим проблему создания нового общественного порядка на основании идеалов "свободы, равенства и братства". Помимо комплексной оценки событий во Франции и описания категорий, отношений и методов, которые впоследствие займут ключевое место в консервативном дискурсе (опора на опыт, неприязнь к радикальным переменам, скепсис относительно умозрительного конструирования способов государственного управления, идеал иерархии и т.д.), Берк в указанном сочинении выводит общие представления о функциях государства, в том числе социальных. Так, Берк предлагает оценивать эффективность деятельности власти по увеличению численности, благосостоянию и сплоченности населения на управляемой территории. При этом предметом особой заботы властей Берк считал собственность как ключевое средство обеспечения свободы личности [Шамшурин 1994, 107] и отмечал важность выполнения государством своих обязанностей в деле сохранения собственности посредством социальной политики [Берк 1993].

Впрочем, консерватизм, как и либерализм, вплоть до второй половины XIX в. со сдержанным энтузиазмом относился к мерам по активной институционализации социальной политики. Герберт Спенсер объясняет это соблюдением принципов свободы: если индивид тратит деньги на благотворительность по своему усмотрению, то на социальную политику расходы за него несет государство, ограничивая свободу выбора [Спенсер 1985, 13]. Консерваторы убеждены, что индивиды должны подчиняться самоограничению, а не границам, устанавливаемым государством [О'Салливан 1983].

Это означает, что в философском смысле свобода - ключевое понятие, формирующее фундамент консервативной мысли. Другими основополагающими категориями являются право и собственность. Хотя контекст социальной политики создают преимущественно

такие понятия, как справедливость и равенство, выглядящие периферийными в консервативной мысли, можно утверждать, что названные базовые категории консерватизма производят и эти понятия.

Что касается понятия "собственность", о

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком