научная статья по теме ОБРАЗ КУБЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И СМИ РОССИИ И США Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ОБРАЗ КУБЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И СМИ РОССИИ И США»

Д.Р.Ярулина

Образ Кубы

в художественной культуре и СМИ России и США

Статья подготовлена на основе доклада на юбилейной конференции ИЛА РАН «Иберо-Америка и становление полицентрического мира» и посвящена сравнительному изучению образа Кубы, сложившемуся в художественной культуре и СМИ России и США с момента победы кубинской революции по настоящее время. Установлено, что особую роль в формировании образа Кубы сыграли метафоры. Выявлены универсальные и специфические метафорические модели, наличие которых обусловлено своеобразием культуры, национальным менталитетом, а также политическими и идеологическими факторами.

Ключевые слова: кубинская революция, Че Гевара, культура, идеология, политика, образ, метафора.

Несмотря на то, что кубинской революции, российско-кубинским, американо-кубинским связям посвящено огромное количество исследований, тема, к которой автор обращается в данной статье, практически не изучена, а то обстоятельство, что отношения между названными странами находятся, можно сказать, на пороге перемен, делает ее весьма актуальной. Сравнительное исследование образа Кубы в художественной культуре и СМИ России (СССР) и США с 1959 г. по настоящее время позволяет оценить роль политики и идеологии в его формировании.

Закономерно, что у нас интерес к Кубе вплоть до 1959 г. был минимальным — слишком далекой, чуждой и неизвестной была эта страна. Все кардинально изменилось после победы революции на карибском острове в январе 1959 г. Начиная с акта признания Революционного правительства Республики Куба, опубликованного в газете «Правда»1, события в этой стране, а также визиты в СССР первых лиц молодого государства регулярно освещались в прессе, о Кубе писали много и подробно. Этот интерес подогревался тем обстоятельством, что СССР, взяв ее под свою опеку, осуществил, можно сказать, свое идеологическое, экономическое и военное проникновение на американский континент. К тому же отношение к социа-

Динара Руфатовна Ярулина — аспирантка факультета иностранных языков и ре-гионоведения Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова

(jardina@mail.ru).

листической Кубе в немалой степени определялось тем образом Острова Свободы, который был выпестован в официальной пропаганде и в культуре СССР.

Так, писатель и публицист Генрих Боровик после командировки на Кубу в 1960 г. печатает в журнале «Огонек» серию очерков. Он, в частности, писал: «Езжу по всей Кубе, абсолютно влюбляюсь в эту революцию. Потому что для нас эти молодые люди, которые совершили революцию — искренне, без бюрократии, настоящую, как мы думали, социалистическую революцию, — были примером для всех, мечтой о будущем»2. Спустя год, вместе с кинорежиссером Романом Карменом Г.Боровик снимает документальный фильм «Пылающий остров» (1961), обошедший экраны многих стран мира. В 1963 г. поэт Евгений Евтушенко пишет поэму в прозе «Я — Куба»3, на основе которой по его же сценарию в 1964 г. режиссер Михаил Калатозов создает одноименный советско-кубинский фильм*. Картина ставилась по заказу партийного руководства для идеологической пропаганды, однако ни кубинским, ни советским лидерам она не понравилась, и ее предали забвению. В Москве и Гаване фильм критиковали за то, что он получился чересчур шаблонным, пафосным и недостаточно революционным. Сорок лет спустя, купив права у «Мосфильма», Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола в 1995 г. впервые представили картину американцам. На этот раз зрителями и критиками она была оценена как высокохудожественное, инновационное произведение.

Отметим, что в образах самой Кубы и лидеров кубинской революции, созданных пером советских писателей, превалировала идеологическая составляющая. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в монографиях Иосифа Ромуальдовича Лаврецкого «Эрнесто Че Гевара» (1972) из цикла «Жизнь замечательных людей», Григулевича (настоящая фамилия Лаврецкого) — «Эрнесто Че Гевара и революционный процесс в Латинской Америке» (1984) и Валерия Алексеевича Алексеева — «Скромный кондотьер: Феномен Че Гевары» (1991). Однако в поэзии образ команданте Че, оставаясь внутри идеологических схем, приобретает ярко выраженную мифоло-гичность. Вспомним, что героический миф — это миф о рождении, уходе, смерти и возрождении героя, в котором воплощены чаяния определенной части социума. Чтобы показать мифологический механизм обретения бессмертия, который в иносказательном смысле повторяется Че Геварой, обратимся к известной поэме Евгения Долматовского «Руки Гевары»(1972). Как и полагается герою классического мифа, Че Гевара оставляет руководящие государственные должности на Кубе и отправляется делать революцию сначала в Конго, а затем в Боливию, и этот уход почти никем не понят:

«Зачем исчез однажды из Гаваны,

Сложив с себя высокие посты?

Зачем? Зачем? Зачем?

Да разве черви

Когда-нибудь могли понять орлов»!4

* См. Д.И.Синицина. Кубинская революция и кино. «Я — Куба» Михаила Калатозова и «Ремесло XX века» Гильермо Кабреры Инфанте. — Латинская Америка, 2010 г., № 2.

Далее в поэме четко прослеживается мифологическая схема — Че Гева-ра умирает в прошлой жизни:

«Его расстреливали душной ночью... Потом рубили руки И галдели

Затем, чтобы не слышать хруст костей»5,

а потом ритуально возрождается в мифическом образе героя-сверхчеловека:

«Исчез — и оказался вдруг в Гаване И, перелистан всеми на миру, Печальными и чистыми словами Затрепетал, как знамя на ветру. И после заточенья и разлуки Путями, не известными пока, Вернулись заспиртованные руки Вослед за возвращеньем дневника»6.

Этот образ героя нашел законченное выражение в «кубинском» цикле стихов, созданных Евгением Евтушенко в 1964 г., который завершается следующими строками, символизирующими бессмертие Че:

«Но мятежные руки мучачос — это руки твои, команданте, и никто отрубить их не сможет, а отрубят — вырастут снова»7.

Здесь же поэт с горечью пишет об обратной стороне «мифа о Че» — превращении Че Гевары в поп-культурную икону, в торговый бренд:

«Команданте, тобой торгуют, Набивая цену повыше, И твое дорогое имя Продают задешево слишком. Ты был пламенем чистым при жизни. В дым тебя превращают, и только. Но ты пал, команданте,

Во имя справедливости, революции — не затем,

Чтобы стать рекламой

Для коммерции «левого» толка»8.

Тема разочарования из-за предательства идеалов команданте снова звучит в более поздней поэме Евтушенко «Фуку» (1985):

«Люди танцуют одной ногою, Не зная, куда им ступить другою. Не наступите, ввалившись в бары, На руки отрубленные Че Гевары»!9

Причину бессмертия Че поэт видит в том, что обществу необходим культ великого, совершенно бескорыстного, романтичного, доблестного борца, павшего за идеалы:

«Люди отчаянно изголодались По некрысиности, неубиванью! Изголодались до невероятия По некастратии, небюрократии! Как ненавидят свою голодуху Изголодавшиеся по духу! В очередь эту встают все народы Хоть за полынной горбушкой свободы. И, послюнив карандашик с заминкой, Вздрогнув, я ставлю номер зиминский На протянувшуюся из Данте Руку отрубленную команданте»10.

Распад Советского Союза и последовавшее за этим резкое охлаждение российско-кубинских отношений повлекли за собой заметный спад интереса к Кубе. В этот период практически не было создано произведений, посвященных данной тематике, за исключением монографии Владимира Алексеевича Бородаева и Николая Сергеевича Леонова «Фидель Кастро: Политическая биография» (1998). В постсоветскую эпоху образ Кубы в России утрачивает идеологическую составляющую и уходит из художественной культуры в прессу, которая, по понятным причинам, о Кубе пишет редко и, скажем так, не особо доброжелательно. Обратимся к весьма авторитетным изданиям, отражающим практически весь политический спектр России: «Аргументы и факты», «Независимая газета», «Коммерсант», «Парламентская газета», «Известия», «Комсомольская правда», «Российская газета». Так как в прессе одним из важнейших выразительных средств является метафора, то представляется интересным проанализировать метафорические модели в масс-медийном дискурсе России, типичные при образной номинации и характеристике Кубы. В образе Кубы явно проступают метафорические стереотипы, сформированные еще в советской прессе, и эта закономерность проявляется в публикациях «Российской газеты», «Комсомольской правды», «Известий»: «Куба — Остров Свободы»11, «Куба — остров зари багряной»12, «Фидель — живая легенда»13. Дореволюционную Кубу времен правления Батисты часто называют «плавучим борделем США»14, «американской сахарницей»15, «задним двориком США»16, а после революции остров превращается в «непотопляемый авианосец СССР»17. А в таких изданиях, как «Независимая Газета», «Коммерсант», встречаем метафоры, характеризующие репрессивное общество: «Куба — заповедник ортодоксального комму-низма»18, «Фидель Кастро — динозавр коммунизма»19, «Фидель — кубинский Сталин»20, «Куба — остров ГУЛАГ»21.

В настоящее время интерес к объективной информации о том, что происходит на Кубе, возрос, и частота освещения кубинской тематики в СМИ заметно увеличилась. В характере публикаций прослеживается главный принцип: рассматривать все, что связано с Кубой, сквозь призму собственных прагматических интересов. С позиций «а что это значит для нас?»

оцениваются самые разнообразные аспекты кубинской действительности, начиная с внешнеполитических инициатив и заканчивая внутренними делами. В качестве примера можно привести статьи «Россия — Куба: к новой модели сотрудничества»22 и «Почему США теряют Латинскую Америку, а Россия ее может найти»23. Следующий распространенный постулат, из которого исходит ряд изданий, — это нарушение прав человека на Кубе. Красноречивые названия статей говорят сами за себя: «Куба не пустит комиссию ООН по правам человека»24, «Мы устали бояться. Куба: рывок в будущее или откат в прошлое?»25. Что касается вопроса, вынесенного в заголовок последней статьи, то, автор, отвечая на него, вынужден признать, что «конечно, в таких сферах, как политические свободы, правовая защищенность, обеспеченность бытовыми благами, «реальный социализм» был гигантским шагом назад от рыночной

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком