научная статья по теме ОБРАЗ СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «ОБРАЗ СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2014 • № 1

российский ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В.А. КАСАМАРА, А.А. СОРОКИНА

Образ СССР и современной России в представлениях студенческой молодежи

Данное исследование посвящено представлениям молодого поколения о Советском Союзе и современной России. Респондентами стали 100 студентов из ведущих московских вузов. Почти все они были рождены после распада СССР, поэтому имеют достаточно смутные представления о советской реальности. Результаты исследования показывают, что образ Советского Союза, положительный у многих студентов, в большинстве случаев коренным образом отличается от образа современной России, который часто оказывается отрицательным.

Ключевые слова: коллективная память, образ Советского Союза, ностальгия по советскому прошлому, Сталин, политические представления студентов.

The research is focused on the image of the Soviet Union and that of its successor - the Russian Federation - in the Russian youth's mind. The participants of the poll were 100 students from the leading Moscow universities. They were born after the Soviet Union collapse, so the majority of them has a very obscure idea of the Soviet reality.

The results of the research show that the image of the Soviet Union mostly drastically differs from that of Russia in young people's mind. It is positive in the first case and negative in the second one.

Keywords: collective memory, image of the Soviet Union, Soviet Nostalgia, Stalin, students' political views.

Трансформация политических режимов из тоталитарных в демократические - не только процесс создания новых институтов, новых правил игры, но и обучение жизни по этим правилам. Общество не только переходит от плановой экономики к рыночной, от безальтернативных выборов к свободным, от жесткой цензуры в СМИ к плюрализму мнений, но и учится жить в конкурентной среде, проявлять инициативу и нести ответственность за свои поступки. Страны по-разному переживают демократический транзит (переход от тоталитарных/авторитарных режимов к демократии), но важным для глубокого осознания этого процесса становится анализ политических представлений граждан, живущих в переходное время. В частности, важно понимать, как граждане оценивают прошлое: как относятся к политическому режиму и значимым

Касамара Валерия Александровна — кандидат политических наук, заведующая Лабораторией политических исследований Национального исследовательского университета—Высшей школы экономики (НИУ—ВШЭ), доцент кафедры прикладной политологии НИУ—ВШЭ.

Сорокина Анна Андреевна — младший научный сотрудник Лаборатории политических исследований НИУ—ВШЭ, преподаватель кафедры прикладной политологии НИУ—ВШЭ.

историческим личностям, какими событиями они гордятся, и т.п. Ведь политические представления о прошлом, коллективная память1 поколений во многом определяют отношения к настоящему и будущему, а следовательно, влияют на готовность граждан учиться новым правилам игры. А так как жить по этим новым правилам предстоит в основном молодому поколению, то именно эта группа становится объектом пристального внимания исследователей, занимающихся общественными представлениями.

По мнению Э. Мейера, в большинстве своем в рамках политической науки коллективная память исследуется настолько, насколько ее изучение связано с усилением демократических институтов и формированием демократического сознания. Так или иначе, при демократическом транзите встает вопрос, как относиться к прошлому, у каких институтов есть приоритетное право на его интерпретацию и может ли это право вообще существовать [Meyer, 2010].

В своей статье А. Ланджинол, анализируя роль политических представлений о прошлом при демократическом транзите, также приходит к выводу: чтобы демократия устоялась, необходимо не только создать новые институты, но и укоренить их в сознании граждан. при этом особенно важно, как в новых демократических государствах относятся к преступлениям старого режима, есть ли у нового поколения чувство вины за ошибки прошлых поколений и насколько переосмысливается прошлое для того, чтобы допущенные ошибки не повторялись. И в данном случае показателен пример современной демократической Германии, которая полностью признала вину за нацизм и до сих пор несет ответственность за все совершенные преступления. Похожий пример связан с США, которые извинились за многолетние годы рабства. По мнению автора, "моральное чувство вины" может быть одним из оснований для консолидации общества во время демократического транзита. В то же время, серьезным препятствием на пути к демократической консолидации может быть память о великих победах и достижениях, на фоне которых забываются и отрицаются все ошибки. Автор приводит в пример коллективную память в постсоветской России, в которой весомую роль играют воспоминания о победе над нацистской Германией и в то же время в недостаточной мере осмысливается сталинизм, нет параллелей между ГУЛАГом и победой и пр. [Langenohl, 2010]. Таким образом, сталинские репрессии практически стерты из коллективной памяти. Есть гордость за победу, но нет чувства вины за ужасы сталинизма.

Закономерен факт, что большую часть зарубежных исследований коллективной памяти составляют проекты по изучению политического сознания молодого поколения, которое в большинстве своем живет в условиях меняющихся институтов. Ученые из разных стран на протяжении нескольких десятилетий проводят различные исследования, посвященные представлениям о прошлом у молодежи [McDonnell, Fine, 2011; Dan, Todd, Lan, 2010; Шуман, Скотт, 1992]. Показателен проект "Judging the Past" Б. Шварца по изучению коллективной памяти студентов из Америки, Германии, Израиля, Японии и Кореи. В частности, в рамках исследования проводились как количе-

1 Первым системным теоретиком по изучению культурной/коллективной памяти принято считать представителя французской социологической школы М. Хальбвакса, который впервые попытался концептуализировать понятие "коллективная память" [Хальбвакс, 2007]. Дальнейшие исследования коллективной памяти связаны с именем французского историка П. Нора. Он делает следующий вывод: бурный интерес к изучению коллективной памяти в современном мире привел к тому, что, во-первых, прошлое стали все более интенсивно использовать как в политических, так и в туристических и коммерческих целях, а во-вторых, у историка отбирается традиционная монополия на интерпретацию прошлого: сегодня он должен делить эту роль с судьей, свидетелем, средствами массовой информации и законодателем [Нора, 2005].

В настоящее время термин "коллективная память" дискуссионен. Редактор междисциплинарного хендбука "A Companion to cultural memory studies" А. Олл в своей вступительной статье пишет о том, что теоретический вклад в развитие концепта коллективной памяти пытаются внести исследователи из разных областей знания. Поэтому в настоящий момент "коллективная память" - достаточно сложное, многосоставное понятие. Но в самом широком его значении термин "коллективная память" можно понимать как взаимосвязанные групповые представления о настоящем и прошлом, существующих в определенном социально-культурном контексте и влияющих на поведение людей в будущем (см. [Erll, 2010]). В нашей статье мы будем придерживаться данного определения.

ственные опросы, так и глубинные интервью и фокус-группы со студентами разных стран и университетов, чтобы понять, как респонденты воспринимают события прошлого: что они одобряют, а что нет, чем гордятся и за что им стыдно, кто является для них национальным героем. При этом отмечается ряд выявленных в ходе исследования национальных особенностей, которые напрямую связаны с социально-культурным контекстом. Например, предмет гордости для американских студентов - события, связанные с основанием США, Вторая мировая война, права человека, а для корейских студентов - Олимпиада 1988 г. и чемпионат мира по футболу 2002 г. [Schwartz, Kazuya, Sachiko, 2005; Schwartz, Kim, 2001; Zhang, Schwartz, 1997].

Подобные опросы проводятся и среди африканских студентов. Так, Э. Макдоннел и Г. Файн провели по исследовательскому инструментарию Шварца опросы среди студентов университета Ганы. Ученых, в частности, интересовало, чем в истории страны гордятся африканские студенты, а за что им приходится испытывать чувство вины. Авторы исследования отмечают, что наравне с историческими событиями предмет гордости для африканских студентов - например, проявление гостеприимства, которым славятся граждане Ганы [McDonnell, Fine, 2011].

При изучении коллективной памяти молодого поколения исследователей интересует не только содержание представлений, оценка тех или иных событий, но и сам процесс формирования коллективной памяти, факторы, которые влияют на ее особенности [Dan, Todd, Lan, 2010].

Подобных крупномасштабных проектов, посвященных политическим представлениям российской молодежи о прошлом, где бы использовались разные методы исследования, нам выявить не удалось. Хотя для России проблема восприятия прошлого как никогда актуальна. Анализ работ позволяет говорить о том, что если память молодежи и изучается, то это в основном исследования, посвященные восприятию и оценке Великой Отечественной войны [Утенков, Закалкин, 2000; Емельянова, 2002; Саганенко, Воронцова, 2008].

Иногда взгляды молодежи изучаются в рамках количественных исследований, проводимых социологическими центрами. Если обратиться к российским ученым, анализирующим представления среднестатистических россиян о прошлом, то нельзя не отметить обширную эмпирическую базу, собранную сотрудниками "Левада-Цент -ра" в рамках проекта "Советский человек" и включающую результаты пяти волн исследования общественных взглядов - 1989, 1994, 1999, 2003 и 2009 гг.

л. Гудков пишет о том, что диапазон массовой памяти в России деформирован с точки зрения общепринятых интеллигентских представлений о значимых и незначимых моментах происходящего, важном и неважном, норм хроникального, линейного (равномерного) времени. Например, в одном ряду значимых событий у россиян могут оказаться победа в футбольном матче и принятие Конституции. Эт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком