научная статья по теме Образ ученой женщины на страницах французской научной прессы XVII века: елена Лукреция Корнаро Биология

Текст научной статьи на тему «Образ ученой женщины на страницах французской научной прессы XVII века: елена Лукреция Корнаро»

В прошлые века итальянские университеты присуждали преимущественно докторские степени. Возможно, причина состояла в том, что студенты не хотели нести расходы по получению обеих степеней - и степени бакалавра, и степени доктора, и выбирали более престижную, хотя и более дорогую, докторскую степень, которая обеспечивала высокое положение в обществе и давала право преподавать в университетах.

Итальянские университеты иногда давали возможность получить докторскую степень без обучения в университете, лишь на базе экзамена. По мнению П. Грендлера, такая практика и сделала возможным Елене Лукреции Корнаро стать первой в мире женщиной-доктором философии [Grendler, 180]. Говоря о защите ею тезисов по философии на получение докторской степени, необходимо отметить публичность этого события. Новелла д'Андреа за три века до этого читала лекции в Болонском университете из-за занавески, дабы не отвлекать студентов от учебы своей красотой [Schiebinger, 14].

Елена Лукреция Корнаро Пископия принадлежала в знатной и уважаемой венецианской семье. Ее отец, Джанбаттиста Корнаро, был прокуратором Сан-Марко. Елена с раннего детства обнаружила способности ко многим наукам и искусствам. Ни к каким степеням и званиям она не стремилась - ее с отрочества привлекала монашеская жизнь. К концу 1670-х годов она уже была известна как необычайно образованная женщина и стала членом Академии Риковрати. Ее отец, однако, жаждал публичного признания ее заслуг. Он подал прошение ректору Падуанского университета о защите Еленой тезисов на получение степени доктора теологии. Однако кардинал Барбариго предложил изменить прошение и получить степень доктора философии. Защита была назначена сначала на пятое, а затем перенесена на двадцать пятое июня 1678 года. Елене Лукреции Корнаро необходимо было защитить два утверждения (тезиса) по философии, взятых из сочинений Аристотеля, в частности, из его физики.

Сохранилось описание процедуры защиты Еленой Лукрецией Корнаро философских тезисов. Она происходила в кафедральном соборе Падуи и продолжалась несколько часов. Присутствующие были поражены знаниями Корнаро, точностью ее ответов. Ее единогласно провозгласили магистром и доктором философии, возложили на нее лавровый венок, профессорскую накидку и вручили ей докторский перстень. Это событие получило большой резонанс во всей Европе. В этой статье мы рассмотрим сообщения на эту тему, опубликованные во французском «Журнале ученых».

Первое сообщение о защите Корнаро появляется в этом журнале уже в сентябре 1678 года. В нем подчеркивается, что произошедшее является событием исключительным и служит славе всего женского пола. Отмечается принадлежность Корнаро к знаменитой венецианской семье. Перечисляются языки, которыми владеет ученая венецианка: латинский, тосканский, французский, испанский, греческий, иврит и халдейский. Подчеркивается, что Елена Лукреция Корнаро получила степень доктора философии согласно принятым в данном случае церемониям и среди публичных приветствий. Сообщение об этом событии передал во Францию господин Спон.

Якоб (Жак) Спон был врачом и одновременно археологом, пионером в исследовании памятников античной Греции. Он одним из первых дал определение науки археологии. Спон был другом Шарля Патена, президента Академии Риковрати в Падуе, переписывался с Боссюэ и Пьером Бейлем, а также с Жаном Мабийоном, другим французом, непосредственно связанным с Еленой Лукрецией Корнаро. Жан Мабийон, бенедектинский монах, редактор сочинений Св. Бернарда Клервосского, основатель палеографии, был еще одним (помимо Якоба Спона) «каналом», по которому информация о выдающейся венецианке приходила во Францию.

В конце первого сообщения о получении Корнаро докторской степени автор обещает продолжение рассказа об этом удивительном событии, однако его не последовало. В 1679 году в «Журнале ученых» появляется заметка о приеме Елены Лукреции Корнаро в Академию Инфеконди. В этом сообщении снова рассказывается о получении Корнаро докторской степени, подчеркивается, что ее слава распространилась по всей Европе, и знаменитая римская Академия Инфеконди почла за честь принять столь выдающуюся даму в свои ряды. В заметке приводится оттиск медали, выпущенной в честь Кор-наро, а также отмечается, что она собирается остаться девственницей до самой смерти.

Оба эти сообщения объединяет восторженное отношение к заслугам Елены Лукреции Корнаро Пископии. В них возникает положительный образ ученой дамы - в противовес многочисленным сатирам, направленным против женщин, интересующихся науками. Женская образованность оказывается достойной почитания. Права Джейн Стивенсон, когда говорит, что «история Пископии иллюстрирует новую респектабельность ученой женщины» [Stevenson, 308]. Ее фигура становится настолько популярной во Франции, что сам Людовик XIV посылает кардиналов Буйона и д'Эстре посетить ее, чтобы удостовериться, все ли, что о ней говорится - правда.

После смерти Елены Лукреции Корнаро Пископии в 1684 году вскоре выходит в свет ее биография, автором которой был М. Децца. B письме Мабийону из Флоренции от 22 апреля 1687 года Анто-нио Мальябекки, знаменитый эрудит, библиотекарь Великого герцога Тосканского, называет Деццо своим хорошим другом и одним из самых выдающихся проповедников Италии, выступавшим в Парме

и на Мальте. Он отмечает, что кардинал Барбариго очень высоко отзывался о его ораторских способностях. В своем письме Мальябекки сообщает, что отец Елены Лукреции Корнаро прислал ему две книги - ее биографию, написанную Массимиллиано Деццо, а также сборник речей и стихотворений на ее смерть, выпущенный Академией Инфеконди. Оратор Академии Инфеконди аббат Мишель Брюгер в своей речи "Триумф женской добродетели" описывает Елену Лукрецию как победительницу трех монстров, врагов ее пола: роскоши, невежества и гордости. Брюгер сравнивает Корнаро с Помпеем, победившим трех царей: Митридата, Тиграна и Аристобула. Он возносит ее на небеса на колеснице Федры Платона, раздираемой страстями и разумом.

Памятуя, вероятно, о принадлежности Мабийона к бенедиктинцам, Мальябекки обращает особое внимание на особое отношение к ним Елены Лукреции Корнаро, которая была бенедиктинской «монахиней в миру». Он отмечает строгость ее послушания и святость ее жизни.

Спустя почти двадцать лет после смерти Елены Лукреции Корнаро Пископии в «Журнале ученых» снова появляется статья, в которой говорится о первой в мире женщине-докторе философии. Это обзор книги «Избранные жизнеописания ученых людей», которая была издана на латыни во Вроцлаве в 1711 году. Это повествование является сокращенной версией биографии Деццы. Автор обзора рассказывает о детстве Елены Лукреции Корнаро, о ее рано проявившихся способностях к языкам и другим предметам. Он говорит о ее учителях, в частности, о ее учители философии Карле Ринальдини, знаменитом в свое время математике и физике. Рассказывается о стремлении Корнаро стать монахи-ней-бенедиктинкой, против чего выступали ее родители. Затем перечисляются науки и искусства, в которых преуспела ученая венецианка, и рассказывается о защите ею тезисов на получение степени доктора философии, при этом даже приводится выдержка из протоколов Падуанского университета. Отмечается, что университет хотел присудить Корнаро степень доктора теологии, но кардинал Барба-риго этому воспрепятствовал. О болезни, смерти и похоронах Елены Лукреции Корнаро автор обзора говорит довольно кратко, называется место, где она была похоронена - церковь Св. Иустины, и мраморное надгробие, которое ее отец, прокуратор Сан-Марко, повелел там установить.

Присуждение Елене Лукреции Корнаро степени доктора философии кардинально не изменило положения женщин в университетском сообществе. Следующий подобный прецедент относится только к середине XVIII века. Однако сообщения о первой женщине-докторе философии, о процедуре защиты ею тезисов и о принятии ее в академию Инфеконди в «Журнале ученых» свидетельствуют об улучшении образа ученой женщины в академическом сообществе. Статья о Корнаро, относящаяся к началу XVIII века, свидетельствует о более светской, по сравнению с письмом Мальябекки, интерпретации ее жизненного пути. Во всех этих статьях присутствуют важнейшие признаки будущей эпохи Просвещения: признание ценности образованности независимо от половой принадлежности человека, осознание принадлежности ученых к единому европейскому научному пространству.

Список использованных источников

1. Grendler, Paul F. The Universities of the Italian Renaissance. Baltimore and London: JHU Press,

2002.

2. Schiebinger, Londa. The Mind Has No Sex?: Women in the Origins of Modern Science. Harvard: Harvard University Press, 1993.

3. Stevenson, Jane. Women Latin Poets: Language, Gender, and Authority, from Antiquity to the Eighteenth Century. Oxford: Oxford University Press, 2005.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.161.1

Л.Л. Гарифуллина

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

г. Уфа, Россия

С.Т. АКСАКОВ И А.С. ПУШКИН: ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСКОГО ДИАЛОГА

В настоящей статье в свете проблемы литературно-художественного взаимодействия рассматриваются основные аспекты творческих взаимоотношений писателей-современников А.С.Пушкина и С.Т.Аксакова. Предпринята попытка раскрыть идейно-художественную перекличку их произведений.

Среди классиков русской литературы С.Т.Аксаков занимает особое место. Можно утверждать, что его духовное и эстетическое влияние было благотворным для творчества целого ряда писателей

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком