научная статья по теме ОБРАЗЫ АНГЛОСАКСОНСКИХ АББАТИС VII В. В «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ НАРОДА АНГЛОВ» БЕДЫ ПОЧТЕННОГО История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОБРАЗЫ АНГЛОСАКСОНСКИХ АББАТИС VII В. В «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ НАРОДА АНГЛОВ» БЕДЫ ПОЧТЕННОГО»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ / GENERAL HISTORY

УДК 94(420)01+271-055.2

Irina Ivanovna Boldyreva Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Philosophy and Humanity Sciences Department, Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko. 394052, Russian Federation, Voronezh, Ljvovskaya str., d. 76 A.

E-mail: boldyrevairi@mail.ru

The portraits of the VII century Anglo-Saxon Abbesses in the Venerable Bede's «the Ecclesiastical History of the English People»

The article deals with specific features of abbesses' representation in Bede's «the Ecclesiastical History of the English People». Despite the fact that in his famous book Bede does not pay much attention to Anglo-Saxon nuns, his portraits of the abbesses as exemplified by Sts. Hild of Whitby, Aethelthryth of Ely and Aethelburgh of Barking prove that he has recognized the important role played by monastic women in the process of the Anglo-Saxon Church formation. These images reflect biographies of real historical figures with their individual features as well as the ideas of the exemplary mother-superior in the Anglo-Saxon clerical circles. In his work the Venerable Bede depicts women, whose monastic experience incamated different behaviour patterns (virginal and ascetic abbess, abbess-advisor and abbess-careful mother), highly estimated in the clerical culture in England of the early VIII century.

Keywords: the Venerable Bede, Anglo-Saxon monasticism, medieval abbesses, the Ecclesiastical history of the English people, Aethelthryth of Ely, Hild of Whitby, Aethelburgh of Barking, hagiography, medieval literary culture.

ИРИНА ИВАНОВНА БОЛДЫРЕВА

Кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и гуманитарной подготовки Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко.

394052, Россия, Воронеж, ул. Львовская, д. 76 А.

E-mail: boldyrevairi@mail.ru

В статье рассматриваются особенности репрезентации англосаксонских аббатис VII в. в «Церковной истории народа англов» Беды Почтенного. Несмотря на то, что Беда в своем знаменитом сочинении уделяет представительницам англосаксонского монашества достаточно скромное внимание, созданные им образы аббатис на примере преподобных Хильды Уитбийской, Этельтриты Илийской и Этельбурги Баркингской позволяют говорить о признании им важной роли женского монашества в становлении англосаксонской церкви. Эти образы отражают не только биографии реальных исторических лиц с присущими им индивидуальными чертами, но в равной степени представление англосаксонской клерикальной среды о достойной монастырской начальнице. Здесь Беда Почтенный изображает женщин, чей монашеский опыт воплощает разные модели поведения (аббатисы-подвижницы, аббатисы-наставницы и аббатисы-заботливой матери), получившие высокую оценку в церковной культуре Англии первой трети VIII в.

Ключевые слова: Беда Почтенный, англосаксонское монашество, средневековые аббатисы, «Церковная история народа англов», Этельтрита Илийская, Хильда Уитбийская, Этельбурга Баркингская, агиография, письменная культура Средневековья.

Образы англосаксонских аббатис VII в. в «Церковной истории народа англов» Беды Почтенного

На сегодняшний день вопрос о положении ранних англосаксонских аббатис и их репрезентации в культуре современников остается дискуссионным. Целый ряд исследователей, в том числе Л. Экенштейн [1], К. Фелл [2], Дж. Николсон [3], отмечают большой авторитет этих женщин, которые, будучи представительницами высшей аристократии, возглавляли двойные монастыри, бывшие центрами англосаксонской клерикальной культуры, сохраняли тесные связи с правящими домами и пользовались материальной поддержкой монарших семей. По-мнению других специалистов, изображение представительниц раннего английского монашества средневековыми книжниками несет на себе печать недоверия к женской природе [4].

Среди текстов, наиболее информативных для изучения образов английских аббатис VII в., особое место принад-

лежит «Церковной истории народа англов» [5]. Это сочинение, написанное крупным англосаксонским хронистом и ученым Бедой Почтенным, представляет собой первую попытку системного изложения истории Англии со времен высадки легионов Цезаря вплоть по 731 г Несмотря на то, что к 30-м гг. VIII в., когда Беда писал «Церковную историю», на территории Англии существовало более трех десятков женских монашеских общин, Беда более или менее подробно излагает биографии лишь двух настоятельниц - св. Этельтриты, основательницы и первой аббатисы Илийского монастыря, и св. Хильды, аббатисы Уитби. Обе они жили в VII в., принадлежали к высшим кругам общества и более тридцати лет своей жизни провели в миру. Однако два поколения спустя в исторической памяти образы Этельтриты и Хильды сохранились как два разных агиологических типа.

Этельтрите Илийской Беда посвящает две отдельные главы своего знаменитого труда. В главе 19 четвертой книги изложена ее духовная биография, которая вполне соответствует канонам житийной литературы и вместе с тем дает важную информацию об исторической личности аббатисы [5, p. 390-397]. Позднее, в конце X в., именно этот латинский текст использовал аббат Элфрик Эншем-ский, переложивший житие св. Этельтриты на англосаксонский язык [6].

Первоначально Беда представляет Этельтриту как жену короля Нортумбрии Экгфрида (670-685), имя которого он неоднократно упоминает в своем повествовании. От него мы узнаем, что основательница Или родилась в семье короля восточных англов Анны. В ранней юности ее выдали замуж за правителя Южного Гирве Тондберта, который умер вскоре после свадьбы. Со своим вторым мужем королем Нортумбрии Экгфридом Этельтрита жила в полном воздержании и «сохранила славу вечной девственности» (perpetua mansit uirginitatis integritate gloriosa). Попытки Экгфрида убедить королеву не пренебрегать супружеским ложем оказались безуспешны. Спустя 12 лет мнимого супружества ей удалось добиться позволения оставить мир и посвятить себя служению Христу. Приняв постриг от епископа Уилфреда Йоркского, Этельтрита поступила в Колдингемпский монастырь, настоятельницей которого была Эбба, родная тетка ее мужа. По прошествии года она основала обитель в местечке Или (Elge) в Восточной Англии, где была назначена игуменьей, и, проведя здесь семь лет в монашеских подвигах, умерла от бубонной чумы [5, p. 390-397].

Повествуя об Этельтрите, Беда почти никогда не акцентирует ее статус настоятельницы и ничего не сообщает о ее руководстве монастырем. Вместо этого он рассказывает об индивидуальных монашеских подвигах аббатисы, пророческом даре, склонности к молитве, посту и усмирению плоти [5, p. 392-393]. Из его слов нам ничего не известно о степени влияния Этельтриты в англосаксонской церкви и о тех связях, которые она, став монахиней, сохраняла в миру. Между тем «Англосаксонская хроника» упоминает Этельтриту дважды. Сначала под 673 г., когда она основала Илийский монастырь, и затем под 679 г., сообщая о ее кончине [7, p. 34, 38]. На этом основании можно предположить, что в период своего настоятельства Этельтрита пользовалась большим уважением. Однако своему биографу Беде и людям, от которых Беда черпал свои сведения о ней, Этельтрита запомнилась не как монастырская начальница, а как подвижница. Именно в этом статусе она занимает свое место в «Церковной истории».

Основная добродетель Этельтриты, по мнению Беды, была связана с сохранением девства после многих лет супружества. При этом Беда указывает на скептическое отношение некоторых современников к его словам и, чтобы развеять эти сомнения, приводит свидетельство своего друга епископа Уилфреда: «Когда я спросил блаженной памяти епископа Уилфреда, правда ли это, поскольку некоторые в этом сомневались, он сказал мне, что имеет самое убедительное свидетельство ее девственности; ведь Экгфрид обещал ему имения и деньги, если он убедит королеву довести до конца их брак, ибо знал, что она ни к кому не привязана более чем к Уилфреду» (Sicut mihimet sciscitanti, cum hoc an ita esset, quibusdam venisset in dubium, beatae memoriae Vilfrid episcopus referebat, dicens se testem integritatis ejus esse certissimum: adeo ut Ecgfridus promiserit se ei terras ac pecunias multas esse donaturum, si reginae posset persuadere ejus uti connubio, quia sciebat illam nullum virorum plus illo diligere) [8, с. 132; 5, p. 390-392]. Феномен нетления тела святой Беда объясняет ее непорочностью. Интересно, что такое толкование присутствует

уже в житии епископа Уилфреда, составленном Эддием Стефаном на рубеже VN-VШ вв., тремя десятилетиями ранее «Церковной истории» [9, р. 40-41].

В 20-й главе четвертой книги Беда помещает сочиненный им гимн Этельтрите, прославляя ее девственность. Он сравнивает Этельтриту с раннехристианскими святыми Агафьей, Евлалией, Феклой, Евфимией, Агнессой и Сесилией [5, р. 396-401]. В исследовательской литературе присутствует мнение, согласно которому жизненный путь первой илийской аббатисы привлек внимание Беды, поскольку эта национальная святая являла собой пример наиболее близкий подвигу римских мучениц, пользовавшихся в ранней англосаксонской церкви особой популярностью [4, р. 67, 71; 10, р. 21]. Действительно, в духовных биографиях римских дев и основательницы Илийского монастыря есть некоторое сходство, а, в частности, желание служить не земному, а небесному Жениху и стремление защищать свою непорочность.

В историографии неоднократно поднимался вопрос об исторической достоверности сведений, которые приводит Беда о жизни Этельтриты до ее поступления в монастырь. П. Стэффорд считает ее девственность и религиозность всего лишь предлогом, который использовал король Экгфрид, чтобы расстаться с бесплодной женой, поскольку в Средние века отсутствие детей не могло стать формальным поводом для развода. В подтверждение своего предположения П. Стэффорд приводит ряд исторических параллелей, относящихся к раннесредневековой истории франков и англосаксов [11, р. 68].

По поводу достоверности сведений Беды о супружеской жизни Этельтриты Илийской до принятия ею пострига существует и другое мнение. К. Фелл отмечает, что Беда, составля

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком