научная статья по теме ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПАРАДИГМАЛЬНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Социология

Текст научной статьи на тему «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПАРАДИГМАЛЬНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

© 2008 г.

О.Э. БЕССОНОВА

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: ПАРАДИГМАЛЬНОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

БЕССОНОВА Ольга Эрнестовна - доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (Новосибирск).

Несмотря на снятие идеологических зажимов и использование разнообразных концепций в анализе социальной реальности на локальных уровнях, продолжает доминировать парадигма двух путей цивилизационного развития: рыночно-демократического по типу "Запад" и нерыночно-авторитарного по типу "Восток". Живучесть ее проявляется в том, что она воспроизводится в разных теоретических подходах и регулярно предстает в новом концептуальном антураже, не меняя при этом жестких априорных догм, давно утративших связь с конкретной практикой [1].

Необходимость смены парадигмы поставлена самой жизнью - исторический путь России и новый цивилизационный этап ее развития остается для общественной науки "аномалией". В картине мира, представленной в данной статье, дается качественно иная рационализация цивилизационного развития и траектории развития России.

Общая теория институциональных трансформаций представляет опорные смыслы интегрально-институциональной парадигмы цивилизационного развития, которая базируется на синтезе цивилизационного, формационного и институционального подходов. В связи с изменением "точки сборки", категории этих подходов наполняются новым качеством, увязываются между собой в единый научный язык, в результате чего создается целостная картина мира, в фокусе которой находятся цивилизационные матрицы (табл. 1).

Новая парадигмальная основа сформирована на следующих фундаментальных принципах: 1) холистическое (целостное) восприятие социальной реальности; 2) представление о дуальности противоположностей в рамках единой целостности; 3) объяснение развития на основе циклической модели динамического равновесия; 4) соотнесение двух противоположностей по принципу "доминантности-компенсаторности": если одна из них доминирует, то вторая играет компенсаторную роль и наоборот; 5) видение интегральной перспективы как стремления к согласованному единству дуальных противоположностей.

Цивилизационные матрицы как новый объект исследования

Глобальные закономерности развития человеческой цивилизации и универсальные этапы ее эволюции определяются глобальной цивилизационной матрицей, под которой понимается саморазвивающаяся, саморегулируемая и самовоспроизводящаяся система выживания человечества.

Центральный элемент глобальной цивилизационной матрицы - институциональный архетип - это набор универсальных способов координации коллективной деятельности, "очищенных" от специфики исторического времени и особенностей народов. Институциональный архетип увязывает в единое органичное целое глобальные сферы - био-

Структурные блоки общей теории институциональных трансформаций

Уровни объекта

Институциональная конфигурация Структура реальности

Глобальная цивилизационная матрица Локальные цивилизационные матрицы Государство

Институциональный архетип Глобальные сферы Институциональное ядро Реальные среды

Институциональная матрица Социальные подсистемы

сферу (природный комплекс), этносферу (человеческий потенциал), техносферу (технологии и материальные продукты труда), ноосферу (культурно-интеллектуальный ресурс).

Институциональный архетип имеет дуальную природу, состоит из двух типов координации, с одной стороны - рынок, с другой стороны - раздаток. Эти две стороны одного институционального архетипа представляют собой универсальные модели взаимодействия, никогда не существуют порознь, органично дополняя друг друга.

Дуальность институционального архетипа означает, что когда одна сторона доминирует, другая играет компенсаторную, вспомогательную роль. Несмотря на взаимное нераздельное сосуществование и стремление к гармонизации, рынок и раздаток противопоставлены как конкуренты за координацию любого вида деятельности.

Каждое государство имеет свою локальную цивилизационную матрицу, которая преломляет общие закономерности для отдельных цивилизаций, определяет специфику прохождения универсальных этапов развития и формирует глубинные процессы эволюции. Они формируются в реальных средах, обособлены и самодостаточны. Центральным элементом каждой локальной цивилизационной матрицы является институциональное ядро, увязывающее в единую систему четыре локальные реальные среды: материально-технологическую, природно-климатическую, национально-демографическую и культурно-религиозную среды. Каждая сфера глобальной матрицы имеет проекцию в локальной матрице в виде соответствующей среды.

Институциональный архетип глобальной цивилизационной матрицы на локальном уровне воплощается в институциональные ядра. Они состоят из базовых и компенсаторных институтов, а также формационного элемента.

Базовые институты - исходные элементы, в которых закрепляется сущность каждой из сторон институционального архетипа при проявлении их на поверхности локальной цивилизационной матрицы. Их набор строго определен и является необходимым для адекватной реализации рыночного или раздаточного архетипа в конкретных социальных технологиях, с помощью которых осуществляется координация человеческой деятельности.

*

К числу базовых институтов относятся: институты обмена , институт собственности, институт обратных связей или сигнальный институт. Базовые институты не существуют в "чистом" виде, они проявляются в конкретных формах определенной стороны институционального архетипа (табл. 2).

В случае доминирования раздаточных институтов, компенсаторными выступают рыночные. Если доминируют рыночные институты, то компенсаторным институтом выступает институт государственного регулирования и социального обеспечения, охватывающий всю совокупность раздаточных институтов.

Формационный элемент - это модель трудовых отношений, стержень институционального ядра, который придает базовым институтам определенную форму на конкретном историческом этапе. Для рыночных ядер - это модели частного труда как труд на

* Термин "обмен" - синоним отношениям "купли-продажи". Они соотносятся как родовое и видовое понятия, т.е. отношения "купли-продажи" лишь одна из форм обмена, свойственная рыночному типу координации, другая форма обмена - "сдачи-раздачи" свойственна раздаточному типу.

Структура институционального ядра

Элементы институционального ядра Рыночного типа Раздаточного типа

Базовые институты обмена Базовый институт собственности Базовый сигнальный институт Компенсаторный институт Формационный элемент Продажа Купля Частная собственность Прибыль Институт государственного регулирования и социального обеспечения Частный труд Сдача Раздача Общественно-служебная Жалобы Институт рыночной торговли и частного предпринимательства Служебный труд

частное лицо (частную организацию); для раздаточных ядер - модели служебного труда как труд на общество (государство).

Разнообразие форм общественной жизни разворачивается в рамках государства и отражается в его институциональной матрице. Государство - это практическая реализация локальной цивилизационной матрицы в территориальном пространстве жизнедеятельности определенного человеческого сообщества, общественная система, регулируемая институциональной матрицей. При этом институциональная матрица представляет собой совокупность форм базовых и компенсаторных институтов в конкретный исторический период, элементы которых представлены в виде законодательных норм и правил конкретной исторической эпохи.

Глобальные закономерности цивилизационного развития

Цивилизационное развитие - это поступательный процесс, в рамках которого циви-лизационные матрицы переходят с одного эволюционного уровня на другой по траектории, которая проходит одновременно по трем осям: формационной, институциональной и оси государственности, логически связанным друг с другом (рисунок).

Формационная ось - это ось эволюции моделей трудовых отношений, изменения на ней проявляются в смене формационного элемента. Экономические периоды, в которых господствует определенный формационный элемент, называются формациями, -универсальные этапы развития, которые в своем ритме проходит каждая локальная ци-вилизационная матрица. Смена формационного элемента, а, следовательно, и смена формаций происходит в том случае, когда он не привносит больше эффективных форм для развития институтов цивилизационной матрицы. Такой отработанный формационный элемент отвергается, через этап активного поиска внедряется найденный, придающий новую форму и более высокое качество базовым институтам.

За период существования локальные цивилизационные матрицы прошли три формации, трижды меняли формационный элемент, некоторые из них прорвались к четвертой.

1-й формационный элемент - рабская модель трудовых отношений, при которой раб является орудием труда, не имеющим никаких прав на свою рабочую силу и никаких прав личности. Рабская модель - основа начальной формации.

2-й формационный элемент - крепостная модель трудовых отношений, при которой основной производитель - крестьянин - существенно ограничен в правах на свою рабочую силу, у него также отсутствуют права личности. Однако он имеет некоторое имущество для выполнения трудовых функций. Крепостная модель лежит в основе срединной формации.

3-й формационный элемент - наемная модель трудовых отношений, при которой работник полностью распоряжается своей рабочей силой, имеет права собственности на

Траектория цивилизационного развития

свое имущество, но права его личности слабо защищены. На базе наемной модели формируется зрелая формация.

4-й формационный элемент - контрактная (договорная) модель трудовых отношений, при которой участник трудового процесса имеет полный объем прав на свою рабочую силу и свое имущество, а также фиксированный набор гражданских прав с комплексом социальной защиты и социальными гарантиями. Контрактная модель цементирует интегральную формацию.

Институциональная ось - это ось развития базовых институтов. Институциональное развитие локальных ц

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком