научная статья по теме ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ: XLI НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. М.: ВОСТ. ЛИТ-РА, 2011. 440 С. (УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ОТДЕЛА КИТАЯ ИВ РАН. ВЫП. 3) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ: XLI НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. М.: ВОСТ. ЛИТ-РА, 2011. 440 С. (УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ОТДЕЛА КИТАЯ ИВ РАН. ВЫП. 3)»

ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ: XLI НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ.

М.: Вост. лит-ра, 2011. 440 с.

(Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 3).

© 2012 Е.А. КИЙ

В 2010 г. старейшая в России китаистическая конференция "Общество и государство в Китае" проводилась в сороковой раз. Итоги ее истории в форме справочных статистических материалов и алфавитного указателя авторов и их публикаций были подведены в специальном из-дании1. Отмечу также, что ежегодно публикуемые сборники материалов конференции с 2009 г. выходят в серии "Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН".

В отличие от предыдущих изданий материалов конференции в рецензируемом сборнике печатаются совсем небольшие, тезисного формата публикации. Включение их в сборник позволило составителям значительно расширить круг его авторов (всего их 66), среди которых и известные, сложившиеся ученые, и те, кто только начинает свой путь в китаеведении (большим количеством авторов, вероятно, объясняется очень мелкий шрифт издания). Редакционная подготовка книги к печати в целом выполнена на высоком уровне, и количество опечаток при таком большом ее объеме минимально.

Сам сборник разделен на два больших раздела - "История, экономика и политика" (с. 6-313, 45 авторов) и "Философия, идеология, религия и культура" (с. 314-440, 21 автор). Такая структура представляется не совсем удачной: в рамках каждого из этих разделов составителями не был до конца выдержан принцип распределения статей по временному или тематическому принципу. Например, в первом разделе кажется логичным, чтобы статьи Т.Н. Кучинской и В.С. Морозовой следовали друг за другом, так как обе они связаны с северо-востоком КНР и его взаимодействием с сопредельными территориями РФ; то же самое относится и к статьям А.Н. Хохлова и А.В. Лукина, которые можно отнести к теме истории отечественного китаеведения.

Отмечу также и то обстоятельство, что китайская иероглифика (набор которой в настоящее время не представляет особых трудностей) используется не во всех статьях сборника. В некоторых случаях (разумеется, это не относится к общеизвестным иероглифическим написаниям тех или иных реалий, имен и терминов) отсутствие иероглифики несколько осложняет дальнейшее использование соответствующих публикаций. Кроме того, было бы желательным увеличение в последующих выпусках материалов конференции количества и улучшение качества иллюстративного материала, представляющегося необходимым для ряда статей.

В рецензируемой книге представлено много интересных публикаций, связанных с самыми разными аспектами китайской истории и культуры. В рецензии содержание входящих в сборник статей представлено не совсем в том порядке, в котором они даются в рассматриваемом издании: выделяются временные или тематические группы, что было обусловлено отмеченной выше его слишком общей структурой. Учитывая большое количество авторов и рассматриваемых ими тем, а также сами ограниченные рамки рецензии, обзор содержания сборника носит чисто информативный характер (с разной степенью подробности по отношению к тем или иным статьям). Поскольку этот обзор не является по своей направленности критическим, то в этом отношении он схож с сообщениями о новейших синологических публикациях, печатавшихся во французском информационно-библиографическом издании "Revue Bibliographique de Sinologie". Однако следует сказать, что по отношению к многим статьям и затрагиваемым в них сюжетам вполне возможно наличие альтернативных точек зрения, иных подходов и интерпретаций. Это обстоятельство, вне всякого сомнения, следует расценивать как положительную сторону издания и стоящей за ним конференции, представляющей некое общее пространство для обмена мнениями и дискуссий.

Первый раздел открывается статьями по древней истории. Статья Д.В. Деопика "Четыре этюда об истории древней Восточной Азии: взгляд с юга" представляет ряд взаимосвязанных заметок, касающихся разных аспектов истории этого региона. В первой из них ставится проблема определения границ Восточно-Азиатского региона, сложившихся благодаря физико-географическим и экономическим факторам, а также наличию "этно-керамических" зон, находящихся

1 Общество и государство в Китае. Указатели (1-ХЬ научные конференции) / Сост. и отв. ред. А.Д. Ди-карев. М.: ИВ РАН, 2011. 249 с. (Ученые записки Отдела Китая. Вып. 4).

внутри заданных первыми двумя факторами границ, в которых прослеживается последовательность соответствующих археологических культур. Автор очерчивает границы региона и его внутреннее членение: Север (бассейн Хуанхэ), Юг (бассейн Янцзы) и Восток (архипелаг, впоследствии полуостров Шаньдун); границей между первыми двумя областями является долина реки Хуайхэ. В этом регионе археологами выделены шесть историко-культурных аграрных зон: Север - "Древнее Приморье", "Средняя Хуанхэ", "Шаньдун"; Юг - "Нижняя Янцзы", "Средняя Янцзы"; в центре располагается сформировавшаяся позже зона "Великой равнины". Во второй части статьи рассматривается общий ход исторического процесса в аспекте политического объединения Севера и Юга. Этот относительно подробно изложенный автором процесс представлен как история многопланового историко-культурного сближения аустрических и сино-тибетских народов и их государств, в силу чего история древнего Китая оказывается отчасти схожей с историей Древней Греции до образования империи Александра Македонского. В третьей части показано историческое значение зоны Великой равнины и описаны некоторые особенности исторического развития этноса хуася (сино-тибетцев, составлявших "ядро" ханьцзу - нынешнего государствообразующего этноса современного Китая). В последней части делаются некоторые сопоставления и выявляются особенности истории китайцев в сравнении с историческим развитием других народов.

М.Е. Кузнецова-Фетисова - автор статьи "Ритуальные практики человекоубийства в Древнем Китае при династии Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э." остановилась на Шан-Иньских погребениях в связи с ритуальной практикой человеческих жертвоприношений. Обрисовав различные типы погребений, она приходит к выводу о необходимости дифференцированного подхода к материалам, не позволяющим относить всех сопогребенных к категории ритуально умерщвленных.

Е.С. Аникушина в статье «О внутренней структуре шанской политии: к проблеме неоднородности "Шанского нома"» рассматривает некоторые вопросы, связанные с тем регионом, за пределы которого (будучи обусловленными природными условиями и ландшафтом) первоначально не выходили границы Шанского государства ("Шанской политии") и который по аналогии с историей Шумера и Египта был назван "Шанским номом". Его неоднородность прослеживается на примере погребальных ритуалов и керамических комплексов, что показывает наличие определенной культурной специфики ряда шанских памятников. П.В. Халтурина в статье "Борьба за Великую равнину в период Чжаньго: войны между царствами Вэй и Цинь" описала исторические этапы противостояния этих царств, которое подразделяется ею на три периода, охватывающих доминирование, постепенное ослабление и падение Вэйского царства.

М.Ю. Ульянов в статье "Текстологические аспекты изучения Чуньцю Цзо чжуань: к проблеме выделения и характеристики структурно-жанровых групп", руководствуясь структурной методологией, выявляет и анализирует разнородные части этого памятника и определяет их жанровую специфику, структуру и ее составляющие ("простейшие сообщения» или «высказывания"). Эти элементы могут быть сведены в единую систему, а "Чуньцю Цзо чжуань" - названа "комплексом комментирующих текстов", в котором выделяются четыре структурно-жанровые группы: исторические, историко-литературные комментарии и этический итог. В результате Ульянов делает вывод, что автор рассматриваемого памятника руководствовался не только комментаторскими (каноноведческими) задачами, но и стремлением сохранить исторические сведения о периоде Чуньцю. Таким образом, после реконструкции "Чуньцю Цзо чжуань" как хроники царства Лу исследователь может получить в свое распоряжение еще один ценный исторический источник.

В статье С.А. Комиссарова "Новый сезон раскопок терракотовой армии Цинь Шихуанди" представлен ряд сведений об истории и новейших открытиях 2009-2010 гг. в ходе раскопок мавзолея этого императора и его знаменитой терракотовой армии. Новые находки исчисляются примерно 120 фигурами, среди которых скульптуры офицеров (до недавнего времени было найдено только небольшое их количество), остатки деревянных колесниц, барабаны и бронзовое оружие; на одной из фигур лошади можно проследить контуры седла, что может свидетельствовать о наличии всадников в основном подразделении терракотовой армии, а не только пехотинцев и боевых колесниц, как считалось ранее. Кроме того, благодаря использованию новых реставрационных технологий удалось сохранить первоначальную окраску статуй.

С.Р. (Кучера рассмотрел специфические названия музыкальных мелодий и чиновников в Древнем Китае. П.М. Кожин представил очерк «Развитие техники в Китае от неолита до пуб-

ликации "Записок о проверке [качества] работ" ("Каогунцзи")», первоначальный текст которых был, вероятно, составлен в начале периода Чжаньго.

Следующая группа статей посвящена ханьской эпохе: В.В. Башкеев остановился на взаимодействии первого министра и главного цензора при Западной Хань; А.Д. Дикарев представил статистический очерк населения Китая в ханьскую эпоху; В.В. Гусаков рассмотрел отношения ханьского Китая и Центральной Азии; в статье Ю.Л. Кроля, посвященной авторам двух первых династийных историй, ставится вопрос об отношении Бань Гу к постулируемой Сыма Цянем идее о том, что ханьский Вэнь-ди был наделен "мандатом неба".

Борьба за передачу власти в царстве Вэй эпохи Троецарствия во времена правления Вэнь-ди и Мин-ди стала темой статьи Ф.С. Жирова, некоторые проблемы истории южнокитайской династии Поздняя Лян были проанализированы М.Е. Кравцовой.

Опубликованная на китайском языке с кратким русскоязычным резюме статья Чан Юя ЖЙ, посвящена исследованию составленного в танское время комментария Ду Му (803-852) к военному трактату "Сунь-цзы" - "Чжу Сунь-цзы". Г.Я. Смолин дал кратк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком