научная статья по теме ОГЛЯНИСЬ НАЗАД И ПОСМОТРИ ВПЕРЕД История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОГЛЯНИСЬ НАЗАД И ПОСМОТРИ ВПЕРЕД»

НАШЕ ИНТЕРВЬЮ

ОГЛЯНИСЬ НАЗАД И ПОСМОТРИ ВПЕРЕД

Ландшафтный дизайн - один из древнейших видов китайского искусства, в котором отражены представления человека о природе как месте созерцания и размышления. В ландшафтном искусстве Китая особое место занимают императорские сады, которые внесены ЮНЕСКО в Список всемирного культурного и природного наследия. О них наш корреспондент беседует с Е.В.ГОЛОСОВОЙ - дизайнером, признанным во многих странах мира (прежде всего, в Китае и Японии), ландшафтным архитектором, членом Английского королевского садоводческого общества, руководителем лаборатории ландшафтной архитектуры Главного ботанического сада РАН.

- Елена Владимировна, Вы много раз посещали Китай и в течение длительного времени изучали императорские сады. Какие из них, с Вашей профессиональной точки зрения, представляют сегодня наибольшую историческую ценность и почему?

- Значительное число императорских садов и парков, построенных за последнее тысячелетие в Китае, в том или ином виде сохранилось. Это и Бэй-хай, строительство которого было начато в XII в. и возобновлено при императоре Цзиньской династии Ши-цзуне (1723-1735), и Ихэюань, перестроенный цинской императрицей Цыси в конце XIX в. Особый интерес представляют те, которые строили (задумывали и воплощали при жизни) сами императоры. На Востоке садоводство - не зазорное дело для императоров. Так было в Китае, впоследствии эту традицию переняли и японские императоры. Часто садоводством в чистом виде они занимались после ухода от дел, передав государственную власть в другие руки. Интересный сад существует на территории Запретного города в императорском дворце Гу-гун - Ниншоугун, или сад императора Цяньлуна (1711-1799), построенный им на закате своих лет на площади чуть более полгектара. Несмотря на небольшое пространство, сад имеет множество пейзажных картин и хорошо спланированных видовых точек с высокими беседками. Каменные холмы выполнены в стиле садов долины р. Янцзы, с извилистыми дорожками и объемным лабиринтом. Все картины сада представляют единое целое, делая его гармоничным и разнообразным. Историки утверждают, что в Гугуне были и более крупные сады с прекрасными насаждениями. Но после одной из попыток дворцового переворота все крупные деревья были вырублены. В разное время столицами правящих китайских династий были Чанъань (Сиань), Пекин, Шэньян, Лоян, Кайфэн, Нанкин, Ханчжоу и Аньян. До наших дней прекрасно сохранились знаменитые пекинские парки Бэйхай, Цзиншань, Ихэюань, малые сады Запретного города, императорский дворец в Шэньяне и парк Бэйлин. Недалеко от одной из древнейших столиц Китая, города Чанъянь, находится усыпальница первого китайского императора.

Сохранилась очень старая схема города и дворца, судя по которой императорский парк превышал городскую застройку почти в 4 раза. Это исторический факт. Сейчас в черте города таких парков нет. Еще были сады императорского семейства, т.е. те, что строились для принцев, и в резиденциях местных правителей. Прежде всего, следует назвать резиденцию Сюйюань в Нанкине, южной столице Китая, и, пожалуй, в Гунванфу непосредственно в Пекине.

- На протяжении многих веков император в общественном сознании китайцев был Сыном Неба на земле. Бог и царь, как мы говорим. И китайские архитекторы, создавая садово-парковые комплексы при императорских дворцах, всегда стремились подчеркнуть столь высокий статус. Какими средствами?

- Я бы выделила следующие особенности. Сад Сына Неба должен быть самым большим и роскошным садом в Поднебесной. Выбору места под императорский дворец всегда предшествовал поиск величественных естественных пейзажей с учетом возможности преобразовывать пространство таким образом, чтобы воспроизводить пейзажи других географических мест Китая. Планировка императорского сада была направлена на то, чтобы живущий во дворце император мог использовать сад и строения в нем для выполнения государственных обязанностей. Сад должен вмещать множество гостей, слуг и воинов, иметь много места для танцев, проведения военных и развлекательных игр, охоты. В саду всегда отводилось место под буддийские храмы, а также под рисовые и овощные поля для нужд императорской семьи. И еще одна отличительная черта - создание собственного стиля. Большинство императорских садов расположено на севере, где недостаточно длинный вегетационный период, своеобразные архитектурные традиции, определенная цветовая гамма построек. Несмотря на усилия подражать известным юго-восточным садам в долине р. Янцзы, именно императорские сады определяли образование и развитие стиля, называемого «северными садами».

- Что представляет собой императорский сад с философско-религиозной точки зрения?

- Верховное божество в Китае - это Небо. Ни пришедший из Индии буддизм, ни религиозно-философский даосизм, ни конфуцианство никогда не были главными объектами поклонения китайцев. Культ Неба окончательно сформировался в эпоху Чжоу (XII-IX вв. до н.э.). Небо стало главным всекитайским божеством, в функции которого входило карать недостойных и награждать добродетельных. Удивительно, что при 20-кратной смене династий, существовавших от нескольких месяцев до нескольких столетий, каждый из императоров неукоснительно признавался Сыном Неба. И когда мы говорим об императорских резиденциях, то имеем в виду иллюстрацию главной идеи китайской аристократии всех династий - создание совершенной модели мира, поскольку у Сына Неба, как у Сына Верховного божества, похожего на человека (ведь императору поклонялись как божеству), не может быть изъянов в саду, т.е. в мире, в котором он живет.

- Европейцы удивляются, когда видят в саду множество архитектурных построек и изобилие скульптур. С чем связана эта традиция?

- Да, европейцы действительно удивляются, когда видят это обилие впервые. Архитектурные постройки китайского императорского сада, как и любого китайского классического сада, - это не столько дань какому-то украшательству, сколько функциональная система. В этом существенное отличие китайских садов, например, от японских. Павильоны китайского классического сада были их неотъемлемой частью: в них четко проявляется его зонирование - для охоты, для приема большого количества гостей, для специальных церемоний. Создавались личные сады - для полного уединения императора, в которые доступ других был ограничен или даже исключен. Они являлись видовыми точками, т.е. были декором пейзажного участка, а также точками обзора. Например, возводились павильоны для любования луной - сооружение строилось на открытом пространстве с окнами и видом на водную поверхность, в которой отражается ночное светило. Причем для китайской и даже японской архитектуры характерны круглые окна, в которые могла бы вписаться луна. В садах можно увидеть специальные павильоны для кормления рыб: с одной стороны, забава, с другой - еще один декоративный элемент сада.

- В какую цветовую гамму объединены компоненты сада? За счет чего достигается композиционное и смысловое единство дворцов и садовой скульптуры?

- Доминируют два цвета - красный и желтый. Это - императорские цвета. Яркость архитектурных построек в садах достигалась за счет красного цвета, в дополнение которому использовалась желтая или синяя черепица. Красные колонны дворцов и красные мосты, яркая роспись несущих конструкций галерей - все это утопает в зелени сада. И когда мы говорим о композиционном единстве архитектуры и садов, то, с одной стороны, это, безусловно, единство, но основано оно на цветовом и формовом контрасте. Например, в императорских садах северного типа в качестве декора используется яркая роспись павильонов на фоне спокойной гаммы деревьев. На юге страны - наоборот. Там много цветущих расте-

ний, поэтому в декоре самих павильонов мало цвета, но много других изысканных архитектурных элементов, выделяющихся своей формой, например, резьбой, формой крыш.

- Дизайн императорского сада - это синтез нескольких видов искусств: живописи и литературы (в частности, китайской мифологии), скульптуры и архитектуры. Какие сюжеты и персонажи сохранились до настоящего времени?

- В изображении животных китайские скульпторы никогда не стремились к правдоподобию, часто их образы можно назвать абстрактными. Это объясняется тем, что по даосским представлениям об устройстве мира человек является лишь частью природы и не может превзойти ее в своем творчестве. То, что в Европе называется садовой скульптурой, в Китае имеет совершенно другие корни и другой смысл. Изображение животных - как реальных, так и мифических - тесно связано с определенным местом. Чаще всего можно видеть пару львов, черепаху, слона, лягушку, журавля, редких мифических животных -сечжи и цилиня, а также дракона и феникса. В китайской мифологии отдельно стоит образ дракона -благородного носителя дождя и хозяина водной стихии. Классическое изображение дракона, играющего жемчужиной мудрости или держащего ее во рту, - излюбленный мотив росписей дворцов, живописных свитков и фигур из камня. Дракон наделен многими положительными характеристиками, поэтому неудивительно, что пятипалый дракон на многие столетия стал символом китайских императоров. Из скульптур, которые находятся в императорских садах, обязательно присутствуют львы. Пара львов - это достаточно древняя китайская традиция - обозначает вход в почитаемое или особо важное здание. Поэтому их можно увидеть не только в императорских садах или павильонах, но и в обычных парках. Тем более, что по древним легендам льву приписывается чрезмерное любопытство и любовь к зрелищам. Кроме драконов и львов, довольно часто встречается изящный и вечно возрождающийся феникс - символ императрицы. Черепаха и журавль - символы долголетия и одновременно символы вселенской гармонии - ЯН и ИНЬ. Другие животные, а также сечжи, цилинь, скульптуры воинов и чиновников можно видеть в парках императорских погребальных комплексов, каждый из них имеет мифологическую и историческую причину там находится.

- Это то, что касается мифологии. Но ведь живопись тоже сыграла не последнюю роль?

- Да, конечно. В отличие от европейских садов, где ландшафтно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком