научная статья по теме ОКЕАН ПУСТОТЫ Энергетика

Текст научной статьи на тему «ОКЕАН ПУСТОТЫ»



ОКЕАН ПУСТОТЫ

Н

I

Суап ргосеяя 15.0° 120.0 ЬРТ

а самом деле, эта статья о садах камней, и не только о них. Дело в том, что японский "сад" не равен простой сумме некоторого количества гальки, мхов и карликовых растений, расположенных в определенном порядке. Трудно провести четкие границы между религией, философией и искусством - они размыты. Японская поэзия и японские сады неотделимы друг от друга. И то, и другое - лишь формы выражения особого мировосприятия и мироощущения. Поэтому каждый отрывок статьи начинается с хокку (в пер. с японского - "короткая песня"). Это нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5 + + 7 + 5) не под силу "западному" менталитету. Многие хокку могут казаться непоэтичными, бессмысленными и даже смешными. Тем не менее, стоит попробовать увидеть их по-другому, глазами человека "востока", теми же глазами, для которых предназначены океаны пустоты - философские сады. Прочувствовав и поняв хокку, вы, скорее всего, сможете по-настоящему увидеть и японский сад. Не ищите в хокку прямых аналогий с повествованием, попробуйте ощутить общее настроение. Ведь и сады можно лишь приблизительно описать словами. Их же сущность ускользает в область многозначного...

1. О, Мацусима!

О, Мацусима, о!

Мацусима, о!

Тот, кто хоть раз в жизни видел Мацусиму -самое красивое место в Японии - не нуждается в ее подробном описании. Достаточно услышать слово "Мацусима", и благодарная

74

Ф

^ В1аск ргосеББ 45.0° 120.0 ЬРТ

память тут же нарисует живой образ. Тем же, кто не видел Мацусиму, нет смысла объяснять, на что она похожа. Лучше просто поделиться впечатлением, лаконично выраженным междометием "о" с восклицательным знаком. Между прочим, что "о!" произносит не абы кто, а, возможно, самый великий поэт Страны восходящего солнца - Мацуо Басе. И если уж сам Басё, будучи не в силах описать Мацусиму, ограничился многозначным "о!", то лучше поверить ему на слово и присоединиться к японцам во всенародном восхищении.

2. Западный ветер? Восточный?

Нет, раньше послушаю, как шумит

Ветер над рисовым полем.

Запад - многоречив, Восток - немногословен, но его молчание громоподобно. Сегодня

© А. И. Андреева

все знают емкое понятие "минимализм". Слова - пустое колебание воздуха. Методично цепляясь одно за другое, они свиваются в длинные цепочки фраз, которые громоздятся друг на друга, создавая ложное ощущение чего-то реального. Но стоит попытаться к ним прикоснуться - они тотчас же лопаются, словно мыльные пузыри. Эти бесконечные слова лишь затемняют смысл и сущность сказанного, и удел слушающего или читающего, продираясь сквозь них, добираться до сути.

3. Вечерним вьюнком

Я в плен захвачен... Недвижно

Стою в забытьи.

Извечная природа не предполагала наличия слов, не придавала им значения. Слово обладает силой, лишь, будучи написанным на бумаге и скрепленным печатью, тогда как сама природа - божественна, бесконечна, самодостаточна... Еще до того, как в страну пришел буддизм, японцы практиковали синтоизм. Эта древняя религия видит богов не где-то там, вдали от человека, а здесь, на земле, рядом - в каждом камне, дереве, водопаде, ручье, дуновении ветра. Поэтому японская культура всегда ставила природу выше искусства. "Японский мастер относится к природе не как господин к рабу, а как мужчина к женщине, от которой хочет иметь ребенка, похожего на себя" (Всеволод Овчинников).

4. Весна уходит

Плачут птицы/. Глаза у ры/б

ПолныI слезами.

Буддизм пришел на смену синтоизму, не отменяя его. Философия дзен сконцентрирована на бессознательном. Дзен-буддизм соединил даосский культ "недеяния" с буддийской медитацией. Предполагается, что человеку незачем перенапрягаться постоянной работой над собой, к просветлению можно прийти в минуты самозабвенного общения с природой. "Не сотвори, а найди и открой!" Потому садовник вправе лишь подправлять и облагораживать то, что сложилось само со-

бой, не вторгаясь в ткань природы собственными замыслами.

5. О, сколько их на полях!

Но кажды/й цветет по-своему, -

Вот вы/сший подвиг цветка!

Японская культура "природопод-ражательна", что проявляется во всем. Хаотичность Токио противостоит расчерченной по линейке планировке Пекина и Парижа. На взгляд японцев, даже город должен расти как лес. Японец проявляет свое мастерство, делая себя наименее заметным, как мудрый садовник, который придает дереву ту форму, которую оно охотно приняло бы и само. Тем не менее, даже самое незначительное вмешательство ограничено жесткими правилами и рамками, глубинный смысл которых в "не навреди гармонии природы". Правила эти неукоснительно соблюдаются.

6. Заброшенный

Среди бамбука

И прошлый год... и этот...

Представьте себе, что вы стоите на веранде старого императорского дворца в Киото. За долгие размеренные годы существования его облик остался прежним. Веранда примерно метров двадцать в длину -через каждые три метра столбики. Засыпанный гравием церемониальный двор - квадрат 25 на 25 метров, по которому не ходят. Слева от вас - мандариновое дерево. Справа -сакура. Перед вами - сад камней. Расстояние позволяет видеть как картину в целом, так и детали -шершавость неоднородных валунов, текучесть гальки, нежность мягких оттенков мха.

7. Как летом густеет трава!

И только у остролиста

Один-единственный лист.

Японский сад карэ сансуй ("сухой пейзаж") глубоко символичен. Необъятная природа спрессована в замкнутых рамках. Вселенная уменьшена и стянута в небольшую площадку. Пропорции создают иллюзию бесконечности. Атмосфера таинственности положена в основу паркового дизайна. Воздействует не только красота и совершенство

В1аск ргосеяя 45.0° 120.0 ЬРТ

форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу...

8. Жизнь свою обвил Вкруг висячего моста Этот дикий плющ.

Две непременные вещи в саду камней - это инь и ян, черное и белое, отрицательное и положительное, женское и мужское, вода и камни. Одно не существует без другого. Камни - всегда настоящие. Воду может изображать песок или галька. Остальные "персонажи" - мхи, деревьев может и не быть. Если же они есть, то часто это вечнозеленые сосны (символ долголетия). С другими растениями больше хлопот из-за сезонных изменений - цветение, листопад - сад должен быть прекрасен круглый год.

9. Было весело мне, но потом Стало что-то грустно... Плы/вут На ры/бачьих лодках огни.

Камень в его первозданной форме - главный атрибут японского сада. Обычно камни связаны с каким-либо буддийским мифом. В карэ сансуй они обычно группируются по три, по аналогии с божествами в буддийском храме. Основа триады -самый крупный камень, организующий два других. "Камни убегают и догоняют, упираются и поддерживают, смотрят вверх и вниз, лежат и стоят" (книга "Сэндзай Хисё"). Каждый камень обладает собственным "лицом". Размер камней, отношение их высоты к периметру, форма, цвет и другие свойства подобраны в соответствии с определенными философскими соображениями. В поисках идеала камни иногда привозят даже из-за границы. Составленные из них группы напоминают небольшие островки, часто встречающиеся в прибрежных водах японских морей.

10. Есть особая прелесть В этих, бурей измяых, Сломанны/х хризантемах.

Продуманно распределенные камни идеально "ложатся" в пространство, окружающее сад - фасад дома, деревья или кустарники, естественные водоемы. Все вместе органично вписано в разносторонний

76

треугольник, согласно закону движения. Самая длинная сторона прилегает к фасаду здания, короткая -слева, средняя - справа. Объекты внутри расположены так, что "каменные группы производят впечатление гор, реки и даже бьющихся о скалы волн океана" (Ясунари Кава-бата). В их порядке глубинный смысл, доступный только посвященным. Говорят, японец получает от общения с садом во много раз больше, чем любой другой человек.

11. Полдень. Лягушка

На грядке какой

И куда повернет?

Согласно принципу неопределенности и относительности, ни одна из воображаемых линий, соединяющих два предмета в саду, не должна быть равной другой по длине или параллельной. В триаде не может быть двух камней одного размера или одинаковой формы. Как и в самой природе, в японском саду царствует асимметрия. Не менее важны цвета - темные на заднем плане, более светлые - на переднем. Все нюансы оттенков многократно выверены - не совсем черный контрастирует с не совсем белым, серовато-бурый оттеняет всю палитру природно-зеленого. Такие цвета подсознательно настраивают на созерцание.

12. Островки... островки...

И на сотни осколков дробится

Море летнего дня.

Философский сад Реандзи в японском городе Киото. 15 черных необработанных камней, разбросанных по белому песку. И все. Их "разбросанность", впрочем, только кажущаяся. На самом деле камни организованы в 5 триад - 5 групп по три. Сам сад имеет форму четырехугольника, образуемого тремя каменными монастырскими стенами по сторонам. Четвертая сторона -кромка террасы, предназначенной для созерцания композиции. На террасе располагается внимательный или расслабленный, настороженный или удовлетворенный, жадный или пресыщенный наблюдатель. А сад живет своей потаенной жизнью и, постепенно вовлекая человека в неочевидное взаимодей-

Black process 45.0° 120.0 LPI

ф

Energ4_04AndreevaLO Page 77 Thuгsday, Maгch 25, 2004 3:39 PM

Ф

Ф

Ф

Ф

ствие, погружает его в глубины собственного бессознательного.

13. Зимой горька вода со льдом!

"Но крысе водяной

немного надо..."

Чуть-чуть я горло увлажнил.

Человек бросает первый, мимолетный взгляд на панораму сада. "Выхватывает" сначала одну группу камней, потом другую. Взгляд плавно перетекает с одного валуна на другой и, когда форма или текстура камня вызывает какие-то ассоциации, пусть даже смутные, - на время фокусируется на нем. Вокруг - однообразный белый песок, в пространстве нет ничего отвлекающего. Поэтому концентрация внимания увеличивается и порождает новые цепочки ассоциаций. Особая конфигурация песочного фона вокруг камней "направляет" взгляд, заставляя его перемещаться от группы к группе в строго определенном порядке. Постепенно человек ух

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком