научная статья по теме ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСПРИЯТИЯ Психология

Текст научной статьи на тему «ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСПРИЯТИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2009, том 30, № 5, с. 81-95

К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ИССЛЕДОВАНИЙ ВОСПРИЯТИЯ1

© 2009 г. В. А. Барабанщиков

Член-корреспондент РАО, зав. лабораторией системных исследований психики, Институт психологии РАН, Москва

Опираясь на идеи С.Л. Рубинштейна, автор формулирует принципы онтологического подхода к исследованию восприятия, которое рассматривается как событие, порождаемое в ходе взаимодействия человека с миром. Подчеркивается системный характер перцептивного процесса. Анализируются его основные образующие (субъект и объект восприятия, перцептивная активность, чувственный образ и др.). Обсуждаются перспективы онтологического подхода в психологии.

Ключевые слова: перцептивное событие, субъект восприятия, объект-ситуация, апперцептивный комплекс, перцептивная активность, чувственный образ.

Идея онтологизации субъекта и его сознания, их определение через способ жизни человека распространялись С.Л. Рубинштейном на изучение всех психических процессов и функций, включая ощущение и восприятие, традиционно изучающиеся с гноселогических позиций.

Согласно С.Л. Рубинштейну, человек не противопоставлен бытию и не вырван из него; это его часть, осознающая свое существование, проникающая в бытие, охватывающая его как целое. Человек родственен всему сущему. Выступая в функции субъекта, он подчиняется общим закономерностям бытия и сближается с субъектами любых форм активности. Различие между ними заключено в доле (мере) самодетерминации (самоопределения), которая на уровне человека достигает предельно высокого значения. С этой точки зрения, восприятие выступает как процесс и продукт взаимодействия материальных реальностей, человека и мира. Через восприятие, так или иначе опосредованного действием, совершается соприкосновение человека с миром, субъекта с объектом. "Воспринять - значит, по существу, онтологизироваться, включиться в процесс взаимодействия с существующей реальностью, стать причастным ей" [57, с. 305]. Воспринимая действительность, субъект привносит в нее

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 08-06-95072а/чел.).

собственное содержание, наделяет ее ценностями, делает осмысленной.

Окружающая действительность представлена воспринимающему в непосредственно-чувственной форме: многообразием красок, звуков, запахов, прикосновений или боли. Эти впечатления структурированы в пространстве и времени, носят предметный характер и обнаруживаются там, где локализуется их источник, - в среде, внутри или на поверхности тела. Как элементы внутреннего мира, они включены в организацию психической жизни человека, и потому все, что касается его природы и отношений к действительности, предполагает чувственную основу, или перцептивную составляющую.

В каком-то смысле жизнь и восприятие жизни неразличимы. Можно потерять зрение или слух, но нельзя лишиться самой способности воспринимать. Вне перцептивного процесса жизнь невозможна. Восприятие - это непрекращающаяся связь индивида со средой и миром, которые непосредственно открываются и оказываются доступными человеку в ее рамках. Благодаря восприятию живые существа становятся причастными действительности, ориентируются в ней и сохраняют себя как целостность. Это означает, что, во-первых, предметом восприятия являются события жизни человека - фрагменты или эпизоды его бытия; во-вторых, само восприятие осуществляется в форме события, т.е. эпизода жизни. Превращение действительности в элемент чув-

6

81

ственного опыта сопровождается его собственной судьбой, включенностью в поток конкретного времени, обусловливается другими психическими явлениями и характером взаимоотношений индивида с окружающей действительностью.

В данной работе представлена попытка анализа восприятия в контексте онтологического подхода, намеченного С.Л. Рубинштейном. Восприятие рассматривается как событие. Существовать (быть) - значит участвовать в процессах жизни. Перцептивное событие выражает изменение и, одновременно, сохранение для человека чувственной данности мира. В ходе события определяется и воспринимающий индивид, и его мир.

На сегодняшний день исследователей больше интересует гносеологический аспект восприятия: механизмы и способы чувственной презентации действительности - восприятия величины, формы, расположения предметов, их перемещения в пространстве, отношения яркости и цветности и т.п. Говоря об онтологии восприятия, чаще всего имеют в виду нейрофизиологические механизмы перцептивного процесса, акты поведения или потоки стимуляций, параметры которых можно объективно зарегистрировать и оценить. При этом чувственная данность человеку действительности - основной феномен восприятия - рассматривается как нечто производное, не имеющее самостоятельного значения. Между тем, любое перцептивное явление выступает не только в качестве функции сенсорной системы или образа среды, но и как переживание индивида и регулятор его активности. Оно столь же реально, как и сама действительность, поведение или динамика нервной ткани, т.е. имеет собственное относительно независимое бытие. Без учета оснований порождения, организации, развития и преобразования чувственных впечатлений, специфики их взаимосвязей наши знания о восприятии остаются принципиально неполными, а в практическом отношении - весьма ограниченными.

Онтологический подход позволяет рассмотреть перцептивный процесс в его целостности и развитии. В центре внимания оказываются взаимопроникновение субъекта и объекта восприятия, способы порождения и существования чувственного образа и его обусловленность системой внешних и внутренних детерминант. Каждая из образующих перцептивного процесса требует специального анализа.

* * *

В общей психологии словосочетание "субъект восприятия" встречается редко и на теоретическом уровне не представлено. Исследователи ограни-

чиваются предельно общим значением - носитель перцептивного процесса, либо отождествляют его с испытуемым. В психофизиологических работах в качестве субъекта восприятия рассматривается сенсорная система, мозг или организм в целом, в социально-психологических - сообщество (группа) либо личность.

Подобная трактовка связана с традициями сенсуализма, наиболее глубоко укоренившимися в практике психологического эксперимента. И субъект, и объект познания рассматриваются здесь в виде независимых вещей, объединенных однонаправленной причинно-следственной зависимостью: объект (природа) ^ субъект (сознание). Соответственно, процесс восприятия выражает лишь внешнюю связь объекта и его образа, который интерпретируется как результат физического воздействия среды на органы чувств. В данном контексте носителю восприятия отводится роль регистратора воздействий. Неслучайно при обсуждении конкретных феноменов вопрос о природе субъекта восприятия либо замалчивается, либо считается слишком общим и потому далеким от существа дела.

В экспериментальных работах перцептивный процесс рассматривается так, как если бы воспринимающий представлял собой сложно устроенный регистрирующий прибор, а объект восприятия - воздействующий на него внешний агент [18, 22, 40, 42, 68, 71, 72, 77, 86]. Выявлению рабочих характеристик "прибора" посвящено подавляющее большинство исследований восприятия. Они показывают, что эти характеристики очень динамичны, взаимосвязаны друг с другом и приводят к интегральным эффектам. При этом сам "прибор" наряду с внешними воздействиями чувствителен к потребностям человека, его темпераментальным особенностям, чертам характера, способностям, опыту и даже к внешнему облику. Существенно, что в процессе функционирования он может изменить не только свойства, но и принцип работы. Не остается неизменным и объект восприятия, который в разных контекстах обнаруживает различные качества и роли, периодически открываясь реципиенту с самой неожиданной стороны.

В последние десятилетия получен большой массив экспериментальных данных, демонстрирующих динамизм отношений "объект-образ" и тесную взаимосвязь восприятия с другими психическими явлениями (процессами, состояниями и свойствами личности). Показано, что в ходе восприятия складывается не только образ объекта, но и сам объект, а так же тот, кому этот образ принадлежит. Перцептивный процесс преодоле-

вает рамки основного феномена и открывается как явление бытия человека, в котором познавательное отношение часто играет подчиненную роль [10-13, 51].

Накопленный эмпирический материал заостряет вопрос об онтологической природе субъекта восприятия. Становится все более очевидным, что в качестве носителя восприятия необходимо рассматривать не техническое устройство или вещь в широком значении этого термина, а конкретного человека как субъекта жизни. Именно он оказывается "альфой" и "омегой" анализа восприятия как психического процесса.

Онтологически (конкретно) понятый субъект выражает основу многообразных отношений человека к действительности. Вступив в определенные отношения и играя определенную роль (выполняя функцию), индивид не просто подчиняется действительности, но и воплощает в ней самого себя, продолжает себя в мире. Чем сложнее и разнообразнее отношения, тем сложнее и многообразнее их субъект. Реализуя разные отношения с действительностью, один и тот же человек оказывается субъектом разных жизненных проявлений, в частности, восприятия, мышления, эмоциональных переживаний, общения, деятельности. Совокупность многообразных отношений индивида является основанием его различных качеств и свойств и, вместе с тем, субъектной организации в целом. Субъект жизни - своеобразный интеграл функциональных возможностей (свойств, качеств, образований, ролей) и, одновременно, достижений человека, не сводимый к субъектам отдельных отношений, но так или иначе присутствующий в каждом из них. Наиболее важное качество человека как субъекта заключено в способности распоряжаться собственными ресурсами, что позволяет ему строить отношения с действительностью, миром. Эта инстанция позволяет осуществлять выбор, ставить цели, принимать или отвергать задачи, соотносить предметы и события, но для самог

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком