научная статья по теме Оправдание частной собственности: святость, духовность, поиск этического обоснования Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Оправдание частной собственности: святость, духовность, поиск этического обоснования»

Теория и история государства и права

Донцов С.Е.

ОПРАВДАНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: СВЯТОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ, ПОИСК ЭТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

В статье характеризуется сущность этического обоснования частной собственности, проводится разграничение между понятиями «духовность», «святость», «мораль». Автор анализирует исторические факты и нынешнее развитие оправдания частной собственности. Особое внимание уделяется вопросам формирования идеологического правосознания и правопонимания. Ключевые слова: правосознание, право, неприкосновенность, духовность, правоотношение, мышление.

Dontsov S.Ye.

JUSTIFICATION OF PRIVATE PROPERTY: HOLINESS, SPIRITUALITY, SEARCH FOR ETHIC GROUND

The article deals with the essence of the ethical justification of private property and the distinction between the notions of «spirituality», «holiness» and «morality» is made. The author analyzes the historical facts and the current development of the justification of private property. Special attention is paid to the formation of the ideology of lawfulness and legal thinking. Keywords: sense of justice, law, inviolability, spirituality, legal relationship, thinking.

Использование понятия «святость» применительно к частной собственности имеет исторические корни.

Святое, священное есть результат сакрализации (от лат. sacrum - священное), наделение предметов, вещей, людей священным в религиозном понимании содержанием.

Сакрализация исторически использовалась людьми как идеал соотношения с законами и правом в целом.

«Во имя Господа нашего Иесуса Христа», - значилось на «титульном листе» кодекса Юстиниана, и далее в параграфе № 1: «Правоведение есть знание божественных и человеческих предметов, знание справедливого и несправедливого»1.

Религиозная основа может служить фундаментом теории и практики установления этических начал общества, а значит, его нравственности и культуры, составлять «культурный, нравственный и религиозный код» в «традиционно-православной стране»2.

Как отмечает А.Б. Зубов, «право, даже не закон, а именно право - это то, что в конечном итоге происходит от Божественного закона, что имеет абсолютный смысл, и поэтому возвращение на путь нравственности и права - это то, без чего вообще невозможно существование общества и государства. Собственность - это один из таких факторов»3.

Нельзя не согласиться с А.Ф. Черданцевым, «что в наше время остро встает вопрос о повышении нравственного и культурного уровней общества, иногда (гораздо острее) - о необходимости культурного и нравственного возрождения. Один из путей - более широкое обращение к достижениям мировой юридической культуры, в частности, к римскому праву»4.

Другое начало отношения к вещам, противопоставляемое светскому, мирскому, материальному, - фетишизм (от франц. идол, талисман). Слово, знакомое всему поколению, учившемуся в СССР, благодаря прославившему это понятие К. Марксу, употреблявшему его применительно к предметам материального производства («.. .в мире товаров с продуктами человеческих рук»5).

Общая духовная основа сакрализации и, как минимум, субъектов и объектов отношений, регулируемых правовыми

1 Институты Императора Юстиниана. - СПб., 1859 - С. 3, 7.

2 Зорькин В.Д. Предел уступчивости // Российская газета. - 2010. -29 октября. - С. 11.

3 Зубов А.Б. Реституция прав собственности: Сборник выступлений. -М.: Посев, 2005. - С. 182-183.

4 Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. -М.: Норма, 2012. - С. 296.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 23. - С. 82.

нормами (правоотношений), порождает естественное желание в поисках нравственного начала, раскрывающего «невидимую» субъективную сторону правоотношений, прибегнуть к терминам, в целом нехарактерным для традиционных и сугубо юридических, например охарактеризовать собственность через святость.

Дословно у С.С. Алексеева это звучит так: «Со временем по мере становления и развития права именно право и свойственные ему методы защиты стали с провозглашением святости, неприкосновенности собственности важнейшими элементами существования и развития права собственности». И далее: «Более того, защита права собственности в контексте ее неприкосновенности, святости ныне вообще является важнейшим элементом статуса собственника»6.

Ученый объясняет это тем, что «...отстаиваемая в этой работе трактовка сущности собственности в основной ее ипостаси (как явление цивилизации, продолжающее человека в вещах) преодолевает подмеченный в литературе прозаизм понятия собственности, способна возвысить его, обозначить его высоко значимые общечеловеческие, социальные и моральные характеристики»7.

Такой подход, очевидно, не имеет связи с сакрализацией.

Вообще связь через термин «святость - неприкосновенность», «святость - защита собственности» не несет сколько-нибудь того, что наделяет вещи и иное имущество священным в религиозном понимании содержанием.

Здесь, несмотря на желание С.С. Алексеева уйти от «прозаизма понятия собственности», наблюдается чисто позитивистский подход (что вообще естественно для юристов), а именно, следовать раскрытию сущности права собственности как вещного права. Отсюда и цитирование К.П. Победоносцева о праве собственности, которое «.неразрывно связано с вещью и не отстает от нее», и собственная мысль: «Вещь стала принадлежностью его (собственника. - С.Д.) права, соединилась с ним»8.

Стоит задаться вопросом: правилен ли в принципе поход за духовным содержанием правоотношений собственности через их объект - имущество (вещи, деньги, ценные бумаги, действия, результаты интеллектуальной деятельности и т. д.)?

6 Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. - 3-е изд. -М.: Норма, 2012. - С. 43.

7 Там же. - С. 21.

8 Там же. - С. 7.

Оговоримся, что существует церковное имущество, подвергшееся чину освящения, и оно считается священным (сакральным); это иконы, церковная утварь, используемая при литургии, молебнах, определенные места храмовой территории и т. д. Однако даже это имущество не является в религиозном понимании святым - оно лишь освященное.

Слово «святой» («святая») в полном значении этого определения применимо только к «сынам человеческим», в частности признанным святыми в соответствии с действующими в христианской религии требованиями, правилами, процедурой.

То имущество, которое люди наделяют в своем представлении свойствами, выделяющими некоторые вещи или обязанности среди иных предметов материального мира (или обязанностей юридического характера), несет в сознании верующего человека значительное содержание духовности либо ее преобладание над логической рациональностью, как следствие признания «основного начала духовной природы», всего сущего вокруг, - отмечено и подчеркнуто православными философами9.

Относясь к некоторым вещам более чем к вещам материального мира, люди нередко фетишизируют их, что в философии называлось пережитком христианства10.

Казалось бы, пустяк, невелика разница, относиться ли к вещам через призму крепкого и сформированного религиозного убеждения или впасть в некий пережиток.

Однако не надо забывать, что фетиш - это бездушные талисман и идол, или, можно сказать, «кумир». Видимо, отсюда тоже начинается отмеченное С.С. Алексеевым выражение: «...крайности - мания собственности, непомерная страсть к обогащению, накоплению богатства.». «От всего этого до чувства собственности - пропасть»11.

Принципиально путь к духовному богатству и совершенству человека (христианина во всяком случае) лежит не через вещи: «.удобно верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие» (МФ XIX, 24).

Цитируемые С.С. Алексеевым ученые (Б.Н. Чичерин, Н.А. Бердяев) как будто бы не отказывали собственности в духовном начале. Это, однако, поверхностное впечатление.

Процитируем то, что выделено у этих ученых С.С. Алексеевым. Это, в частности, определяющее в собственности -«умственная принадлежность вещи лицу» (Б.Н. Чичерин), т. е., по выводу С.С. Алексеева, акцент «при характеристике собственности» переносится «с природного зоологического аспекта жизнедеятельности человека на его характеристику как существа разумного и творческого». Н.А. Бердяев писал, что собственность «по природе своей есть начало духовное, а не материальное. она предполагает духовную жизнь личности в семье и роде,. связана с метафизической природой личности.»12.

теория правоотношений, в частности собственности и вещных прав вообще, как бы подвигает внешне и связывает все идеологическое, интеллектуальное с самим объектом, как правило, с вещью. Отсюда идут известные выводы о том, что «абсолютность вещных прав обусловлена как раз тем, что они закрепляют отношение лица к вещи.»13. Но это одна сторона содержания собственности - юридическая конструкция. Эта

особенность собственности отмечалась и более ста лет назад: «При этом право собственности отождествляется с самой вещью: настолько всесторонне оно ее охватывает. Таким образом, право собственности рассматривается как нечто телесное, хотя на самом деле оно, как и всякое другое право, является только отвлеченным понятием»14.

Искать духовное начало собственным путем «.отыскания баланса между такими ценностями, как свобода собственности и ее социальные функции», - окольный путь, не главный, а прикладной - односторонне лежащий через правопорядок (о нем лучше поговорить вместе с оценкой социального содержания права собственности). Любое целенаправленное движение через построение юридической конструкции собственности приведет к регулированию отношений лица по отношению к имуществу (вещам).

Ничего не меняется в этом плане, если выстраивается юридическая конструкция права интеллектуальной собственности, сколько бы ни говорилось о глубинных интеллектуальных и духовных основаниях со ссылкой на Б.Н. Чичерина и Н.А. Бердяева, так как, в конечном счете, все «заключается в том, чтобы придавать объектам интеллектуальной собственности все большую определенность, строгость и четкость при их закреплении, установлении способов и форм их реализации, правовой защиты»15.

В собственности как таковой (в экономическом и юридическом смысле) не «скрыта в глуби

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком