З.А. Жаде
доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой теории государства и права и политологии Адыгейского государственного университета*
Опыт исследования межэтнической напряженности (на примере Республики Адыгея)1
Сфера межэтнических отношений в России, претерпевшая значительные изменения на протяжении последних десятилетий в силу протекания динамичных этносоциальных, этнополитических, миграционных, конфессиональных и демографических процессов, продолжает оставаться в фокусе этнополитологического анализа. В ракурсе исследования этих проблем меняются акценты и подходы. Так, в рамках методологии и методики анализа межэтнических конфликтов актуализировалось понятие «межэтническая напряженность», понимаемое исследователями как характеристика межэтнических отношений, в которых этнические группы или их отдельные представители находятся в состоянии незначительной оппозиции или конкуренции.
В своих теоретических и эмпирических исследованиях, опираясь на труды таких известных исследователей, как Г.У. Солдатова и Т.Г. Стефаненко, мы будем рассматривать межэтническую напряженность как динамическую характеристику межэтнического взаимопонимания и межэтнических отношений в целом. Предварительно отметим, что, на наш взгляд, понятие «межэтническая напряженность» не обладает таким отрицательным смыслом, как понятие «межэтнический конфликт», и может являться атрибутом общества, в котором одновременно представлены позитивные и негативные стереотипы и идентичности, обусловливающие единую направленность на межэтническое взаимодействие.
Исходя из этого, вполне допустимо утверждать, что межэтническая напряженность является характерной чертой любого полиэтничного общества, в том числе и Республики Адыгея, в которой осуществляется сбалансированная государственная политика, направленная на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений. При этом во главу угла ставится сохранение стабильно спокойной общественно-политической обстановки. Протекающие здесь
* Жаде Зуриет Анзауровна, е-mail: zhadezura@yandex.ru
1 Работа подготовлена в рамках проекта РНФ 15-18-00148.
этносоциальные процессы в основном остаются в правовом поле и в конечном счете не имеют значительной конфликтной составляющей.
По результатам рейтинга межэтнической напряженности регионов России, проведенного Центром изучения национальных конфликтов, в Республике Адыгея выявлен низкий уровень межэтнической напряженности2. Тем не менее сохраняются определенные проблемы, и время от времени возникают некоторые очаги напряженности. Такого рода проблемы связаны прежде всего с взаимоотношениями между иноэтничными мигрантами и этническим большинством местного населения. Представляется несомненным, что эти процессы приобретают резонанс из-за конфликтогенных ситуаций, связанных с наличием на ее территории курдов.
Как известно, проблема межэтнических отношений особенно остро встает там, где происходит пересечение, наложение друг на друга различных этнических ментальностей. В Адыгее пересекаются и взаимодействуют значимые по численности этнические общности, к числу которых относятся курды, проживающие компактно на территории Красногвардейского района. С момента их переселения появилась «курдская проблема», являющаяся причиной межэтнической напряженности в регионе.
Исходя из этих рассуждений, мы считаем, что исследование межэтнического взаимодействия в условиях Республики Адыгея будет более плодотворным в ракурсе методологии межэтнической напряженности. В связи с этим межэтническую напряженность мы исследуем как неотъемлемую характеристику общества, субъектами и объектами которой являются этнические группы или отдельные ее представители. Это приводит к актуализации проблемы разработки программы и методов исследования, позволяющих объективно диагностировать и прогнозировать состояние межэтнической напряженности. Отметим, что межэтническую напряженность следует рассматривать как определенный уровень проявления не только социальной, но и психологической напряженности, присущей любому обществу, независимо от его этнического состава.
Результаты проведенного нами исследования, посвященного проблемам адаптации курдов, свидетельствуют о наличии проблемных сфер межэтнического взаимодействия в этнополитическом пространстве
о
региона3. Представители курдской диаспоры часто оказываются в ситуации недоброжелательного общения в силу доминирующих в их сообществе установок. Данная установка возникла главным образом в
2
Гроздья гнева. Рейтинг межэтнической напряженности регионов России // Сайт федеральной экспертной сети «Клуб регионов» [Электронный ресурс]. URL: http://club-rf.ru/rating / (дата обращения: 09.06.2015).
3 '
Жаде З.А. Специфика проявления межэтнической напряженности в местах компактного поселения курдов в Республике Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2013. Вып. 3. С. 194-200.
результате социальной конкуренции в условиях закрытости для общения представителей курдской группы, а также акцентирования культурных различий со стороны средств массовой информации и органов власти, особенно в начальный период пребывания этой диаспоры в Адыгее.
В свое время Г. Лебон отмечал, что основные черты народа проявляются в ситуациях его общего недовольства и беспокойного состояния4. В контексте такого понимания можно сделать вывод о том, что особенности любого народа, в том числе и курдов, лучше познаются именно в сложных для этого народа ситуациях. Курды имеют сильные этнические традиции, играющие важную, во многом доминирующую роль в жизни всей курдской общины, обособленный образ жизни, устойчивое (часто явно демонстрируемое) нежелание считаться с местными традициями, этническая консолидация (степень которой довольно высока) порой носит агрессивный характер. Отметим, что курды, в отличие от других групп мигрантов, до сих пор сохраняют многое из своего традиционного политического устройства: деление на родоплеменные группы (ашираты), институт наследственного лидерства (шейхи), элементы обычного права. Так, многими курдами Адыгеи в качестве наиболее авторитетных лидеров признаются не официальные главы их общественной организации, а шейхи.
С самого начала процесса поселения курдов в Адыгее возникли предпосылки к межэтнической напряженности. Обеспокоенность вызывают так называемые вигилентные конфликты (термин И.П. Чернобровкина), влияющие на распространение националистических настроений, этнической неприязни и ксенофобии5. Этнический вигилентный конфликт является конфронтацией местной этнической общины с этническими мигрантами. Инициатором конфликта выступают местные жители, которые воспринимают поведение этнических мигрантов девиантным. В тенденции вигилентные конфликты имеют затяжной характер. Они отличаются чередованием мирного сосуществования сторон (отмеченного взаимной неприязнью) и конфронтации (мигранты чаще её провоцируют) в условиях низкой интегрированности этнических мигрантов в принимающее общество и низкой взаимной культурной адаптации местных жителей и этнических мигрантов. Эффективность управления вигилентными конфликтами зависит от предотвращения конфронтации, своевременного переговорного или юридического разрешения этнических споров и формирования толерантных отношений.
В Адыгее к зоне вигилентной напряженности относится Красногвардейский район, напряженность в котором возникает из-за неприятия принимающей стороной курдских праздников, обрядов,
4 Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 139.
5 Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов н/Д., 2003. С. 67.
танцев, продолжительного звучания непривычной музыки и песен; из-за непонимания и неодобрения способов воспитания детей, отношения к образованию, неприятия общепринятых гигиенических норм.
В этой связи необходимой представляется реализация управленческой политики по профилактике межэтнической конфликтности, установок мигрантофобии за счет применения методик, повышающих эффективность адаптационных стратегий как мигрантов, так и принимающего социума.
К плоскости межэтнического взаимодействия, которая нуждается в регулировании для снижения уровня межэтнической напряженности, относятся мигрантофобия, распространенность представлений о допустимости силового решения межэтнических проблем, высокий уровень вовлеченности в конфликтные формы взаимодействия, распространенность оценок недостаточности представительства и учета интересов граждан органами власти.
Неоценимую помощь в поисках наиболее эффективных путей снижения напряженности, обеспечения мира и стабильности в регионе могло бы оказать развитие экономического сотрудничества и торговли. При этом, безусловно, такое сотрудничество следует рассматривать как определенный способ формирования устойчивых предпосылок и условий для налаживания мирного взаимодействия этносов. По нашему мнению, такое сотрудничество способствовало бы изменению структуры межэтнической напряженности в общественном мнении, этнические различия могли бы смягчиться и более активную роль стали бы играть профессиональные, производственные и другие идентификации. Межэтнические споры уступили бы место спорам производственным и общим задачам экономического развития.
Одним из ключевых механизмов преодоления межэтнической напряженности и налаживания мирного взаимодействия между принимающей стороной и мигрантами может стать неофициальное миротворчество или народная дипломатия. Как известно, у кавказских этносов с древнейших времен наряду с военной практикой активно развивались также и традиции примиренчества, когда кавказская культура мира и связанные с ней процедурные механизмы становятся оборотной стороной ее воинственности и агрессивности, т.е. своего рода компенсаторным инструментом сдерживания напряженности.
Различные аспекты межэтнических отношений в Адыгее затрагиваются в ряде региональных нормативных правовых документов. Некоторые положения соответствующего рода содержатся в Конституции Республики Адыгея. В
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.