научная статья по теме ОСНОВАНИЕ ЦИСТЕРЦИАНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В XII ВЕКЕ: ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОСНОВАНИЕ ЦИСТЕРЦИАНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В XII ВЕКЕ: ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ»

ЦЕРКОВЬ, ВЛАСТЬ И ПРАВО В СРЕДНИЕ ВЕКА

УДК 94(4)«11»::271.12

Ю.А. Ефремова

ОСНОВАНИЕ ЦИСТЕРЦИАНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ В XII ВЕКЕ: ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ИХ ВОСПРИЯТИЕ

В статье рассматриваются природные условия, в которых основывались первые цистерцианские монастыри, и их изображение в ранней цистерцианской традиции. Несмотря на то что выбираемые места зачастую не представляли значительных трудностей для существования обители, в источниках они неизменно изображались в соответствии с топосом «ужасного места» (locus horribilis), что соответствовало цистерцианскому идеалу жизни в уединении и служило выражением идентичности ордена.

Ключевые слова: цистерцианцы, XII в., монастыри, природа.

Выбор цистерцианцами мест основания своих обителей - сюжет, который редко остается без внимания в работах по истории данного ордена. Его важность не вызывает сомнений, поскольку сами цистерцианцы относились к выбору мест для своих монастырей с особым вниманием. Зачастую, однако, исследователи ограничиваются общепринятыми клише, упоминая лишь, что обители основывались в местах уединенных и труднодоступных. При детальном изучении этот вопрос оказывается несколько более сложным.

Наибольшее внимание как в цистерцианских источниках, так и в исследованиях, посвященных истории ордена, уделено основанию первой цистерцианской обители - Сито (до 1119 г. носившей название Monasterium Novum, «Новый Монастырь»). Аббатство было основано в 1098 г. Робером, настоятелем бенедиктинского монастыря Молем, находившегося на границе диоцезов Труа и Лангра. Будучи недовольным упадком благочестия в своей оби-

тели и не найдя поддержки у значительной части братии, вместе с двадцатью монахами Робер покинул Молем, чтобы основать новую обитель, образ жизни в которой строго соответствовал бы уставу святого Бенедикта. По мнению Ж. Лефевра, Робер и его спутники покинули Молем, не имея на примете никакого определенного места, и еще много месяцев бродили по землям Ша-лонского диоцеза в ожидании дарения от какого-нибудь сеньора1. В качестве подтверждения такой точки зрения можно рассматривать письмо папского легата Гуго с разрешением основать новую обитель. Этот документ не содержит точных указаний: Гуго ограничивается подтверждением того, что монахам позволено отправиться в «другое место», которое укажет им «божественная щедрость»2. Ж.-П. Оберже не разделяет эту гипотезу: по его мнению, более вероятно, что монахи сами нашли подходящее место на пути от Молема к Лиону3. Такая точка зрения представляется более обоснованной.

Выбранная для основания Нового Монастыря территория находилась на самом северо-востоке Шалонского диоцеза4. Было решено расположить монастырь в небольшой болотистой долине, окруженной труднопроходимыми лесами. В Exordium parvum («Малом начале») место, где был основан монастырь Сито, описывается как пустынное, непроходимое: «будучи расположенным в Шалонском диоцезе, в то время оно редко посещалось людьми, поскольку было окружено чащобами и зарослями, так что обитали там лишь дикие звери»5. Акцент делается на удаленности

1 См. Lefevre J.A. Que savons-nous du Cîteaux primitif? // Revue d'histoire ecclésiastique. Louvain, 1956. T. 51, Vol. 1. P. 5-41.

2 «Quod quia in loco praedicto, pluribus impedientibus causis, constat adimpleri non posse, nos utriusque partis saluti, videlicet inde recedentium atque illic remanen-tium, providentes, in locum alium, quem vobis divina largitas designaverit, vos declinare, ibique salubrius atque quietius domino famulari, utile diximus fore» (Exordium Cistercii. II: Epistola Hugonis abbatis // Narrative and Legislative Texts from Early Cîteaux / Ed. Ch. Waddell. Cîteaux, 1999. P. 402).

3 Auberger J.-B. L'unanimité cistercienne primitive: myth ou realité? Cîteaux, 1986. P. 91.

4 Имеется в виду диоцез с центром в Шалон-сюр-Сон в Бургундии, в отличие от Шалона-на-Марне в Шампани.

5 «...talique stipati comitatu, ad heremum, quae Cistercium dicebatur, alacriter te-tenderunt. Qui locus in episcopatu Cabilonensi situs, et pro nemoris spinarumque tunc temporis opacitate accessui hominum insolitus, a solis feris inhabitabatur. Ad quem viri Dei venientes, locumque illum religioni quara animo iamiamque conce-perant, et propter quam illuc advenerant habiliorem, quanto saecularibus despica-biliorem et inaccessibilem intelligentes, nemoris et spinarum densitate praecisa ac

Сито от населенных пунктов. Монахи стремились к уединению, которое могли предоставить им непроходимые чащи. Несмотря на то что количество обрабатываемых участков в Западной Европе в это время было относительно велико, некоторые лесистые местности все же сохранили достаточную уединенность. Папа Пасхалий II, давший согласие на основание Нового Монастыря и подтвердивший его нахождение под покровительством Святого престола, отмечает, что выбранное монахами место необитаемо и свободно от всяких земных забот6. Так, только чтобы добраться до него, согласно Exordium Cistercii («Началу Сито»), потребовалось приложить немалые усилия и преодолеть значительные трудности, через которые «необходимо пройти каждому, кто желает благочестиво жить во Христе»7.

Однако при более детальном изучении оказывается, что место, выбранное для Нового Монастыря, согласно источникам по основанию аббатства, не было настолько пустынным, как это описывается в источниках. Не так далеко от него проходил «соляной путь», ведший из северной Франции в солеварни в горах Юра, и, кроме того, в этой лесной местности находились владения таких влиятельных монастырей, как Сен-Жермен-де-Пре и аббатств святого Бенигния и святого Стефана в Дижоне8. Кроме того, данная территория была не столь неосвоенной, как это представлялось самими цистерцианцами. Так, в хартии о первых земельных дарованиях, данных Сито бургундским герцогом Одо и виконтом Рейнаром, отмечается, что на территории аллода, где был основан монастырь, уже находилась небольшая часовня9. Это подтверждается и археологическими данными10.

remota, monasterium ibidem voluntate cabilonensis episcopi, et consensu illius cuius locus erat, construere coeperunt» (Exordium parvum. III // Narrative and Legislative Texts... P. 421).

6 «Locum igitur quem inhabitandum pro quiete monastica eligistis, ab omnium mor-talium molestiis tutum...» (Chartes et documents concernant l'abbaye de Cîteaux, 1098-1182 / Ed. J. Marilier. Roma, 1961. P. 48. Acte 21).

7 «...post multos labores ac nimias difficultates, quas omnes in Christo pie vivere volentes pati necesse est.» (Exordium Cistercii. I // Narrative and Legislative Texts. P. 400).

8 Marilier J. Quelques précisions sur les commencements de Cîteaux: les donations d'Elisabeth de Vergy // Annales de Bourgogne. 1944. Vol. XVI. P. 29.

9 «Et quia ejusdem loci ecclesiam quam illuc usque tenuerat...» (Chartes et documents concernant l'abbaye de Cîteaux... P. 50. Acte 23, II).

10 Köpf U. Zur Spiritualität der früher Kartäuser und Zisterzienser // Bücher, Bibliotheken und Schriftkultur der Kartäuser: Festgabe zum 65. Geburtstag von Edward Potkowski / Hrsg. S. Lorenz. Stuttgart, 2002. P. 228.

Территории вокруг монастыря преображались довольно быстро. Уже во время составления Exordium parvum, т.е. через несколько десятилетий после основания Сито, земли вокруг обители, очевидно, были уже вполне освоены, о чем также свидетельствует указание на недоступность места лишь «в то время»11. С быстрым ростом монастыря его природное окружение в значительной степени изменилось - что, конечно, происходило и со многими другими монастырями. Данный текст дополняли решения, принятые Генеральным капитулом и нашедшие отражение в одном из его первых статутов: цистерцианские обители, в отличие от бенедиктинских, разрешалось основывать лишь вдали от городов и других поселений12. Следует иметь в виду, что текст Exordium parvum составлялся в то время, когда первые дочерние монастыри аббатства стали в свою очередь основывать свои дочерние обители, для которых он призван был стать примером и своего рода идеалом.

В места, предназначавшиеся для основания первых дочерних обителей, аббат Сито Стефан Хардинг всегда сначала отправлялся сам: «тщательно и усердно» он выбрал место для будущей обители Ла-Ферте13, вместе с Осерским епископом Ансием отправился на место будущей обители Понтиньи14, лично принял от графа Одольрика земли для основания аббатства Моримон15. Мы не обладаем достаточным количеством источников, чтобы утверждать, что аббаты дочерних монастырей Сито поступали так же: скорее всего, далеко не всегда они имели такую возможность. Особен-

11 «Qui locus in episcopatu Cabilonensi situs, et pro nemoris spinarumque tunc tem-poris opacitate accessui hominum insolitus...» (Exordium parvum. III // Narrative and Legislative Texts... P. 421).

12 «In civitatibus, castellis, villis, nulla nostra construenda sunt coenobia, sed in locis a conversatione hominum semotis» (Statuta ordinis cisterciensis. I (1134) // Statuta Capitulorum Generalium Ordinis Cisterciensis / Ed. J.-M. Canivez. Louvain, 1933. T. I. P. 13).

13 «Quem locum, dum praefatus abbas sollicite ac studiose perquireret, ad notitiam domni Gualterii cabilonensis episcopi... ista pervenit discussio» (Arrivée de la nouvelle abbaye de la Ferté // Chartes et documents concernant l'abbaye de Cîte-aux, 1098-1182 / Ed. J. Marilier. Roma, 1961. P. 66).

14 «Dehinc donnus Stephanus abbas et Ansius sacerdos Autissiodorum venientes, causam ordinandœ in prœdicto loco abbatiœ, beatœ memoriœ Humbaldo episcopo aperiunt» (Fondation de l'abbaye Notre-Dame de Pontigny // Cartulaire général de l'Yonne / Ed. M. Quantin. Auxerre, 1854. T. I. P. 228-229. N CXXII).

15 «Veniensque Stephanus, Novi-Monasterii abbas, suscepit locum ab Odolrico et uxore ejus.» (Charta fundationis Morimundi // Dubois L. Histoire de l'abbaye de Morimond. Dijon, 1852. P. 460).

но это верно для тех случаев, когда дочерняя обитель основывалась в отдаленных землях - в Испании, Англии, Скандинавии. Сам Стефан Хардинг, скорее всего, не участвовал в выборе места для Клерво, третьей дочерней обители Нового Монастыря. В некоторых случаях, не у

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком