научная статья по теме ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОМИНЬДАНА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОМИНЬДАНА»

ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОМИНЬДАНА1

© 2012 Е. Н. СТЕПАНОВА

Гендерное неравенство в форме дискриминации женщин существует в китайском обществе с глубокой древности. Основатель партии Гоминьдан Сунь Ятсен поддерживал принцип гендерного равенства и в 1912 г., сразу после победы Синьхайской революции, настоял, чтобы он был включен в проект Конституции. В 1924 г. Гоминьданом была признана необходимость "эмансипации прав женщин на основе принципа равенства между мужчинами и женщинами в законе, экономике, образовании, обществе".

Ключевые слова: Гоминьдан, гендерное равенство, статус женщин, свобода личности, равенство возможностей.

После переезда правительства Гоминьдан на Тайвань его политика стала более консервативной и авторитарной, что было продиктовано необходимостью обеспечить социальную стабильность. В 1950-1980-е гг. Тайвань прошел через драматические социально-экономические и политические коллизии, которые привели к законодательному повышению статуса женщины. При этом до реального равенства возможностей было еще далеко.

Китайская специфика "женского вопроса" состоит в том, что при отсутствии такого необходимого фактора, как индустриальная революция2, равноправие между мужчиной и женщиной в материковой части Китая было установлено в результате революции социалистической. Неизбежно в обществе с низким уровнем развития производительных сил возник формальный подход к данному вопросу [Ли Сяоцзян, 1988, с. 73; Синецкая, 2008, с. 219]. Китайским женщинам пришлось пережить трудности всевозможных общественных катаклизмов и трансформаций - от гражданской войны, революции и социалистических преобразований, левореволюционаристской политики эпохи "позднего Мао" до модернизации в постмаоистскую эпоху [Honig, Hershatter, 1988, p. 8].

Гендерная дискриминация не может быть сведена к "женскому вопросу". Гендер-ный подход помогает пониманию отношений между официальной идеологией и общепринятыми в обществе ценностями3, социальной цены экономического развития [Honig, Hershatter, 1988, p. 11; Ли Сяоцзян, 1988, с. 73; Синецкая, 2008, с. 15, 219].

1 Китайская Национальная Народная партия - консервативная политическая партия на Тайване. Гоминьдан был образован вскоре после Синьхайской революции в Китае, в ходе которой было свергнуто цин-ское правительство. Гоминьдан вел вооруженную борьбу с генералами Бэйянской группировки и Коммунистической партией Китая за право управления страной вплоть до поражения в Гражданской войне в 1949 г., когда власть в стране полностью взяли в руки коммунисты и гоминьдановскому правительству пришлось бежать на Тайвань.

2 Происходившая на Западе.

3 Закрепляющими традиционную социальную иерархию.

Немалую роль в истории данного вопроса сыграл такой феномен как феминизм. История феминизма в Китае состоит из нескольких неравных по времени и интенсивности этапов развития. На этапе становления женского движения в материковом Китае инициатива шла в отличие от Тайваня в направлении от мужчин к женщинам. Для участниц женских движений того времени на первом плане стоял вопрос самого существования китайской нации, поэтому женское движение в первой половине XX в. играло интегральную, поддерживающую роль в национальном движении. Отождествление женских интересов и государственных станет позже причиной потенциальной слабости женского движения, поскольку оно было объединено с национальным движением, изначально чуждым самой цели освобождения женщин от традиционного подчиненного социального статуса. В то же время национализм в материковом Китае служил легальным основанием для приобретения женским движением общественно признанной роли. Поэтому феминизм, возникший в Китае в результате привития западного привоя к национальному стволу, в конечном счете работал на нужды государства, а цели феминисток раннего периода сводились к требованиям бороться за благо нации [Chiang, Ku, 1986, p. 26].

Женское движение появилось в Китае в самом начале ХХ в. одновременно с революционным, возглавлявшимся Сунь Ятсеном, выражавшим общенациональные и общедемократические требования китайского народа [Edwards, 2001, p. 617-638]. Отношение "отца революции" к проблеме гендерного равноправия в Китае было неоднозначным. В марте 1912 г. в качестве временного президента Китайской Республики он издал декрет о запрещении бинтования ног4 женщинами, мотивируя это соображениями гуманности и необходимости вовлечения сильных и здоровых женщин в дело национального строительства. На Тайване кампания против бинтования ног началась еще в начальный период японской оккупации острова, уже к 1915 г. процент женщин, следовавших этой традиции, снизился в 3 раза - до 17,36% во многом благодаря широкому распространению на острове образования [Lipinsky, 2011, p. 1-2].

Сунь Ятсен уделял большое внимание развитию образования. Он издал декрет "Временные меры для общего образования", в котором выдвигалась идея создания более универсальной программы обучения в начальных школах для мальчиков и девочек и отдельно для девочек (позже, по инициативе супруги Чан Кайши5, образование с 5-го класса стало раздельным и велось по специальным программам).

В период, начавшийся непосредственно после Синьхайской революции, женщины были мало представлены во властных структурах. Из 120 участников конференции представителей провинций, собравшейся в декабре 1911 г., лишь десять были женщины (в основном члены Китайской Революционной Лиги - самые первые женщины-представительницы в законодательном органе не только Китая, но и Азии в целом). В 1912 г. в момент перегруппировки сил после Синьхайской революции и реорганизации Китайской Революционной Лиги в новую национальную партию Гоминьдан, вопрос о праве женщин на политическое представительство публично не обсуждался, и женщины на заседания Временного парламента допущены не были, хотя на этом настаивали. Также отмечались и разногласия в отношении политических прав женщин

4 Обычай бинтования ног в Китае восходит к древности. В Х в. он расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался затем почти десять веков. Редкие попытки "освобождения" женских ступней все же предпринимались, однако художники, деятели интеллектуальной сферы и обладавшие властью женщины, противившиеся обряду, были "белыми воронами". Их потуги были обречены на провал: бинтование ног стало политическим институтом. Он отражал и увековечивал низшее, по сравнению с мужчинами, положение женщин в социальном и психологическом плане.

5 Чан Кайши - военный и политический деятель Китая, возглавивший Гоминьдан в 1925 г., после смерти Сунь Ятсена.

внутри самих женских организаций и среди их лидеров (Чжан Чжаохань, Тан Цюньин и др.)6 [Biographical Dictionary..., 2003, p. 686-687].

При всем том Сунь Ятсен по-прежнему делал акцент на соблюдении принципа равенства женщин и мужчин, объединении женщин всей нации и широком распространении образования7, которое он полагал непременным условием для "неизбежного приобретения женщинами избирательного права в будущем". Он не пытался повлиять на решение Временного парламента по поводу прав женщин [Li Yu-Ning, 1988, p. 71]. На первом же плане для него стояли интересы нации и создание мощной политической партии [Li Yu-Ning, 1988, p. 7, 9, 62, 66, 70]. Тем не менее "Общество за женское избирательное право Китайской республики" с Тан Цюньин во главе выступало за реализацию политических прав женщин. Во время подготовки проекта Временной Конституции Китайской Республики оно отправляло петиции во Временный парламент с требованием о включении в нее статьи о равенстве прав мужчин и женщин. Однако в опубликованном проекте Конституции8 гендерное равенство оговорено не было, а различные законы, принятые в течение 1912 г., ограничивали избирательное право для женщин. Все же под давлением прогрессивной общественности, рассматривавшей образование как основу национальной мощи и возможности для самих женщин повысить свой экономический, социальный и политический статус, был достигнут определенный компромисс, позволивший перейти от отмены бинтования ног к расширению образовательных возможностей для женщин9 [Li Yu-Ning, 1988, p. 71].

Новая фаза в отношении Сунь Ятсена к женскому движению началась во время "Движения 4 мая" 1919 г., которое помогло многим женщинам осознать необходимость борьбы против подавлявших их права традиционных социальных ограничений и феодальных традиций. Ощутимые результаты борьбы женщин за свои права проявились тогда в двух сферах: создании совместных школ и в избирательном праве. Молодежь, участвовавшая в "Движении 4 мая", резко критиковала систему внутрисемейных отношений, подавляющую человеческую индивидуальность, и ставила освобождение женщин в качестве центрального вопроса демократии [Ono, 1989, p. 110-111].

В начале 1920-х гг., в ситуации отсутствия стабильного национального правительства, новые провинциальные правительства в провинциях Хунань, Гуандун, Чжэцзян, Сычуань сами восстановили у себя военный и политический порядок, приняв собственные конституции, которые гарантировали гендерное равенство в политических правах. Эти изменения стали результатом деятельности женщин-активисток начала XX в. С момента учреждения республики именно расширенная образовательная и коммерческая инфраструктура Китая в городских районах помогла развитию движения суфражисток, на которых огромное влияние оказали социальные и культурные изменения в Китае после Первой мировой войны. Они способствовали распространению западных веяний в Китае [Edwards, 2001, p. 623]. Женская организация провинции Хунань выдвинула программу из 6 пунктов: предоставление женщинам права голоса, создание равных образовательных возможностей для мужчин и женщин, прекращение дискриминации женщин на рабочем месте, предоставление женщинам права принимать решение по поводу заключения брака, гарантирование женщинам права наследования, запрещение полигамии. Принятая в 1922 г. Конституция провинции Хунань предоста-

6 Чжан Чжаохань была директором женской школы. Будучи активной поборницей просвещения, она призывала к равенству в политических

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком