научная статья по теме Основные формы организации музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников Науковедение

Текст научной статьи на тему «Основные формы организации музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников»

Кондакова О.Г., аспирант Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время значительно возрос интерес к музыкально-ритмическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Его значимость обусловлена внимание к поиску потенциальных возможностей человека, активизирующих закономерную смену его психологических состояний. Ритм рассматривается не только как основной элемент музыкального языка, способствующий развитию специальных свойств и качеств человека, позволяющих ему осуществлять музыкальную деятельность, но и как первооснова человеческой сущности. Это значит, что ритм, во-первых, упорядочивает связь между психологическими процессами и их внешними проявлениями, пробуждает внутреннюю активность в человеке; во-вторых, выступает в качестве механизма, позволяющего найти собственный путь вхождения в мир музыкального искусства.

Музыкально-ритмическое воспитание осуществляется через музыкально-ритмическую деятельность, как особый вид музыкальной исполнительской деятельности, в которой содержание музыки, ее характер передаются в движениях. При этом стержнем музыкально-ритмической деятельности является музыка, которая, по мнению Э. Жак-Далькроза, через движение приобретает телесные формы и преобразует наши тела. Движения под музыку формируют как общую музыкальную культуру, так и культуру тела, что является необходимым условием гармоничного развития.

Коррекционно-развивающие возможности музыкально-ритмической деятельности обусловлены, прежде всего, тем, что она, являясь источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т. е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.

Музыкально-ритмическая деятельность предполагает взаимосвязь музыки и движения, оказывающих положительное воздействие друг на друга. Эта связь обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, тембрового музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения), музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях. Эти компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и овладение ими детьми осуществляется посредством игр, упражнений и танцев.

В процессе формирования у умственно отсталых детей движений под музыку решаются следующие задачи: развитие музыкального восприятия, умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер музыкального произведения), в свободных движениях отражать жанры музыки (марш, танец, песню); овладение «языком движений», его семиотическими формами, умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ; развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах; осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер умственно отсталого ребенка.

Все формы организации музыкально-ритмической деятельности умственно отсталых младших школьников можно разделить на урочные и внеурочные. Традиционной урочной, а также основной, формой организации музыкально-ритмической деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида является урок ритмики. Ритмика традиционно стоит в ряду специфических коррекционных учебных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида, являясь не только наиболее адекватным и эффективным методом коррекции двигательных расстройств у умственно отсталых детей, но и важнейшим средством их эстетического воспитания. В педагогике под словом ритмика (от греческого гЫ1Ьт1ко8 - равномерный, размеренный, относящийся к ритму) подразумевается система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. В настоящее время существуют различные виды ритмики: логопедическая или логоритмика, фонетическая, коррекционная, физкультурная, оздоровительная и др. Ритмику, практикуемую в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, традиционно считают коррекционной и подразумевают под ней своеобразный вид кинезитерапии (то есть терапии движением), основанной на взаимосвязи музыки, движения, слова, где организующим началом служит ритм в его широком понимании. Музыка, движение и слово - это «три кита», которые лежат в основе урока ритмики и являются исторически обоснованными, т.к. в древности их триединство составляло синтетическую основу искусства. Однако характеризуя вид ритмики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимо определить ее как музыкально-коррекционную.

Уроки ритмики помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе музыкально-ритмической деятельности формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Музыкально-ритмическая деятельность способствует развитию музыкальности, музыкально-эстетического сознания через возникновение способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формированию музыкально-культурного кругозора.

Основной системообразующей целью является развитие музыкальности, становление музыкально-эстетического сознания умственно отсталого ребенка через возникновение у него способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движении, формирование музыкально-культурного кругозора его личности. С этих позиций должны определяться и педагогические задачи урока ритмики. Результатом же должны являться те изменения, которые происходят в ребенке, и которые будут проявляться в его музыкальной культуре, в характере музыкальной деятельности, в том числе музыкально-ритмической, в его эстетическом отношении к действительности.

В большинстве своем уроки ритмики похожи на уроки хореографии, на занятия художественной гимнастикой или аэробикой. Важно понимать, что урок ритмики - это не хореографический класс, не урок физкультуры под музыку, не фитнес, это не спортивное явление, а художественное. При таком подходе не только не реализуется основная цель уроков ритмики, но и ставится под сомнение основополагающий принцип музыкальной ритмики, заложенный еще Э. Жак-Далькрозом, об органичной связи движения и музыки, при котором музыка исполняет главную, ведущую роль, а не является фоном для движения. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движение же является своеобразным средством выражения художественных образов. Ритмика - это умение слушать и «пропевать» музыку в движении. В этой связи, на уроках ритмики необходима установка на глубокое восприятие музыки, умение ее пережить и прочувствовать, передавая свои ощущения так, как если бы она (музыка) была создана самим учеником. Только при соблюдении этого условия музыка надолго, а часто и навсегда остается в эмоциональной памяти ребенка, оказывая влияние на его мироощущение и поведение. При глубоком восприятии музыкального искусства через движение волшебный мир музыки полностью раскрывает свою высочайшую художественно-эстетическую ценность. Эта задача может быть решена только при организации систематиче-

ской работы по восприятию музыки на уроках ритмики: предварительного прослушивания и подробного анализа музыкального произведения, предлагаемого для движения. Урок ритмики должен быть наполнен лучшими образцами разнообразных по характеру, содержанию, жанру и стилю музыкальных произведений народной, классической и современной музыки. Репертуар должен способствовать формированию музыкального вкуса, расширению кругозора, пополнению «музыкального багажа» умственно отсталого ребенка, обогащению его словарного запаса, получению доступных ему знаний о музыке как виде искусства.

Любая исполнительская деятельность, в том числе и музыкально-ритмическая, по своему характеру имеет некоторые общие элементы с детской ролевой игрой, поэтому игра - не только один из эффективных методов обучения, но и форма организации деятельности. Музыкально-игровая деятельность вне занятий включает в себя музыкальные и музыкально-ритмические игры, которые могут быть использованы в различных режимных моментах, свободной деятельности детей, на праздниках и развлечениях. Выделяют следующие виды игр: музыкально-дидактические игры, игры с пением, игры с движением, речедвигатель-ные игры, игры-шутки, игры-загадки, ритмические игры. При этом музыка может использоваться в музыкально-игровой деятельности в двух вариантах: в виде музыкальной иллюстрации в игре или, когда сама музыкальная деятельность выступает основным содержанием игры (например, игра в урок музыки или ритмики, в праздник, в концерт) В первом случае, музыка придает выразительность, ритмичность движениям, позволяют показать чувства и настроение, возникающее в ходе игры; во втором, играя в «урок ритмики», «концерт», педагог может активизировать исполнение детьми знакомых ритмических движений, танцев, хороводов.

Музыкально-сценические этюды носят импровизационный характер и способствуют не только развитию творческого воображения, но и элементов актерской техники. В музыкально-пластическом этюде характер действий и их смена определяются содержанием музыкального произведения и его структурой. Музыкально-сценические этюды должны быть разнообразного характера, чтобы помочь детям активизировать свое личное отношение, как к драматургии музыкального произведения, так и к исполняемому ритмопластическому образу. Такая форма работы заставляет умственно отсталого ребенка не только услышать музыку, но и «увидеть» ее. Музыкальные произведения для таких этюдов можно найти в многочисленных альбомах детских пьес русских и зарубежных композиторов (П. Чайк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком