научная статья по теме ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСКУССТВА ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОГО СКИФСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСКУССТВА ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОГО СКИФСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

К Р И Т И К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я

ОБЗОР

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСКУССТВА ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОГО СКИФСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

© 2015 А. Р. КАНТОРОВИЧ

Скифский, или скифо-сибирский, звериный стиль VII - начала III в. до н.э. (далее - ССЗС), составляющий наряду с вооружением и конским снаряжением "скифскую триаду", - художественное направление в древнем прикладном зооморфном искусстве, характеризующееся стабильным набором животных персонажей, отображаемых в строго определенных позах и композициях с использованием особых приемов моделирования деталей1. В сущности, это один из "больших стилей" в изобразительном искусстве, соразмерный с такими направлениями, как геометрический, архаический или классический стили в древнегреческом искусстве.

Данное направление характеризует скифо-сибирскую культурно-историческую область ("скифо-сибирский мир"), определяемую наличием "скифской триады" и локализующуюся на огромном пространстве степей (и частично лесостепей) от устья Дуная до Байкала. Скифо-сибирский мир включает скифскую археологическую культуру степного Северного Причерноморья и Приазовья, Северного Кавказа и лесостепи от Приднепровья до Подонья, "савроматскую" культуру Нижнего Поволжья и Южного Приуралья, культуры сако-массагетского круга Казахстана и Средней Азии, тагарскую, пазырыкскую, уюкскую культуры Южной Сибири и Центральной Азии2.

Изучение скифского звериного стиля идет уже более столетия. Феномен данного художественного направления был выявлен на фоне других тенденций в анималистическом искусстве древности в трудах Э.Х. Миннза [Minns, 1913, р. 261-264] и Б.В. Фармаковского [Фармаковский, 1914, с. 29-37]. Затем М.И. Ростовцев [Ростовцев, 1918; Rostovtzeff, 1922; Rostovtzeff, 1929], Г.И. Боровка [Borovka, 1928] и К. Шефольд [Schefold, 1938, S. 3-77] описали характерные признаки скифского звериного стиля, проанализировали ведущие образы и мотивы ССЗС, определили его примерный ареал, попытались установить его хронологию, истоки и направления развития.

Исследования ССЗС, активно развернувшиеся во второй половине XX в. на основе массового прироста археологического материала, продемонстрировали, что данное искусство является одним из важнейших маркеров скифо-сибирского мира. Поскольку культуры, составляющие эту культурно-историческую область, локализуются в основном на территории бывшего СССР, проблема ССЗС стала одной из ключевых тем советской археологии (при существенном внимании к ней со стороны ряда зарубежных исследователей).

1 Несмотря на то что понятие "стиль" как таковое является частным по отношению к более общему понятию "художественное направление", словосочетание "скифский звериный стиль" традиционно обозначает в научной литературе именно художественное направление, поскольку имеется в виду взаимозависимость формы и содержания (см., например: [Королькова, 1996, с. 23]).

2 Со скифо-сибирским миром тесно связаны ананьинская и кобанская культуры, но их зооморфное искусство имеет особый характер и не является составной частью ССЗС.

Распад СССР, будучи серьезным испытанием для отечественной науки, не стал непреодолимым препятствием для развития исследований скифо-сибирского мира. На постсоветском пространстве изучение скифского звериного стиля было продолжено. Идет интенсивное накопление археологического материала в ходе раскопок, тогда как уже известные источники подвергаются более глубокому изучению с помощью новых методов и подходов, с учетом новых аналогий, выявляемых в процессе раскопок.

В связи с большим количеством публикаций, так или иначе связанных с ССЗС, данный обзор посвящен преимущественно статьям и монографиям, характеризующим восточноевропейский скифский звериный стиль (как локальный вариант ССЗС), под которым подразумевается массив изображений, выполненных в канонах ССЗС и происходящих с территории скифской археологической культуры.

В 1990-2000-е гг., как и в предшествующие десятилетия, осуществлялось комплексное изучение определенных регионов и художественных школ ССЗС (в советскую эпоху такие исследования, как правило, были одним из компонентов монографической характеристики конкретных археологических культур скифо-сибирского мира). Для восточноевропейского скифского звериного стиля эта тенденция проявилась в исследовании трех его локальных вариантов - лесостепного (среднеднепровско-среднедон-ского), степного (северопричерноморского и приазовского) и северокавказского3.

Прежде всего неоценимую роль сыграли исчерпывающие публикации раскопанных ранее важнейших памятников скифской археологической культуры на этой территории - Келермесского и Краснознаменного курганных могильников на Северном Кавказе (Россия) [Галанина, 1997; Петренко, 2006], Гаймановой могилы, Братолюбов-ского и Бердянского курганов в Поднепровье (Украина) [Бидзиля, Полин, 2012; Ку-бышев, Бессонова, Ковалев, 2009; Болтрик, Фиалко, Чередниченко, 1994, с. 140-156]. Данные публикации содержат высококачественное воспроизведение и подробную характеристику изделий в зверином стиле из этих памятников с привлечением параллелей и аналогий.

Весьма своевременно была переиздана важнейшая работа А.И. Шкурко (Россия) (базирующаяся на кандидатской диссертации данного ученого, защищенной в 1975 г.), в которой характеризуется лесостепной локальный вариант восточноевропейского скифского звериного стиля и содержится подробный статистический анализ его репертуара [Шкурко, 2000, с. 304-313]. М.С. Бандривский (Украина) с учетом новых находок исследовал западную периферию лесостепного локального варианта - территорию западноподольской группы скифской археологической культуры, находящейся на стыке с гальштатской зоной зооморфного искусства [Бандр1вський, 1996, с. 345-352; Бан-др1вський, 2010, с. 145-177]. Он пришел к выводу о наличии самостоятельной школы звериного стиля в данном регионе, испытывавшей воздействие центральноевропейско-го искусства и реликтов эгейско-анатолийской традиции [Бандр1вський, 2010, с. 164172]. А.С. Островерхов (Украина) продолжил исследования выявленной им ранее оль-вийской школы звериного стиля VI-III вв. до н.э., сформировавшейся на базе симбиоза скифского и древнегреческого (в основе ионийского) искусства [Островерхов, 1996, с. 85-102; Островерхов, 2005, с. 219-266]. Произведения этой школы обнаружены на территории Ольвийской хоры и шире, в зоне Днепро-Бугско-Днестровского степного междуречья; главными центрами производства были Ольвия, Березань, Никоний и периферийные поселения [Островерхов, 2005, с. 251-255]. А.Р. Канторович (Россия) в кандидатской диссертации и в ряде публикаций систематизировал и проанализировал изображения степного (северопричерноморско-приазовского) варианта скифского звериного стиля [Канторович, 1994; Канторович, 2002].

3 Под северокавказским вариантом скифского звериного стиля подразумеваются в первую очередь многочисленные прикубанские изображения, выполненные в соответствующем духе (невзирая на то, были ли конкретные мастера скифами, меотами или кем-либо еще), а также массив изображений из Центрального Предкавказья, включая Ставрополье.

В постсоветскую эпоху значительный прогресс был достигнут в изучении северокавказской зоны восточноевропейского скифского звериного стиля. Е.В. Переводчико-ва (Россия) продолжила характеристику прикубанского варианта скифского звериного стиля [Переводчикова, 1980; Переводчикова, 1994, с. 158-170; Переводчикова, 1995, с. 98-116]. Особенно важно выявление Е.В. Переводчиковой трех хронологических модификаций прикубанского звериного стиля и дробление на два этапа его "классического" периода (У-ГУ вв. до н.э.), выделенного еще М.И. Ростовцевым [Переводчикова, 1994, с. 158-167]. Е.Ф. Королькова (Россия), учитывая открытие шедевров искусства ССЗС в Филипповских курганах Южного Приуралья, предприняла попытку обосновать наличие истоков усложненно-декоративного прикубанского стиля IV в. до н.э. в искусстве кочевников восточных зон скифо-сибирского мира, в первую очередь Южного Приуралья и Южной Сибири [Королькова, 2005, с. 91-111].

Важную роль в исследовании прикубанского варианта скифского звериного стиля сыграла монография-каталог А.М. Лескова, посвященная так называемому Майкопскому кладу ^евкоу, 2008]. Эта книга была написана и издана в США, где ныне проживает ее автор, с именем которого связаны выдающиеся археологические открытия 19601980-х гг. на территории Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Монография представляет собой первое полное издание материалов из ряда музейных хранений (Метрополитен-музея, музея Университета Пенсильвании и из Государственных музеев Берлина), составляющих в совокупности Майкопский клад (около 300 предметов), основу которого образует коллекция, собранная в конце XIX - начале XX в. Мерлем де Массоно, главой виноградников юга России. Майкопский клад в значительной мере образован предметами, оформленными в скифском зверином стиле и происходящими в основном из зоны Прикубанья, но, возможно, и с территории Северного Причерноморья. Автор вводит в научный оборот множество неизвестных ранее произведений скифо-меотского звериного стиля, тщательно анализируя каждый из них, устанавливает их аналогии и хронологию, а в заключительном очерке систематизирует массив изделий, рассматривая соотношение изображений с категориями украшаемых вещей и выявляя основные тенденции в развитии скифо-меотского искусства.

Прикубанскому локальному варианту как симбиозу скифского и меотского зооморфного искусства, его образам, сюжетам и мотивам, его влиянию на сопредельные территории посвящен ряд статей В.Р. Эрлиха (Россия), Г.К. Шамбы (Абхазия) и А.Р. Канторовича (Россия) [Эрлих, 2002, с. 7-17; Эрлих, 2004, с. 158-172; Эрлих, 2009, с. 456-460; Эрлих, Шамба, 2005, с. 164-171; Канторович, Эрлих, 2004, с. 49-63; Канторович, 2010, с. 286-314], а также монография-каталог, включающая 175 произведений древнего бронзолитейного искусства УШ-Ш вв. до н.э., хранящихся в Государственном музее искусства народов Востока и Национальном музее Республики Адыгеи [Канторович, Эрлих, 2006].

Новые материалы, полученные в результате и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком