научная статья по теме ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ ИНЖЕНЕРИИ Философия

Текст научной статьи на тему «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ ИНЖЕНЕРИИ»

Основные вопросы философии инженерии

БАО ОУ

В конце XX - начале XXI в. исследователи из Китая, Европы и Америки в явном виде выдвинули программу философии инженерии. Инженерия является созданием новых материальных предметов и имеет существенные отличия от науки и техники. Китайский философ Ли Боцун отметил, что основой философии инженерии является утверждение "я изготавливаю вещи, я пользуюсь вещами, следовательно, я существую". Вопросы о том, может ли человечество творить (создавать вещи) и как оно может это делать, составляют основные вопросы философии инженерии.

At the end of the XX - beginning of the XXI centuries a number of researchers both from China and several European and American countries explicitly proclaimed a program in philosophy of engineering. Engineering means creating new material objects, and it enjoys significant differences from science and technology. Chinese philosopher Li Bocong mentioned, that the phrase "I create things, I use things, thus I exist" may be viewed as basis for philosophy of engineering. So, questions of whether and how human beings can produce things are the main questions in philosophy of engineering.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творчество (создание вещей), инженерия, наука, техника, философия инженерии.

KEY WORDS: creating things (producing things), engineering, science, technology, philosophy of engineering.

После произошедших в XX в. поворотов к логике, языку, истории и социологии философия двигалась в направлении разделения и специализации. В середине и конце XX в. человечество столкнулось с исторически беспрецедентными и обостряющимися день ото дня глобальными угрозами: загрязнением окружающей среды, дефицитом энергоносителей, различными все более разрушительными стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и войнами. В философии же по сути и по функциям наблюдался спад. "Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его", — как сказано в "Тезисах о Фейербахе". Многие китайские, европейские и американские философы проявляли активный интерес к развороту философии в сторону практики. В частности, китайские исследователи на основе изучения современной науки, техники (технологий) и инженерии выделили на "философской карте" новый

© Преловский Н.Н. (перевод), 2014 г.

независимый регион философии инженерии, выдвинули её исследовательскую программу, рассмотрели специфические черты, сущность, статус и роль инженерии; специфику инженерного мышления; методологию инженерии; сходства и различия между философией инженерии, философией науки и философией техники; связь инженерии с природой и обществом и другие вопросы. Мне хотелось бы обобщить результаты передовых исследований китайских ученых, изложить основные вопросы философии инженерии, касающиеся философских предпосылок, породивших философию инженерии, отправных пунктов аргументации в сфере философии инженерии, а также специфики инженерного мышления.

1. Тема создания и использования вещей, обойденная в прежней философии

В философии, ядром которой является человеческая деятельность, главной темой должны стать деятельность по созданию и использованию вещей, а также результаты этой деятельности, "артефакты". Однако начиная с Древней Греции известнейшие западные философы примечательным образом обходили эту тему вниманием. В качестве примеров можно привести Аристотеля, Канта и К. Поппера.

Аристотель на примере "дома" разъяснял, что все предметы материального мира имеют материальные, формальные, движущие и целевые причины, то есть сформулировал учение о четырех причинах. Но рассмотренный Аристотелем "дом" не сотворен Богом, а построен человеком. Материальный мир, затрагиваемый учением о четырех причинах, включает в себя и артефакты, и это учение изначально должно быть теорией деятельности по изготовлению вещей и продуктах созидательной деятельности людей, "однако Аристотель упорно рассматривал учение о четырех причинах в качестве всеобщей и универсальной теории материальных объектов" [Ли Боцун, 2001, 21], но не артефактов.

Кант в "Критиках" придал практическому разуму приоритетный статус по отношению к теоретическому разуму. Но рассматриваемая Кантом практика ограничивается этической сферой, он не обсуждает человеческую деятельность по изготовлению вещей. В философии Канта затронута лишь вершина айсберга "практики". Германский инженер, философ, представитель философии инженерных технологий Фридрих Дессауэр (18811963) считал необходимым написать "Критику технического производства" (Critique of Technological Making), ядром которой станет понятие "производства" и которая в качестве "четвёртой Критики" восполнит пробелы философской системы Канта.

Поппер разработал теорию трех миров: это мир физических объектов или физических состояний, мир состояний сознания или мыслительных (ментальных) состояний, это мир объективного содержания мышления, прежде всего содержания научных идей, поэтических мыслей и произведений искусства [Поппер 2006, 332-333]. Хотя в связи с третьим миром Поппер упоминает продукты созидательной деятельности людей (например, самолеты), однако по сути "он заметил лишь человеческую деятельность в сфере духовного творчества и полностью проигнорировал материальную созидательную деятельность людей" [Ли Боцун, 2001, 22].

Материализм в прошлом большее внимание уделял вопросам существования "материи" и ее первичности, но и это существенно отличается от рассмотрения "деятельности по созданию вещей".

Ли Боцун1 утверждает: "Человеческая деятельность по изготовлению вещей слишком универсальна, философ не может не замечать ее; продукты человеческой производственной деятельности слишком универсальны, философ не может не пользоваться ими. В связи с этим тема изготовления вещей, кажется, должна очень легко попасть в поле зрения философа и стать главной в философском саду. Тем не менее, в истории западной философии она постоянно терялась" [Ли Боцун, 2002б, 50]. Сущность философии заключается в любви к мудрости. Если признать, что "мудрость" относится не только к теоретической деятельности, но и к деятельности по созданию и использованию вещей, то в предшествующей философии обнаружится серьезный двойной пробел за счет утраты

тем, касающихся создания вещей и мудрости в создании вещей. Подъем "создания вещей" на один уровень с бытием ("материей" и "сознанием") становится новым концептуальным прорывом в развитии философии.

2. "Четвертый мир" - предпосылка философии инженерии

Утверждение Декарта "мыслю, следовательно, существую" ("Cogito Ergo Sum") стало свидетельством прогресса в европейской философии Нового времени, сыграло важную роль в развитии теории познания. Сейчас утверждение Декарта приобрело новое значение: под его влиянием в китайской философии было сформулировано утверждение "я создаю и использую вещи, следовательно, я существую" [Ли Боцун 1993].

В современном обществе человеческая деятельность по созданию вещей развивается в направлении неограниченной диверсификации. Одновременно с разрешением насущных проблем человеческого существования эта деятельность создала много новых проблем, от которых зависит судьба человечества в будущем. Если современная философия ограничится только темами теории познания, она учтет лишь философские повороты в сторону логики и языка - и тем самым отвернется от требований, предъявляемых к ней человечеством в нынешнюю эпоху. Поэтому создание и использование вещей должно стать новой главной темой философии, привлечь предельное внимание философов.

Если философы науки признают в качестве предмета исследований "третий мир" Поппера - мир объективного содержания мышления - то "нам также необходимо признать, что человеческая деятельность по изготовлению вещей и продукция материальной производственной деятельности образуют четвертый мир". "Третий мир является продуктом познавательных процессов, четвертый мир - продукт процесса создания вещей либо процесса производства или строительства" [Ли Боцун 2001, 22]. Необходима новая философская дисциплина, соответствующая "четвертому миру" и процессу его создания. Поэтому возникновение философии инженерии имеет необходимые логические предпосылки.

3. Триада науки, техники и инженерии

С конца XIX в. философия науки постепенно выделилась в самостоятельный регион на философской карте, заняв на ней центральное положение. Хотя понятие "философии техники" было введено в 1877 г. Эрнстом Каппом в "Программе философии техники", однако общее признание среди философов оно получило лишь в середине и конце XX в. Благодаря усилиям философов техники к концу прошлого столетия философия техники также нашла себе уголок на философской карте. Философия инженерии впервые начала появляться в сфере философии техники того времени.

У того, что философия инженерии родилась позднее философии науки и философии техники, имеется много причин. Одна из главных заключается в том, что взаимоотношения между тремя понятиями - наука, техника и инженерия - на протяжении долгого времени не получили полного и углубленного исследования, так что понятие инженерии с опозданием попало в поле зрения философов.

Понятие науки довольно рано получило углубленное рассмотрение в работах философов и ученых-естествоиспытателей, и поэтому сравнительно рано возникли программы философии науки, направленные на исследование сущности науки и процесса научного познания. Но это привело и к тому, что понятие науки долгое время оставалось единственным предметом исследований. Когда философы науки говорили о технике, они забывали (или даже намеренно игнорировали) тот исторический факт, что в процессе социального развития человечества техника предшествовала науке; полагали, что техника "подчиняется" науке, рассматривали технику в качестве "прикладной науки", сводили ее к понятию науки.

Когда философия техники начала самостоятельное развитие за пределами философии науки, возникла другая крайность: наука стала рассматриваться в качестве "теории техники" и была сведена к понятию техники, будто наука "подчинена" технике.

С 1930-х - 1940-х гг. связь между наукой и техникой ст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком