научная статья по теме ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЧЕРТЫ ХРИСТИАНСКОГО МОДЕРНИЗМА (КОНЕЦ ХIX - НАЧАЛО XX В.) Философия

Текст научной статьи на тему «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ЧЕРТЫ ХРИСТИАНСКОГО МОДЕРНИЗМА (КОНЕЦ ХIX - НАЧАЛО XX В.)»

Основополагающие черты христианского модернизма (конец XIX - начало XX в.)

И. В. ВОРОНЦОВА

Задача статьи - свести воедино основополагающие доктринальные черты римо-като-лического и русского христианского модернизма. Черты эти схожи в своей основе, что говорит об объективном характере данного исторического явления, позволяя отнести религиозные движения в разряд общественных движений.

The aim of the article is to bring together the fundamental doctrinal features of the Roman Catholic and Russian Christian modernism. The fact that these traits are similar in nature indicates the objective character of this historical phenomenon, allowing to include the religious movements in the category of social movements.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: римо-католический модернизм, русский христианский модернизм, новое религиозное сознание.

KEYWORDS: Roman Catholic modernism, Russian Christian modernism, the new religious consciousness.

Революционные эпохи легко подчиняют себе религию... В такие эпохи общественное освободительное движение принимает иногда форму религиозного, религиозное движение входит, как составная часть, в общеосвободительное. То же происходит и у нас в России.

Н. Бердяев

Религиозное сознание - одна из систем мировоззрения, укрепляющая общество в периоды стабильности и подверженная изменениям в эпохи значительных социальных модернизаций. Церковная модернизация зависит от глубины общественной модернизации, и в таком варианте может затрагивать даже религиозно-догматические основы. При этом в обществе создаются дополнительные очаги внутриполитической нестабильности. Возникающие в условиях церковного обновления религиозные движения (их зарождение, история эволюции) в этом контексте неизбежно должны рассматриваться как движения об-

© Воронцова И.В., 2010 г.

щественного характера и не являться предметом исследования одних лишь теологических дисциплин. Мы намерены подчеркнуть это в данной статье на примере модернизации традиционного религиозного сознания в начале ХХ в.

Возникновение религиозных движений имеет объективный характер, и это возможно проследить, изучая попытки модернизации церковного сознания в двух христианских Церквах, различающихся в административном и вероучительном отношении: Римско-Католической и Русской Православной. При неравномерности процессов секуляризации общественной жизни в XIX в. в странах католической Европы и православной России, при разных типах государственности и сменяющих друг друга этапов общественного развития программное содержание религиозно-обновительских движений было однотипным.

Социокультурная модернизация, захватившая Западную Европу в XIX в., сказалась на России, где консервативная позиция Русской Церкви к началу ХХ в. была поставлена под сомнение, и всё, связанное с сопротивлением прогрессу, получало осуждение передовых культурных деятелей и клеймилось названием "обскурантизма". В Римско-Католической Церкви во Франции, Италии и Англии тенденция обновления религиозного сознания появилась в среде богословов, клириков и философов; в Русской Церкви - в среде религиозной интеллигенции и отдельных представителей духовенства. Тенденция имела содержанием критику уставной, догматической, литургической, социальной сторон церковной жизни, целью - модернизацию данных областей, задачей - привести христианство к согласию с современным научным и общественным мировоззрением. В основу религиозного модернизма была положена та идея, что религии онтологически присущ внутренний динамизм. В римо-католицизме модернизм возник в конце XIX - начале XX в., в православии - в первой четверти ХХ в. В Русской Церкви его появление оказалось исторически связано с насущной необходимостью восстановления формы канонического управления и автономии. В качестве внутренней причины возникновения римо-католического модернизма ("неокатолицизма"1) следует назвать административный строй Римско-Католической Церкви, определенный Ватиканским собором 1870 г., когда она получила строго монархическое устройство.

Термин "модернизм", определяющий тенденцию церковного обновления, вошел в употребление из окружного послания ("РавсепШ ёотт1с1 gregis") Римского понтифика Пия Х2 (гл. "Бе Modernistarum doctrinis"). Модернистское движение в России начала ХХ в. носило название "новое религиозное сознание". Зачинателей его современники назвали "неохристиане".

Модернизм - явление само по себе социальное, и предпосылками христианского модернизма стали: осмысление версий гуманизма в марксизме, идея "сверхчеловека" Ницше, антинормативизм (основанный на осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам исторически преходящим) и релятивизм, в перспективе приводящий к отказу от идеала "традиции". Основной причиной модернизма в христианстве стала последовательная секуляризация в общественной и культурной жизни.

"Модернизм - явление не национальное, хотя и окрашенное национальными особенностями, - отмечал профессор МДА С.В. Троицкий. - Он затрагивает до самых корней... вопросы не только чисто религиозные, но и нравственные, интеллектуальные и социальные и при том со стороны наиболее... близкой современному обществу" [Троицкий 1908а, 3]. Общность обновительских намерений модернистских движений была обусловлена схожестью исторических условий их появления. Можно выделить следующие общие черты:

1. Доктрина модернизма была составной системой, призванной обновить структуру общества, политику, философию, теологию, Церковь и саму религию. Её утверждения направлялись на выявление недостатков, этот принцип объединял частности в действенное целое.

2. Целями модернизма являлись: в Европе - провести независимость внутренней и внешней политики государства от Церкви, и Церкви от государства - в России; освободить государственные структуры от религиозных полномочий; ввести свободу совести как в отношении традиционных конфессий, так и религиозных убеждений. Результатом должно было стать взаимопонимание между христианскими конфессиями, религией и различ-

ными видами атеизма, с тем чтобы это взаимопонимание ценилось выше догматических различий.

Основные усилия христианских модернистов в России и странах римо-католицизма были направлены на пересмотр:

- отношения к авторитету Священного Писания и Предания;

- роли Церкви в истории;

- догматов и богослужения;

- схоластического языка богословия;

- церковных Таинств;

- образования в духовных школах;

- социальной роли христианства.

Исторические корни христианского модернизма имели схожую общественно-культурную "почву". Признавая, что римо-католический модернизм возник в ходе кризиса позитивизма, теоретик русского христианского модернизма Н.А. Бердяев писал: "Модернизм - движение... умственное... оно тесно связано с кризисом западного католичества и кризисом современного европейского сознания" [Бердяев 1910, 255]. Русский христианский модернизм обозначил кризис в Русской Церкви и проявился как реакция общественного сознания на позитивизм 1860-х гг. в России. В римо-католицизме философы уже в середине XIX в. пытались обновить и укрепить религиозное общественное сознание. В Германии, например, они опирались на немецкий романтизм, используя отдельные положения Ф. Шлейермахера, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. "Свою деятельность они начали. как представители романтизма, под воздействием идей романтизма заинтересовались католицизмом. Бадер, Гёррес, Шлегель отражали в своей философии ту культурную духовную традицию, которая возникла в западноевропейских странах после поражения французской революции" [Кузмицкас 1984, 55]. Во Франции модернистами были "писатели, стремящиеся примирить догматы католической Церкви с последними выводами философской мысли", и вместе с тем "не являющиеся адептами одного какого-нибудь учения... Тут можно найти всевозможные влияния, вплоть до влияния Канта... Бергсона" [Милора-дович 1915, 14]. В России второй половины XIX в. о необходимости просветить общество западноевропейской философией, в частности, Гегеля, Фихте, Шеллинга писал архимандрит Ф. Бухарев. Его взгляды были поддержаны рядом светских изданий и осуждены Церковью, но его идеи оказали воздействие на формирование культурных традиций XX в., отразились в тезисах доктрины "нового религиозного сознания" (далее - НРС) о воцер-ковлении культуры [Мережковский 1911; Воронцова 2008, 31-32]. Желание архимандрита Ф. Бухарева обновлением общественного сознания укрепить авторитет православия вызвало непонимание у магистра богословия и издателя "Домашней беседы" В.А. Аскочен-ского3, обвинившего его в том, что он ищет просвещения России в духе западноевропейских вероисповеданий4 [Аскоченский 1861, С. 79-80].

Возникнув хронологически почти одновременно, движения оказались в своих странах в разных исторических эпохах: римо-католический модернизм - в Европе, прошедшей веху социально-революционного перелома; в России - накануне революции. Это не могло не сказаться на итогах эволюций обоих направлений модернизма. 8 сентября 1907 г. Папа Римский Пий X выпустил энциклику "Pascendi dominici gregis" ("Необходимость пасти стадо"), направленную против модернизма, за ней последовали отлучения известных модернистов, а в 1910 г. им была введена так называемая анти-модернистская присяга, обязательная для всего духовенства. В Европе после осуждения модернизма Папой Пием X движение пошло на спад и к 1911 г. его следы иссякли. В России завершение общественной деятельности НРС пришлось на 1917 г., - приход к власти большевиков - и эмиграцию вождей движения за рубеж.

Русский христианский модернизм признавал близость идей римо-католического модернизма. Сторонник модернизма Г. Трубецкой в 1907 г. перечислил общие черты, в том числе в отношении модернистов к "исторической" Церкви. "Существует глубокий параллелизм между тем, что переживается церковными обществами обеих Церквей в настоящую минуту. И у нас, как и в лоне католической Церкви, началось глубокое религиозное

пробуждение, стремление к синтезу веры и цивилизации в широком смысле этого слова, движение, не отрывающееся от церковного источника, ищущее единой истинной Церкви, и наталкивающееся на материализова

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком