научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ ''ДВИЖЕНИЯ 4 МАЯ 1919 ГОДА'' НА СЕВЕРО- ВОСТОКЕ КИТАЯ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РЕГИОНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ ''ДВИЖЕНИЯ 4 МАЯ 1919 ГОДА'' НА СЕВЕРО- ВОСТОКЕ КИТАЯ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ РЕГИОНА»

Культура

Особенности "движения 4 мая 1919 года'' на Северо-Востоке Китая и развитие новой литературы региона

© 2009 Н. Лебедева

В статье анализируются особенности ''движения 4 мая 1919 года'' на Северо-Востоке Китая, обусловленные спецификой исторического и социального развития региона, значение идей ''4 мая'' для формирования новой литературы. Также рассматриваются формы и методы их распространения в регионе: манифестации, забастовки, бойкот японских товаров, создание литературных объединений с собственной периодикой. Характеризуются первые произведения новой литературы, созданные на Северо-Востоке.

Ключевые слова: "движение 4 мая 1919 года", Северо-Восток Китая, китайская литература, литературные общества.

Двадцатый век оказался для китайской истории богатым на события, повлекшие за собой глубокие перемены в судьбах страны. Одним из таких событий стало ''движение 4 мая 1919 года'', девяностолетие которого отмечается в этом году. Юбилеи хороши уже тем, что они предоставляют повод и возможность заново оценить явления, достаточно далеко отстраненные от сегодняшнего дня, успевшие остыть от накала политических страстей.

По-прежнему очевидно, что, хотя политические задачи движения были довольно ограниченными, его историческое значение велико. Бесспорно, что это движение изменило ход истории Китая, повлияло на развитие его культуры. Оно затронуло многие вопросы жизни китайского общества — от социально—экономических до проблем формирования национального языка.

Лебедева Наталья Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры восточных языков Дальневосточного государственного университета, г. Владивосток E-mail: lebedeva_n@eastnet.febras.ru.

В конце XX в. оценивая события его начала, в ходе дискуссии "Национальные традиции и социалистическая модернизация страны'' китайские историки отмечали некоторую односторонность антиконфуцианской борьбы "движения 4 мая'', а иногда и нигилистический подход к проблеме освоения национальной культуры, некритическое воспевание западной культуры1.

Китайская литература 80-х годов ("литература нового периода'') в поисках новых тем и форм тоже обратилась к "движению 4 мая'' как культурному проекту, во многом определившему состояние китайской литературы в XX в. Получило дальнейшее развитие реалистическое направление, наследовавшее традиции литературы "4 мая''. В этот период оно было представлено "литературой ран и шрамов'', "литературой дум о прошедшем'', "литературой реформ''2.

Литература "поиска корней'', или "литература корней'', возникшая в середине 1980-х гг., связана с возвращением к национальным культурным традициям. Поиск возможных причин потери корней привел многих писателей к переосмыслению "движения 4 мая''. Статья А Чэна "Культура обусловливает человечество'' ("Вэньхуа чжиюэчжу жэньлэй''), опубликованная в 1985 г., была одной из первых работ, в которой указывалось, что проблемы китайской литературы вызваны культурным разрывом. Этот разрыв, по убеждению автора, явившийся катастрофой для нации, был спровоцирован "движением 4 мая'', а "культурная революция'' оказалась лишь радикальным расширением "движения 4 мая''.

Хань Шаогун в статье "Корни литературы'' ("Вэньсюэ дэ гэнь''), ставшей манифестом движения, писал, что эрозия региональной культуры началась еще до начала XX в., была усилена "движением 4 мая'' и "культурной революцией''3.

Таким образом, при разнообразии мнений очевидно, что "движение 4 мая'' было не только крупным социальным потрясением, пробудившим страну, но и явлением, во многом определившим облик китайской литературы XX в. Его влияние на китайскую художественную культуру не исчерпано до сих пор.

Развернувшись в центре Китая, "движение 4 мая'' волнами разной силы докатилось практически до всех уголков страны. Не стал исключением и СевероВосточный Китай (другие названия — Дунбэй, Маньчжурия). Цель данной статьи — проанализировать особенности этого движения в указанном регионе, отличавшемся заметным своеобразием развития, показать, как под влиянием идей "движения 4 мая'' в противостоянии со старой культурой формировалась новая китайская литература ХХ в.

Региональные особенности "движения 4 мая 1919 года'' на Северо-Востоке Китая

Одна из заметных особенностей "движения 4 мая'' на Северо-Востоке была связана с хронологией и состояла в том, что здесь оно предшествовало движению за новую культуру, тогда как в центре Китая было наоборот. В центре страны движение за новую культуру развернулось в середине второго десятилетия ХХ века, на Северо-Востоке же начало развиваться в период, когда по всему Китаю оно уже близилось к завершению. На Северо-Востоке время наиболее интенсивного развития пришлось на конец 20-х гг., завершающий этап оказался связан с началом японской агрессии в 1931 г.

Восприимчивость к новым идеям, которые несло в себе "движение 4 мая'', в регионе была подготовлена особенностями его социально-политического развития. С нашей точки зрения, среди них можно выделить две определяющих: постоянно усиливавшаяся милитаризация и рост японского экономического и поли-

тического присутствия. В известной степени эти две тенденции переплетались, поскольку японская сторона ''проводниками экспансии в северо-восточных провинциях стремилась сделать местных милитаристов. Клика Чжан Цзолиня, укрепляя свой режим с помощью японских займов и капиталовложений, японского оружия, японских советников и инструкторов в армии, расплачивалась за это экономической и политической зависимостью Северо-Востока страны от Японии''4.

С середины 20-х годов притязания Японии на Маньчжурию резко усилились.

Очевидно, что такая обстановка создавала условия для формирования в кругах интеллигенции настроений недовольства, готовности к протесту. Уже в начале века раздавались голоса в поддержку замены старой феодальной морали новой, о которой становилось известно благодаря все расширявшемуся влиянию западной культуры. Активно высказывались и сторонники замены древнего языка вэньянь на близкий к разговорному язык байхуа.

Поэтому не покажется странным тот факт, что протест против феодальной системы, ставшей одним из главных объектов критики ''движения 4 мая'', и призыв аннулировать ''21 требование'' Японии на Северо-Востоке слились с местными антияпонскими выступлениями.

На Северо-Востоке, как и в центре страны, особенно активной силой движения были учащиеся. На родину возвращались выпускники столичных университетов, принося с собой энтузиазм новой молодежи и новые идеи. Именно они и становились проводниками новых веяний, распространяли их среди местных сверстников.

Так, группа учащихся г. Фэнтянь (так тогда именовался Шэньян, по сути ставший центром движения в регионе) издала манифест, в котором провозглашалось: ''Потеря Циндао приведет к утрате Северо-Востока, а утрата Северо-Востока создаст опасность для всего Китая. Ситуация крайне опасна и висит на волоске''5.

Учащиеся Чанчуня провели собрание по спасению родины, а после него вышли на демонстрацию. В Харбине был создан ''Объединенный комитет учащихся'', действовавший под лозунгами ''Отобьем Циндао'', ''Бойкот японским товарам''.

Кроме учащихся в выступлениях участвовали рабочие КВЖД, Харбинского локомотивного депо, фабрики по производству спичек в Чанчуне, горняки Фэньтяня, угольных шахт Бэньси и других предприятий. Подобные акции антияпонской борьбы затронули более 40 городов и уездов Северо-Востока и стали беспрецедентными по размаху и силе воодушевления участников.

Хотя ''движение 4 мая 1919 года'' в регионе не было подготовлено движением за новую культуру, как это случилось в центре Китая, а развивалось практически в одно время с ним или чуть его опережая, оно было усилено антияпонскими настроениями местной интеллигенции, сформировавшимися в связи с угрозой национального порабощения в ходе укрепления японских позиций в Маньчжурии.

2. Роль литературных обществ Северо-Восточного Китая и их периодических изданий в распространении идей "движения 4 мая 1919 года''

Одной из форм, в которых реализовывались и развивались идеи ''движения 4 мая 1919 года'', было создание большого числа различных литературных группировок со своими литературно-художественными изданиями.

Среди наиболее известных в Северо-Восточном Китае историки литературы называют общество Белого Тополя (''Байяншэ''), созданное в 1920 г. в г. Цзилинь Му Мутянем (1900—1971), Лю Чжэнтуном и другими. Это общество

выпустило семь номеров одноименного журнала, в котором пропагандировались идеи движения и произведения новой литературы.

В июле 1920 г. в Даляне Фу Лиюй, Янь Жэнтао, Лю Хэцинь, Цзян Чуцяо, Шэнь Чайтунь и другие создали Даляньское общество китайской молодежи ("Далянь чжунхуа циннянь хуэй''). Они выступали за преобразование Китая, изменение социальной системы. Члены общества начали с распространения среди заинтересованных лиц своих докладов, а с февраля 1923 г. появилось и собственное издание — "Синь вэньхуа'' ("Новая культура''), которое редактировал Цзян Чу-цяо. Основные задачи общества и журнала декларировались следующим образом: развивать и реформировать культуру, выступать за единство мира против разобщенности людей, бороться за единение севера и юга, формировать дух демократизма, способствовать выявлению духа китайской древней культуры, использовать суть западной культуры.

В апреле 1924 г. члены общества ощутили необходимость усилить свое влияние непосредственно на молодежь, и журнал "Синь вэньхуа'' был преобразован в ежемесячное издание "Циннянь и'' ("Молодежный фланг''), просуществовавшее до конца 1925 г. Всего было издано более 30 номеров, которые распространялись не только на Северо-Востоке, но и в Пекине, Тяньцзине, Циндао, Ухани, Шанхае, Гуанчжоу и других городах.

В 1922 г. Гао Чунминь, Мэй Фогуан, У Чжуцунь, Су Цзыюань и другие учредили в Фэнтяне научное общество и ежедекадный журнал "Цимин'' ("Утренняя звезда''). Кроме того, было создано Фэнтяньское общество молодых христиан ("Фэнтянь цзидуцзяо циннянь хуэй''), издавался журнал "Фэнтянь сюэшэн'' ("Фэнтяньский студент'').

История этого общества весьма показательна и характерна для

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком