научная статья по теме ОСОБЕННОСТИ ИРЛАНДСКОЙ МОНАСТЫРСКОЙ КУЛЬТУРЫ IX-XI ВВ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ОСОБЕННОСТИ ИРЛАНДСКОЙ МОНАСТЫРСКОЙ КУЛЬТУРЫ IX-XI ВВ»

ОСОБЕННОСТИ ИРЛАНДСКОЙ МОНАСТЫРСКОЙ КУЛЬТУРЫ IX-XI ВВ.

Начиная с IX века, Ирландию сотрясают нападения скандинавов, что меняет культурную ситуацию стране. Не оставляет сомнений тот факт, что некоторые ирландские ученые отправлялись на континент в период процветавшего там Каролингского возрождения. Мерфи1 считает, что массовый исход на континент был обусловлен ужасами войны на родине. Это звучит правдоподобно, хотя надо отметить, что ирландцы отправлялись на континент и раньше. Но, тем не менее, произошла перемена в характере паломничества в это время. Паломники VI-VII веков были аскетами - изгнанниками ради Христа. Без сомнения эта тенденция продолжилась и в IX веке, но теперь доминируют ученые ищущие покровительства. Один из тех кто бежал на континент, спасаясь от зверства викингов был Седулий Скотт. По мнению Мерфи «жестокая северная буря швырнула Седулия в гостеприимные объятья епископа Артгара из Льеж». И эта буря представляла собой «необузданный северный ветер викингов»2.

Набожность Седулия не противоречит принципам благополучной жизни. Седулий пишет:

Я вкушаю яства с винами, стихотворство мне приятно, Сплю спокойно в ночи час, возношу молитвы Богу.3

Ирландские интеллектуалы-латинисты, благодаря условиям, созданным Каролингским возрождением, могли с легкостью найти работу, почет и хорошее общество на континенте, в то время как жизнь на родине была особенно трудна.

Еще одна очень важная перемена в IX веке происходит с ирландскими скрипториями. Язык ученых менялся. Ранние записи в Анналах Ольстера сделаны на латинском. Часто появляются ирландские слова, а иногда и целые предложения, но латинский продолжает доминировать. К IX веку количество записей на ирландском увеличивается, особенно в 830 годах. К середине 830 годов большинство некрологических записей представлены на латинском, а все остальные записи сделаны на ирландском, и эта тенденция характерна для всего IX века. Такого типа перемена началась еще задолго до нападений викингов, и эти записи постоянно растут вместе с увеличивающимся количеством свидетельств об опустошительных последствиях нашествия викингов.

В период до пришествия викингов доступ к религиозному обучению был открыт главным образом, для монахов, обучение грамматике и толкование Библии были уделом клириков, даже чтение житий святых считалось занятием, предназначенным в основном для священства. Но переход от латинского к местному языку расширил возможности общения. Все более глубоким становится проникновение местной культуры в религиозную литературу. Это начинается в IX веке и становится более очевидным в X веке.

Какие же последствия оставило нашествия викингов в IX веке? Церкви были разрушены, монастырская собственность была разворована и уничтожена. Священников уводили в плен, убивали, но монашеская жизнь продолжалась. Сохранилось право наследования церковной должности в семье, усилилась тенденция к тому, что один и тот же клирик совмещал несколько должностей, как положительный момент, нужно отметить, что монастыри перестали вести войны друг с другом. Ирландские скриптории претерпели некоторый упадок в период с 832

1 Gerard Murphy, «Scotti peregrine», 1926.

2 Gerard Murphy, «Scotti peregrine», 1926./A New History of Ireland.I. Prehistoric and Early Ireland/ ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 643.

3 Перевод Ивановой Е.Ю.

по 865 г., но этот упадок был не долог, и скриптории возобновили свою деятельность в конце века. Язык ученых начал претерпевать изменения еще до прихода викингов. И эта тенденция усиливалась на протяжении всего века. В общем и целом церковь понесла огромный урон от викингов, на много больший, чем во время местных войн, и, тем не менее, церковь, как институт осталась такой же, как была до нашествия викингов. Нашествие викингов положило конец непрекращающимся военным действиям между ирландскими королями и ирландскими монастырями после 840 г. Вероятно тот ущерб и то поражение, которое они потерпели от викингов, угасил их воинствующий дух. Однако из анналов известно, что были случаи, когда ирландцы брали в союзники викингов в борьбе с ирландцами, или когда викинги дрались с викингами и много раз ирландцы воевали против ирландцев.

К X веку давление викингов на ирландскую церковь начало уменьшаться. До нас еще доходят свидетельства о некоторых набегах. Так в 948 г. аббата из Слейн взяли в плен, где он и умер в руках язычников. В 950 г. колокольня Слейн была сожжена вместе с чтецом и многими людьми, которые искали там убежище. В огне были уничтожены монастырские ценности и реликвии, такие как особо ценный колокол и епископский посох, некогда принадлежавшие святому покровителю этого места. Но, в общем и целом, если мы сложим все нападения викингов, их будет меньше, чем в IX веке. Викинги обосновываются в Дублине и постепенно вливаются в жизнь ирландского общества. К концу X века викинги принимают христианство. И, вероятно, именно поэтому, когда в 921 г. Готфрид Дублинский грабил Арма, он пощадил религиозные здания и аскетов Слуг Божьих (Cele De). Интересен и факт принятия монашества викингами, так после битвы под Тарой в 980 г., потерпевший поражение король Олаф (норвежское имя Olafr, изначально Anleifr, соответствует древне-английскому Anlaf; ирландскому, Amlaib) Куаран Дублинский удалился в монастырь на о. Айона: « Амлайб (Amlaib) сын Ситрика - верховный король иностранцев Дублина отправился на о. Айону в паломничество и умер после покаяния и очищения»4. Мы обнаруживаем, что главы викингов давали своим сыновьям имена христианских святых. Христианство пришло к викингам из двух источников: за счет контактов с пленными, а так же через дружеские контакты с ирландской аристократией.

Методы ведения войны викингами были взяты на вооружение ирландскими королями. Должно быть это было неизбежно, так как они нередко сражались как союзники.

Святые места (санктуарии) утратили былое уважение. В 939 г. и 940 г. Доннхад в походе на Брегу разрушил Феннор и Динлир, убив священника в церкви в Феннор. В 953 г. люди Мунстера вместе с иностранцами разграбили Клонмакнойс. В 971 г. Домнал при походе на Мит осквернил все церкви. Выглядело так, как будто церкви воспринимались как любое другое место, из которого войска могли нанести ответные удары и как источники для обогащения трофеями. В 995 г. люди Фернмага и Аэгилла расхитили Арма, сжигая монастырское имущество, и увели две тысячи коров. Монашеские поселения нередко становились полями брани для враждующих сторон. Даже в особо почитаемых местах связанных c именем святого Патрика могли вестись военные действия. Монашеские санктуарии все чаще подвергались осквернению, и ирландцы, как и иностранцы нарушали запреты о невозможности насилия в пределах монашеских поселений. Монастырь теперь рассматривался, как еще одно укрепление. Иногда монахи почитающие память святого жаждали мести или требовали компенсации за нарушение церковных запретов. Но чаще, в целях защиты имущества, реликвии выносили из монастыря. Церковь утратила свои былые привилегии.

Изучение анналов наводит нас на мысль, о том, что малые монастыри начинают упоминаться реже в X веке, в то время как более крупные монастыри постепенно обретают доминирующее положение. Это свидетельствует о серьезной перемене в церковной сфере. В данный период власть крупных аристократов разрасталась за счет мелких. Эта тенденция, которая

4 A New History of Ireland.I. Prehistoric and Early Ireland/ ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 645.

началась еще в довикинговый период. Нестабильность ситуации подталкивала людей к пониманию необходимости наличия могущественного вождя, который бы защитил их, что находило отражение и в жизни церкви. Вероятно, так и происходило с Арма, который постепенно начинает занимать лидирующие позиции. Бриан Бору был первым королем, который подчинил силы юга и севера в борьбе с викингами. В 1006 г., он признал права преемника Патрика и ученый Мойла Сихаэна записал их в книге Арма в присутствии Бриана Бору (imperator Scotorum)5. На протяжении X века Арма укрепил свои позиции на территории всей Ирландии, расширяя свои права сбора податей как на юге, так и на севере, заручившись поддержкой крупных аристократов. По мере увеличения благосостояния к концу века необходимость совмещать несколько должностей одним священником уменьшилась.

В некоторых монастырях можно заметить принцип наследования должности настоятеля как будто бы эта должность являлась сродни наследованию престола. Так, например, во второй половине X века семейство Кланн Синег пришло к власти в Арма. Это семейство явилось ответвлением семейства И Ехдах - одного из руководящих семейных кланов Аэгаэл на территории которых находился Арма. Дуб да Лейт руководил монастырем, он стал аббатом в 965 году. После сравнительно не продолжительного периода его племянник Мэл Мур унаследовал это место в 1001 году. После этого семейное наследование должности аббата продолжалось до 1137г. Положение Клонмакнойса было приблизительно таким же. Здесь правит семейный клан Мак Куин на мБохт. Ко второй половине IX века, а возможно, даже чуть раньше стало ясно, что не было существенной разницы в том, является ли аббат монахом или нет, поэтому нередко эту должность занимал женатый священник или даже мирянин. Как отмечает Кет-лин Хьюс6, в монастыре был епископ и священник, осуществлявшие духовные функции, а аббат выполнял административные и социальные функции: регулярно обходил монастырскую территорию для поддержания и расширения прав, выступал гарантом в законодательных соглашениях, вел переговоры с королями и даже иногда, вероятно возглавлял военные группы. В некоторых более процветающих местах крупные должности пришли в руки определенным семейным кланам. Такого рода ситуация укрепляла безопасность, а также связи между церковной и мирской знатью. К X веку основным языком монашеских школ был ирландский. К этому времени scriba (переписчик книг), как титул все реже упоминается в анналах, так как ему на смену приходит fer léigind (ученый). Ученые церковнослужители в довикинговый период обычно, хотя и не всегда писали на латинском, а к X

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком