научная статья по теме Особенности использования музыкальных произведений третьими лицами в сети Интернет Науковедение

Текст научной статьи на тему «Особенности использования музыкальных произведений третьими лицами в сети Интернет»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Покидова Н.А., аспирант

Всероссийской государственной

налоговой академии

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

На протяжении длительного периода времени в отечественной юридической науке вопросам правовой охраны музыкальных произведений уделялось недостаточно внимания. Как объект авторского права музыкальное произведение подвергалось тщательному изучению лишь в 60-е годы XX века1. За прошедшие 40 лет появились новые способы создания и использования музыкальных произведений, а также изменилось законодательство.

В условиях повышения уровня правовой охраны произведений появилась объективная необходимость в теоретическом изучении положений действующего законодательства и постепенно складывающейся судебной практики в области авторского права на музыкальные произведения. В настоящей статье будут рассмотрены лишь некоторые проблемы, существующие сегодня в данной сфере.

До изобретения механического способа печатания музыкальные произведения могли размножаться только посредством ручного труда - переписки отдельных экземпляров. Поэтому в то время о контрафакции не могло быть речи, и в установлении защиты авторских прав композиторов не было надобности. Только с XV века, когда в Венеции был изобретён механический способ печатания при посредстве подвижного нотного шрифта, начинает распространяться контрафакция музыкальных произведений, и возникает нарушенный интерес композиторов, который требовал защиты со стороны государства. Как и по отношению к литературным произведениям, на первых порах такая защита осуществлялась посредством привилегий, которые правителями различных государств выдавались авторам или издателям музыкальных произведений2.

Но затем, с течением времени и по мере развития нотного производства, привилегии уступают место общим законодательным постановлениям, имеющим целью оградить авторское право композиторов от нарушения их интересов контрафакторами3.

Последние достижения в области цифровой технологии наряду с быстрым развитием электронно-компьютерных сетей и других средств связи являются серьёзной проблемой для обеспечения эффективной охраны и защиты авторских прав на музыкальные произведения.

В условиях научно-технического прогресса несовершенство законодательства и отсутствие надёжных технических средств защиты создают благоприятные условия для пиратства в Интернете. С появлением и широким распространением Интернета проблема охраны объектов авторского права стала глобальной. Технический прогресс позволил превратить музыку в цифры, которые можно бесконтрольно копировать и беспрепятственно распространять через Интернет. Высокие темпы роста Сети все больше ослабляют возможности контроля за отчислением авторских вознаграждений владельцам музыкальных произведений. Механизм распространения цифровых звукозаписей в Интернете в большинстве договоров рекорд-студий с владельцами авторских прав не прописан. Однако

1 См.: Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. - М., 1963; Зильберштейн Н.Л. Авторское право на музыкальные произведения. - М., 1960.

2 Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. - Петроград, 1916. - С. 46.

3 Первый закон о защите композиторов был издан в Нюрнберге, в статуте 1550 г.

остановить виртуальный обмен музыкальными файлами так же невозможно, как остановить любой другой обмен информацией в Сети. Подобный запрет будет тормозом на пути технического прогресса в сфере информационных технологий.

Сеть Интернет породила целый ряд противоречий, связанных с интеллектуальной собственностью. Во-первых, при размещении объектов в сети Интернет невозможно определить количество копий произведения. Ведь если на традиционных носителях можно четко определить количество проданных копий, то в случае с сетью Интернет, этот вопрос остаётся открытым. Если кто-нибудь размещает объект интеллектуальной собственности на web-сайте, то теоретически, он изготавливает одну копию, но фактически, этот объект может быть скопирован неограниченное количество раз. Во-вторых, все объекты, представленные в сети Интернет, обладают способностью сохранять своё качество. Ведь при пересылке, копировании, воспроизведении они не подвергаются физическому износу. Они не стареют, не теряют потребительских свойств и хранятся бесконечно долго. Это позволяет очень легко воспроизвести их в любой момент. И каждая последующая копия не будет ничем хуже предыдущей, в отличие от ситуации с традиционными носителями4. Как отмечает А.С. Кемрадж, «в Российской Федерации создана в целом устойчивая система законодательных актов, направленных на охрану результатов творческой деятельности и средств индивидуализации. Однако ни один из этих актов не содержит характеристики особенностей существования объектов интеллектуальной собственности именно в сети Интернет. Налицо пробел в законодательстве, неуспевание последнего за стремительным развитием такого рода явлений... Ни в законодательстве Российской Федерации, ни в действующих на её территории подзаконных актах не определено правовое положение доменов и доменных имен, способы их использования и защиты»5.

На многочисленных web-сайтах размещаются либо сами фонограммы с записями музыкальных произведений, либо специальные компьютерные программы, позволяющие пользователям Интернета беспрепятственно обмениваться музыкальными файлами в неограниченном количестве. Учитывая сложности, связанные с фиксацией факта несанкционированного размещения музыки на сайтах, а также отсутствие эффективных технических средств, позволяющих контролировать постоянный процесс обмена музыкальными файлами в Сети, добиться соблюдения авторских прав при подобном распространении произведений сегодня представляется маловероятным.

Состоявшееся объединение Интернета и мобильных телефонов создает ещё одну форму доставки музыкального контента потребителю. Операторы мобильной связи уже сейчас готовы предоставлять потребителю музыкальный контент, а правообладателю - детальные оперативные данные об этих загрузках. В перспективе это позволит осуществлять оперативные выплаты владельцам авторских и смежных прав.

В российском секторе Интернета действует не один десяток сайтов, предоставляющих онлайновый доступ к музыкальным композициям. Наиболее крупные из них -www.allofmp3.com,www.delit.net, club. mp3search.ru, www.zvuki.ru и www.rmp.ru6.

Во всем мире благодаря усилиям Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA) и аналогичных зарубежных организаций установлена средняя стоимость музыкального файла, продаваемого через Интернет. Параметров, по которым рассчитывается цена, очень много, например, так называемый «битрейт» (bit rate, или частота) музыкального файла, от которого напрямую зависят его размер (т.е. место, занимаемое на диске), качество звучания и т.д. Но все же можно сказать, что в среднем на западных Интернет-ресурсах файл

4 См.: Скиба В.И. Правовые вопросы интеллектуальной собственности в сети Интернет. - М., 2002. -С. 26.

5 Правовые аспекты использования Интернет-технологий /под ред. А.С. Кемрадж, Д.В. Головерова. -М., 2002. - С. 48-55.

6 См.: «Российская газета». - 2004. - 2 апреля. - № 68 (3445). - С. 10.

самого популярного формата .тр3 стоит $1. Российские же сайты, занимающиеся продажей музыкальных файлов в различных форматах посредством сети Интернет, фактически реализуют их за одну десятую их стоимости на западных ресурсах, предоставляющих такие же услуги. То есть если принять усредненное количество песен в музыкальном альбоме за 10, то получается, что по цене одной песни продается целый альбом. Во всем цивилизованном мире такая политика продаж носит название демпинга, а это уже относится к недобросовестной конкуренции. Российские Интернет-ресурсы захватывают таким образом рынок цифровой музыки, лидерство на котором изначально принадлежало западным музыкальным Интернет-ресурсам .

Зарубежные сайты, прежде чем разместить у себя песню или альбом, заключают соглашение с её правообладателем: автором или звукозаписывающей компанией. В России всё происходит несколько иначе. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 8 предусматривает возможность коллективного управления имущественными правами. В сфере Интернет-торговли продуктами мультимедиа такие полномочия взяло на себя «Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям» (РОМС), образованное в конце 1999 года. Основная деятельность РОМС состоит в заключении договоров с правообладателями или с другими организациями по коллективному управлению авторскими правами на предмет возможности использования объектов этих прав в открытом доступе. Любая легально действующая организация, предоставляющая онлайновый доступ к широкому спектру мультимедийных продуктов, должна заключить с РОМСом лицензионное соглашение. Это соглашение предусматривает выплаты РОМСу авторских гонораров за каждое использование того или иного произведения. В свою очередь, РОМС перераспределяет эти вознаграждения уже непосредственно среди правообладателей.

Организованное самими авторами и исполнителями музыкальных произведений, в число которых вошли Стас Намин, Эдуард Успенский и ряд других, РОМС, по словам представителей этой организации, действует в интересах всех российских и иностранных правообладателей. Создание РОМС было серьёзным ударом по музыкальному пиратству, так как на сегодняшний день около 85% российских музыкальных порталов, предоставляющих доступ к трЗ-музыке, прошли лицензирование и действуют абсолютно легально9.

Интернет был и остаётся практически идеальным местом для нелегальной деятельности. Станет ли РОМС панацеей от пиратства в сфере торговли музыкой через Интернет - покажет время. До тех пор, пока техническая сторона вопроса не будет решена, авторам, исполнителям и производителям фонограмм осуществить свои законные права навряд ли удастся.

Тем не менее, вводятся новые механизмы охраны объектов авторских и смежных прав. Основа этих механизмов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком