научная статья по теме Особенности конструкта политической идентичности, созданного русской православной церковью в 2000 годы Биология

Текст научной статьи на тему «Особенности конструкта политической идентичности, созданного русской православной церковью в 2000 годы»

особенности конструкта политической идентичности, созданного русской православной церковью в 2000 годы

Семенова Д.М.

Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Россия

Статья посвящена исследованию конструкта политической идентичности, созданного Русской православной церковью в 2000 годы. Данное исследование актуально, поскольку в последние годы РПЦ становится активным участником политической жизни, в том числе и в сфере создания национальной идеи и в области конструирования политической идентичности. Исследование проводилось методом контент-анализа текстов и официальных заявлений представителей церкви, опубликованных на официальных сайтах РПЦ в данный период времени. Целью исследования является выявление наиболее характерных терминов для дискурса РПЦ, которые позволяют дать ответ на вопрос «Кто мы?»

Ключевые слова: политическая идентичность, конструирование идентичности, Русская православная церковь, Русская идея, русский менталитет.

features of the construct of political IDENTITY creating BY THE RussiAN orthodox church IN 2000

Semenova D.M.

Perm State National Research Polytechnic University, Perm, Russia

The research is about the construct of political identity, creating by the Russian Orthodox Church in 2000. This problem is topical in Russian political science because the Russian Orthodox Church becomes more and more active

political actor in social life and in the sphere of political identity's constructing. The research includes the content-analysis of the official Russian Orthodox Church s statements and speeches. The object is to reveal the terms, which make it possible to give the answer the question « Who we are?»

Keywords: the political identity, political identity's constructing, the Russian Orthodox Church, the Russian Idea, the Russian mentality.

Процесс конструирования политической идентичности включает в себя ряд последовательных действий, а именно: создание определенной системы символов и ценностей, основанной на стереотипах конкретного политического сообщества, которые позволяют отличить себя от других, а также мифа, который структурирует данные ценности, и в итоге - трансляцию конструкта в общество. В качестве инструментов трансляции конструкта могут выступать СМИ, Интернет, включение населения в конкретные практические действия, например, в общественные организации или движения, группы в социальных сетях, а также в дискурсивные практики.

Сам конструкт политической идентичности, на основании подхода В.И. Пантина и И.С. Семененко, состоит из нескольких компонентов: «Кто мы» - основания принадлежности к политической общности; «Другие», которые могут выступать, в том числе, и как «Враги»; совокупность ритуалов и традиций, стиля поведения, которые необходимо соблюдать и выполнять, а также понимание нашего «прошлого» и «будущего».

Мы предполагаем, что существует непосредственная взаимосвязь между философским концептом «Русская идея» и современным конструктом политической идентичности Русской Православной Церкви. Одна из причин популярности философского концепта «Русская идея» и в современном российском обществе, это то, что он точно, полно и логично дает ответы на вопросы «Кто мы?», «Кто другие?», «наше прошлое» и «наше будущее». Идеологемы, лежащие в основе, складывались в течение долгого времени и с учетом русского менталитета, их вполне можно охарактеризовать, как социально значимые. Можно разложить концепт «Русская идея» на следующую систему понятий, «готовых» образцов - имманентной составляющей идентичности (по терминологии И.С. Семененко и В.И. Пантина), на которую ориентируется РПЦ в современном публичном пространстве.

Основные идеи, заложенные в «русской идее» - позитивны по своей сути, то есть могут служить фундаментом для позитивной политической идентичности, согласно терминологии В.И. Пантина, И.С. Семененко [1]. Важной чертой идеологемы является, по словам Ю.С. Пи-воварова, то, что «Русская идея» принципиально отлична от европейской - «Свобода, равенство, братство» и от American dream - «Дом. Семья. Машина» [2, с. 325], и, следовательно, может быть эффективным основанием для определения «русскости», индивидуальности нашей нации.

В России происходит адаптация «Русской идеи» Русской православной церковью к современным условиям. При анализе частоты упоминаний конкретного слова, контекста упоминания, количества размещений в заголовках материалов, обнаружилось, что представители РПЦ в большом количестве материалов прямо или косвенно отождествляют Россию с идеологемами «Великое государство, «Святая Русь». В материалах сайтов наблюдается высокая частота упоминаний таких характеристик России, как «великое государство с высокой духовной традицией, богатейшей культурой, сильной экономикой, устойчивой политической системой, развитым гражданским обществом», [3] «центр христианской восточно-европейской цивилизации» [4]. Представители Русской Православной Церкви заявляют, что Россия играет все более значимую роль в современном мире и связывают их с задачами, стоящими перед РПЦ.

«Великая Русь, Великое государство, Святая Русь - эти категории в дискурсе являются социальным воображаемым, если основываться на терминологии Лаклау и Муфф [6, с. 60-67]. Это идеализированное представление о российском государстве, к которому апеллирует православная церковь, существует давно. В нем заключено скрытое противопоставление другим государствам, представляемым как менее духовные, менее богоугодные. Из этого противопоставления вытекает идея мессианства, характерная для русской философской мысли, идея, которая соотносится с мыслью Чаадаева: «У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество» [7].

РПЦ в Заявлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о противодействии экстремизму и терроризму, фокусирует внимание на следующих важных для русского человека ценностях: патри-

отизм («патриотизм - естественное чувство, оно изначально присуще человеку, говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» [8], крепкая семья («защита семьи - это борьба за будущее нашей страны в истории» [8]), трудолюбие и честность, любовь к ближнему, справедливость и взаимопонимание, история и традиции. В заявлении Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском всея Руси, даны характеристики фундамента российской идентичности: «Россия с ее многовековой культурой, основанной на ценностях соборности, самоограничения, умеренности, жертвенности и патриотизма...» [9]. Идеология России, по мнению членов Экспертного совета, должна иметь прочный базис, основанный на традиционных для нашего общества ценностях, укорененных в культуре и ментальности нашего народа, в том числе в нравственных постулатах традиционных религий России, в первую очередь, Православия. Неоднократно встречается констатация духовного богатства русской культуры, ее уникальных достижений.

Основополагающими принципами жизни России эксперты Совета называют принципы социальной справедливости и солидарности поколений, принципы высокой нравственности и этического поведения, социальной ответственности. Акцент делается на духовные основы человеческого бытия. В качестве основы общественной жизни выдвигается «не экономическая деятельность, а духовно-нравственные, идейно-мировоззренческие аспекты человеческого существования, нравственный выбор граждан» [9].

Солидарность и взаимопомощь - «важнейшие православные традиции» - наиболее часто встречаются в материалах при описании отличительных черт русских. Православная церковь называет данные черты укорененными в российском обществе, как необходимые условия существования и развития России. Категориям солидарность и взаимопомощь представители церкви противопоставляют западные ценности, в том числе и из области экономики, которые признаются неприменимыми к российским реалиям.

Еще одна важная категория, характеризующая категорию «Мы» -коллективизм как российский трудовой опыт, российская традиция, которая не отрицает частную инициативу, но дополняет ее.

Справедливость, солидарность, коллективизм, взаимопомощь, нравственность - эти категории являются узловыми точками в дискурсе.

Они, во-первых, обладают высокой степенью смысловой неопределенности, во-вторых, близки российскому менталитету, поэтому, попадая в изучаемое идеологическое поле, где господствующим означающим является православие, приобретают соответствующую идеологическую окраску, а также достаточно эффективно выполняют задачи, прежде всего, вызова чувства сопричастности, сопереживания у реципиента, являются критерием принадлежности к русской национальности.

Ключевой связующей чертой, маркером «Мы русские» - является православие: «1000-летний опыт истории и культуры России основан на христианстве, на православных культурных и нравственных ценностях» [10]. Православие - в Русской идее - это не просто религия, ветвь христианства, это мощный связующий русских людей элемент, который делает нашу нацию более духовной, более терпимой.

Подводя итоги, мы видим восемь ключевых понятий, которые встречаются наиболее часто: справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, патриотизм, солидарность, самоограничение и жертвенность. Каждое понятие обладает собственной степенью значимости в дискурсе и играет особую роль в процессе конструирования политической идентичности. Понятия обладают явно выраженной политической окраской, что позволяет сделать вывод о влиянии именно на политическую идентичность, несмотря на то, что в дискурсе они обозначены, как базисные ценности в основе общенациональной идентичности.

Русская Православная Церковь использует систему понятий и ценностей, основу которых мы можем найти в работах российских религиозных философов конца XIX - нач. XX века. Это идея Святой Руси, соборности, особой христианской миссии России в мире, богоизбранности русского народа, наследие Византии, симфония религиозной и светской вл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком